Я. Михайлов. Любовь в кинотерапии.
Большой фильм на большом экране в большом зале. Канадское производство с яркими актрисами. Интригующее название Cafe de Flore. В зале SPPA проходит групповая кинотерапия.
В фильме пять линий любви. Материнская любовь к своему больному ребёнку. У него – роковой диагноз: даун. Такие люди живут не больше двадцати пяти лет. Остаются инвалидами в течение всей жизни. Но материнская любовь стремится преодолеть все ограничения природы и прогнозы медиков. «К небу! К небу!» — говорит мама, раскачивая ребёнка на качелях. И ребёнок повторяет: «К небу! У небу!» Может быть, там решаются все проблемы и там – все решения?…
Вторая линия любви – зависимость друг от друга у двух семилетних детей. Они учатся вместе два месяца, но каждый из них нашёл в другом свою вторую половинку, и они больше не могут жить друг без друга. И мама – в отчаянии. В семь лет у ребёнка рвётся связь с мамой, которая жертвует всё для своего больного ребёнка.
Третья линия – любовь двух молодых женщин к мужчине, который входит в «кризис среднего возраста». Одна из них – его жена, которая любит его как единственного в мире мужчину. Она надеется на его возвращение в семью. Тем более, что у них растёт две маленькие, симпатичные девочки. Другая женщина также считает, что их будущий брак предопределён на небесах. Она молода и красива.
Четвёртая линия – отношения отца и сына. Родители любят и сына, и его жену, и маленьких детей. Они не могут допустить распада семьи.
Пятая линия – мистическая. Если нет совпадений «двух половинок» в этом мире, в этом месте и в это время, — то, возможно, это реализуется по законам кармы…
Фильм закончен. Участники группы начинают обмениваться своими чувствами и – чуть позже – и своими мыслями. Кого-то фильм потряс. «Я увидела примеры настоящего благородства в поведении». «Мне понравился фильм, — я увидела как в конце этой истории соединились вместе все «ниточки, все судьбы».
Кому-то фильм показался скучноватым. «Слишком перегружено. Слишком много сплетений, ниточек, узлов». У кого-то оказалось противоречивое чувство, и симпатия к главному герою, и недоверие. «Если он – профессионал, который любит музыку, как он может раздражаться на свою дочку, которая напевает ему его же любимую мелодию, — Cafe de Flore?» «Тут что-то не так!»
Чувства участников группы по поводу одного и того же фильма не совпадают. Мнения резко расходятся. И это – удивительно. Кажется, все должны чувствовать и думать так же как и я. Слова могут быть другими, а чувства и мысли те же.
И всё, оказывается, не так. В чём же дело?
Существует несколько направлений в кинотерапии.
Одна задача – через свои чувства и мысли разобраться в качестве просмотренного материала, увидеть связь между замыслом автора и культурным контекстом этого жанра.
Другое направление – за как бы обыденным материалом увидеть «идеологию», — за счёт чего тот или другой кадр, фигура, сцена управляют эмоциями зрителей. Как фильм становится инструментом воспитания или пропаганды.
Ещё одно направление – работа с образами и символами для развития психологической компетентности, умения видеть невидимое, физически чувствовать скрытые смыслы, энергетику жизни.
Ещё одним направлением в работе с киноматериалом является психологическое осмысление феноменов, описанных в фильме (любовь, агрессия, ревность, счастье,…).
Во всех случаях кинотерапии, если она проводится регулярно, оживают важные для зрителя переживания, а во время обсуждения – через других, вместе с другими – проделать большую работу для поддержания необходимого уровня психического здоровья.
Итак, каждую пятницу в 18.00 – фильмы о любви, парадоксы любви, переживания любви. Участие – по предварительной записи: + 371-67506257.