КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Ворожейкин Илья. О некоторых аспектах кинотерапии.

Кино, как инструмент психологического воздействия широко используется как профессиональными психологами и психотерапевтами, так и специалистами смежных областей – социальными работниками, педагогами. В собственно психологической практике кино используется в различных формах – в индивидуальном и семейном консультировании, в целях тренировки отдельных психических процессов, как инструмент профилактики, как средство работы с дезадаптивными состояниями человека. Фильмы активно используют специалисты, представляющие, совершенно различные психологические подходы и школы.

Кино – это некоторый “отрыв” от сиюминутного состояния, погружение в определенный сюжет, имеющий свою собственную логику и законы.

В данной статье мы сконцентрировались на конкретных и осязаемых результатах работы, попытались обозначить важные моменты, которые проявились в результате активного применения кинотерапии.

Важнейшей особенностью такого рода работы является то, что просмотр в условиях терапевтической группы существенно усиливает воздействие кинофильма. Множество реакций и неявных взаимодействий (но важных, и, зачастую, ключевых) происходят именно во время просмотра. Несмотря на высокую фактическую включенность в процесс, сам просмотр и последующее обсуждение переживаются участниками как комфортная и защищенная ситуация, что является важным серьезным преимуществом данного вида работы. В рамках кинотерапии возможна работа, как с группами небольшого размера (три-пять человек), так и достаточно большими группами пациентов (10-15 человек). Так же следует отметить, что чем более группа гетерогенна (по возрасту и полу, нозологии, и по личностной проблематике участников) тем более содержательным и динамичным оказывается терапевтический процесс. Что естественно – в более разнообразной группе полнее отражается и прорабатывается сам кинематографический материал. Поэтому, на наш взгляд, продуктивным является работа именно с фильмами целиком, а не с фрагментами или с отредактированными вариантами; особенно интересной и содержательной работа оказывается с многочасовыми фильмами или фильмами, состоящими из нескольких серий. В таком случае просмотр и обсуждение проходят в несколько этапов, что обеспечивает глубокую и длительную экспозицию вопросов, с которыми участники имеют возможность поработать.

Содержательна работа жанром. Каждое произведение киноискусства – это так или иначе раскрытая “вечная” тема, звучащая в жизни любого из участников группы в большей или меньшей степени на текущий момент времени. Правильно подобранный фильм может оказаться тем самым “лекарством”, которое поможет пациенту. Инициировать активность пациента или снизить ее, обратить внимание на внутренние переживания или на внешнее их выражение, усилить чувства или снизить остроту восприятия – все эти задачи определяют выбор фильма и тактику работы с ним. Что интересно – простые по сюжету произведения зачастую оказываются очень эффективными и не менее глубокими, чем произведения, требующие больших усилий для их понимания. Особенно они эффективны в начале работы с неподготовленными пациентами, при включении их в уже сложившуюся группу, или при работе на ранних этапах формирования группы. Простые сюжеты позволяют, не отвлекаясь на второстепенные детали, прожить и прочувствовать основную суть истории, заложенной в произведение, которая может явиться отголоском истории больного.

Подбор фильмов, как и любой выбор терапевтических инструментов представляется нам достаточно индивидуальным процессом. Каждый конкретный фильм может являться эффективным лишь в случае, если его содержание cоответствует потребностям пациентов и резонирует с ведущим. Лишь после этого возможна эффективная и плодотворная работа с группой, в этом случае для пациентов есть то содержание, которое возможно “разделить” с ведущим. Один и тот же фильм в руках разных ведущих вполне может оказаться совершенно различным инструментом.

Позиция ведущего имеет сильное влияние на происходящие в группе, можно сказать, что он создает поведенческий и эмоциональный контекст на котором и могут происходить (или, напротив, быть менее проявленными, незаметными, латентными), те или иные групповые события. По-настоящему, реалистично включенный (не подавляющей своей активностью пациентов, а, именно, чувствующий свою роль и место в групповом процессе) терапевт “включает” и группу. Проявляющий творчество, спонтанный, действующий “здесь и сейчас” ведущий способен “заразить” этим участников группы. И лишь после возможно продуктивное поощрение творческой активности пациентов. Иначе запустить такие процессы в группе крайне затруднительно, так как без собственной вовлеченности в групповой процесс активизация участников зачастую превращается в пустое морализаторство, которое лишь подавляет продуктивные тенденции в группе. «Побочным эффектом» творческой включенности в групповой процесс для терапевта является профилактика профессионального выгорания.

Полнее и глубже активность, как внутренняя, так и связанная с ней, внешняя у пациентов проявляется в ситуации сопровождения и подстраховки ведущим, нежели в случае активно-директивного стиля работы специалиста. Это не означает попустительства в ведении занятий , скорее, задача ведущего состоит в точном и своевременном делигировании группового времени и пространства участникам группы. Важнейшей задачей ведущего, является акцентирование и проявление тех содержательных процессов, которые только зарождаются в группе, делая их более явными и очевидными для пациентов, давая возможность участникам терапии прибывать в реальности этих событий, способствуя осознанию пациентами своей роли и своего места в конкретных жизненных ситуациях.

Продуктивным для участников кинотерапевтических групп является осознание схожести своей жизненной ситуации с ситуацией героев конкретного сюжета, «совместным поиском» выхода из нее в ходе развития действия, согласием или несогласием с происходящим на экране, а на самом деле в жизни. Роль пациента в его личной истории и в пространстве группы в ходе терапии “материализовывается” во вполне конкретные взаимодействия с ее участниками, через которые актуализируются, а затем и разрешаются реальные проблемы. Действия должны быть материальными и понятными, вызывающими резонанс в группе и, конечно, в ведущем. Через осознание таких взаимодействий и их последствий достигаемый терапевтический эффект гораздо более выражен и стоек.

Однако в ходе работы бывает и так что занимаемая пациентом «роль» может «проявиться» через конкретное место в группе, с совершенно определенной дистанцией от реальных людей и реальных проблем, но это не означает, что движения не происходит.

Работая с коммуникацией важно переходить от пространных разговоров, о том “что понравилось” или “не понравилось”, или формального пересказа сюжета, к тому, что действительно находит отклик, и является тревожным. Полезно и содержательно переживание этих тревожных состояний, вызванных соприкосновением с собственными вопросами и проблемами, которые коренным образом отличаются от состояния патологической тревоги. Рефлексия этого процесса может значительным образом положительно повлиять на динамику изменения состояния пациентов.

Завершающий и ответственным этапом занятия является, подведение итогов. В значительной степени то содержание, которое было “поднято” в процессе просмотра и последующей работы, отрабатывается и резюмируется в заключительной части. Продуктивным является конкретность и взаимосвязь этих процессов. Именно те слова и действия, которые вызывают резонанс в группе в большей степени и “уносят” с группы, именно они и становятся тем внутренним опытом, тем содержанием, которые останется у участника кинотерапевтического занятия.

Источник — b17.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *