КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Доверие.

В программу курса «Женщина и насилие»

Доверие (Trust), реж. Дэвид Швиммер, 2010.

«Когда находишь родственную душу, остальное неважно». «Ключ к сердцу женщины – неожиданный подарок в неожиданный момент». Действительно ли это или это все манипуляции? Как распознать, говорят ли тебе правду или коварно обманывают? Когда родители проявляют строгость и ограничивают твою свободу, читают морали или устраивают разносы, всегда ли они только зануды и тираны? Ты не знаешь наверняка, кто разговаривает с тобой в интернете. Кино, которое нужно показывать всем подросткам.

По рассказу Дэвида Швиммера.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: подростковые проблемы, детская травма, социальная драма, семья, сексуальность

Мотто: Когда находишь родственную душу, остальное неважно.

Круг психологических проблем:

  • подросток
  • социальная драма
  • семья
  • доверие
  • травма
  • изнасилование
  • психотерапия
  • счастье
  • несчастье
  • манипулирование
  • сомнение
  • сексуальное насилие
  • педофилия
  • соблазн
  • выбор
  • конформизм
  • ложь
  • мечты
  • виктимблейминг
  • газлайтинг
  • использование
  • лесть
  • отрицание
  • расследование
  • жертва
  • воображение
  • преувеличение
  • катастрофизация
  • стокгольмский синдром
  • унижение
  • идеал
  • идеализация
  • самооправдание
  • психологические защиты
  • самообман
  • месть
  • ссора
  • иллюзия
  • отстранение
  • трансформация
  • одержимость
  • предательство
  • взаимоподдержка
  • обвинения
  • любовь
  • кошмар
  • обман
  • обесценивание
  • тайна
  • самосуд
  • сексуальность
  • депрессия
  • кризис
  • самообвинение
  • прозрение
  • буллинг
  • преодоление
  • попытка самоубийства
  • прощение

Системы отношений:

  • дети-родители
  • подросток-взрослый
  • счастье-несчастье
  • жертва-преступник

Черты характера:

  • скромность
  • подозрительность
  • наивность
  • беспечность
  • неуверенность в себе

Эмоциональная парадигма:

  • влюбленность
  • смущение
  • стеснение
  • разочарование
  • восхищение
  • печаль
  • агрессия
  • горе
  • ненависть
  • волнение
  • стыд
  • шок
  • гнев
  • злость
  • чувство вины
  • жажда мести
  • боль
  • отчаяние

Нравственные категории:

  • порядочность
  • долг
  • ответственность

Символизм, метафоры:

  • синие цветы на обоях
  • сигнализация
  • нижнее белье

Выразительные средства:

  • диалоги

Дополнительные вопросы:

  • Кому и почему мы доверяем? Критерии нашего доверия.
  • Как пережитое отразится на будущем Энни?
  • Позитивные и негативные стороны конформизма.
  • Какие знаки должны были остановить Энни?
  • Какие качества Энни способствовали случившемуся?
  • Почему Энни не сопротивлялась и поддалась насилию?
  • Как изменилось поведение Энни и родителей?
  • Почему Энни защищает Чарли?
  • Какие психологические защиты используют герои?
  • Как трансформируется сознание героев?
  • К каким манипуляциям прибегает Чарли, чтобы соблазнить Энни?

Цитаты:

  • Но девочкам я не понравилась, а я очень хочу им понравиться.
  • Только ты меня понимаешь.
  • Серена смеется над лифчиком Энни.
  • Забудь про возраст. Помнишь, чем мы делились? Это же я.
  • Когда находишь родственную душу, остальное неважно.
  • Я думал, что мы друзья.
  • Отец смотрит на меня как на дуру?
  • Обычно разговор помогает, если ты готова к нему.
  • А есть еще причины для злости?
  • Мы не можем управлять тем, что происходит с нашими близкими. Мы не можем защитить наших детей от ошибок. Единственное, что мы можем, — это помочь справиться тем, кто оступился.
  • У нас сложный период?! Не нас насиловали! Не мы стали посмешищем всей школы!
  • Что бы вы на месте родителей сделали по-другому?

Отзывы:

  • По окончанию фильма понимаешь, что ничего особенного, на самом деле, он в себе не таит. Это просто грамотный пересказ обычной для нашего времени истории. Немного расстраивает, что Швиммер отстранился от повествования и выложил всё довольно беспристрастно. В фильме нет фокуса, непонятно, что для режиссёра важно: переживания подростка, бессилие и ярость отца, пресловутое понятие доверия, вынесенное в заголовок… Хотя, в целом, фильм достойный и оставляет после себя не самые плохие воспоминания. https://www.kinopoisk.ru/user/463226/comment/1263301/
  • Почему люди знакомятся и общаются в интернете?! Им чего-то не хватает в реальности?! Четырнадцатилетней Энни явно чего-то не хватало. Раз она начала общаться, а потом и решилась на встречу с парнем из интернета, которого она даже не разу не видела… И вот наступает тот день, он предлагает ей встретиться, и она соглашается. Она идет на встречу и ожидает там увидеть двадцатипятилетнего красавца, но вместе него встречает явно взрослого мужчину, который обманывает ее и этим обманом затаскивает к себе в дом, в котором насилует Энни…
    Фильм удался, я это хочу сразу сказать. Честно говоря, я даже не ожидала, что все в фильме будет так трагично. Таких сюжетов как у этого фильма много. И все по своему ужасны и жестоки, но этот фильм как-то цепляет. То ли герои жизнь, которых разрушилась в одно мгновенье, то ли атмосфера самого фильма, музыка, которая с точностью доносила, то насколько плоха ситуация происходящего. Не знаю, но фильм впечатлил, он оставил после себя грустный и даже не много отчаянный осадок. https://www.kinopoisk.ru/film/482151/reviews/?ord=rating
  • 13-14 лет — это возраст, когда родители и окружающие видят в тебе ребенка, а тебе уже хочется быть взрослой, пользоваться косметикой, обсуждать с подругами ‘взрослые’ проблемы, производить впечатление на парней. Это возраст, когда девочки начинают задумываться: красивая я или нет? Я могу кому-то понравиться? В меня можно влюбиться? И поэтому всё, что связано с внешностью и фигурой, воспринимается очень остро, подвергается критике и сомнениям. Для Энни очень важно знать, что она привлекательна, и Чарли пользуется этим, заваливая её комплиментами. Энни так легко доверяется незнакомому мужчине, потому что не уверенна в себе. Может быть, если бы она слышала от отца, что она красива, то всё обернулась бы иначе. Но отец не замечает в ней взрослую девушку, для него Энни — ребенок, глупый и несамостоятельный.
    Для подростка родители отступают на второй план, гораздо важнее общение со сверстниками, с которыми можно поделиться тем, о чем невозможно говорить с родителями. Чарли притворяется ровесником девочки, и она разговаривает с ним на равных, так, как со взрослым человеком она бы не стала говорить. Еще очень важно, чтобы рядом был такой человек, который поймет тебя, без критики и ненужных советов. В начале фильма есть эпизод, когда Энни после вечеринки пытается поговорить с отцом, пытается поделиться с ним своими переживаниями. Но он занят работой и даже не пытается понять и услышать дочь. А потом возникают вопросы: ‘Откуда она таких слов понабралась?’ Конечно, разве Энни расскажет родителям, что на вечеринке пьяные девушки бегают топлесс, а её сверстницу учат делать минет? Зато она вполне может рассказать это Чарли, ‘единственному, кто её понимает’.
    Наверняка родители говорили Энни, что нельзя разговаривать с незнакомыми мужчинами, садиться к ним в машину и т.д. Но Чарли для нее — не незнакомец, он её друг, с которым она так много времени провела в чате и на телефоне.
    И не удивительно, что Энни в упор не видит в Чарли преступника. Как может обманывать её тот, кто всегда подбадривал её, давал ей замечательные советы, такой умный и понимающий… Энни влюблена, а первая влюбленность часто оказывается очень сильной, а для Энни оказалась еще и трагической.
    Интересны и сцены разговора с психологом, можно проследить, как Энни постепенно осознает происходящее, начинает понимать, что ею воспользовались. Когда разговор заходит о том, что произошло в мотеле, Энни поджимает губы- вот-вот заплачет. Видно, что изнасилование стало для нее травмой, но она держит переживания внутри и себе самой не хочет в этом признаться, а даже гордится тем, что у нее был секс.
    Мне кажется, в фильме очень точно показан внутренний мир девочки-подростка и проблемы этого возраста, отношения с родителями и друзьями, а также психология жертвы насилия. https://www.kinopoisk.ru/user/1744595/comment/1333543/
  • Я проникся. Вроде бы тема, что поднимается, уже неоригинальна, но особенность этой картины в том, что мы не увидим тут однозначно виноватых. Девочка, осознающая свою привлекательность, мучительно нуждается в ее подтверждении, в душевной близости, и она ее находит и до последнего не может поверить в предательство Чарли. Отец, ищущий возмездия и крови подонка-насильника, на самом деле деле боится допустить мысль о том, что никакого насилия не было, а дочери даже понравилось то, что с ней произошло в захудалом мотеле. И даже сам Чарли не вызывает того чувства правдного гнева, которое культивируется к аналогичным персонажам в картинах с подобной тематикой. Да и действие выстроено так, что непонятно, какое отношение и у самого режиссера к произошедшему, и к чему он вообще все ведет. Такое положение дел остается примерно до половины картины, но не бойтесь: терпеть не придется, так как сюжет постепенно развивается, но не как в известной морелевской ‘Заложнице’ — тут у нас чистая драма. И вот когда я уже был готов поставить фильму в уме снисходительную ‘семерочку’ как реверанс затронутой проблеме, меня осенило. Во всяком случае хочется надеяться, что это так. Швиммер снял не обличающий фильм, а предоставил зрителю самому решать, как относится к тому, что он видит, и что произошло в действительности. И тут, словно по волшебству, всплывают совсем иные вопросы, например, что такая трагедия случилась исключительно из-за дефицита любви и признания среди одноклассников. Продолжая рассуждать в том же ключе, мы подойдем к гораздо более глобальной проблеме: каждому хочется быть любимым и нужным, это имманентная потребность каждого человека, и, играя на ней, опытные люди — не только педофилы — находят рано или поздно ключ к каждому. Если смотреть еще шире, то можно связать активно транслируемый сми образ успешности с принятием и одобрением соответствующих ему людей любой социальной группой. Именно на этом строится современная рекламная стратегия: продают не товар, а образ жизни со всеми присущими ему атрибутами, будь то всеобщее признание, привлекательность для противоположного пола, ощущение своей нужности и, как следствие, реализованности (а мы помним, что человек — наполовину социален, и признание референтной группы/групп является одним из важнейших, формирующих самооценку, факторов). Однако я несколько отвлекся.
    Как вести себя родителям в подобной ситуации? Вопрос вопросов! Извечные гендерные стратегии поведения срабатывают и в этой ситуации: мать пытается наладить жизнь, забыть, поддержать дочь, а отец одержим жаждой мести А ведь на самом деле это все проявление одного чувства — боли. Не только за своего ребенка, за то, что не смогли уберечь; что не увидели, не почувствовали, но и потому, что, получается, не знают и не понимают свою, оказывается, совсем уже взрослую дочь. Очень пронзительна сцена, когда Энни запирается в ванной, а отец в это время как ни в чем ни бывало готовит завтрак (деталей раскрывать не буду). Только к финалу герой Оуэна дает волю чувствам и находит в себе силы признаться дочери, что он не знает что делать, а та впервые видит, насколько он страдает и разделяет с ней ее беду. Слезы у меня навернулись в той сцене, черт возьми, не смог удержаться. https://www.kinopoisk.ru/user/901091/comment/1287210/

Сходная проблематика:

 

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *