Ключи от дома.
Ключи от дома (Le Chiavi di casa), реж. Джанни Амелио, 2004.
Когда в тяжелых родах умирает любимая жена, оставляя ребенка-инвалида, насколько может быть глубока травма и сколько потребуется лет и усилий, чтобы преодолеть ее? Сколько требуется усилий, чтобы простить того, кто тебя предал?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: инвалидность, покаяние
Мотто: Иногда проблемы детей – это их родители.
Круг психологических проблем:
- инвалидность, ДЦП
- принятие
- любовь
- трансформация
- забота
- больница, лечение
- взаимопонимание
- дружба
- утрата
- взаимопомощь
- мечта
- покаяние
- травма
- социальная адаптация
- прощение
- реабилитация
Системы отношений:
- отец-сын
- человек-болезнь
Черты характера:
- оптимизм
- спокойствие
- мужество
- самоотверженность
Эмоциональная парадигма:
- стыд
- чувство вины
- страдание
- сострадание
- зависть
- отчаяние
- сочувствие
- раскаяние
- растерянность
Нравственные категории:
- ложь
- совесть
- ответственность
- долг
- предательство
Символизм, метафоры:
- поезда
- подарок
Выразительные средства:
Дополнительные вопросы:
- Что вызвало обоюдную глубокую симпатию Джанни и Паоло?
- Почему Джанни оставил Паоло после его рождения?
Цитаты:
- Мы лечим болезни, а не семейные проблемы.
- Проблема некоторых детей – не их болезнь, а их родители.
- Как это ни абсурдно, но его болезнь будет ему своеобразной защитой. А вы приготовьтесь страдать, если хотите быть рядом.
- — Как у вас получается быть спокойной? – Я постепенно этому научилась. С определенного момента я стала думать только о мелочах, о повседневном: что пора купить для Надии новую пижаму, что кончается зубная паста, что надо покрошить дочке в молоко ее любимое печенье. Полезно стать несколько поверхностным человеком – это помогает выжить. Иногда, когда я вижу, что кому-то стало лучше, а моя дочь мучается, во мне просыпается зависть, и я ее не стыжусь. Вот уже более двадцати лет я каждую минуту думаю только о дочери. Когда я ее купаю, когда глажу по голове. Иногда она смотрит на меня с отчаянием, и я говорю сама себе: «Почему она не умирает?».
Отзывы:
- Так всё же о чем этот фильм? На верное, он всё-таки о жизни, что есть у каждого живущего на земле. Уникальной и неповторимой человеческой жизни, которая может быть трудной и изнурительной, но при этом не перестаёт быть жизнью. http://www.kinopoisk.ru/user/1479/comment/49139/
- Это фильм не для широкого показа и не для всех. Его не нужно смотреть шумной компанией или с любимым человеком.
Эта картина — диалог со своим собственным «я». Она помогает познать свой уровень сочувствия, сопереживания и человечности во всех смыслах этого слова.
Особенно данную киноленту я бы порекомендовал людям, которые считают, что у них не складывается жизнь и что они самые несчастные люди не этой земле.
Врезается в память и служит отличным демотиватором и антидепрессантом. http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/832150/ - В жизни можно исправить всё или практически всё, не считая смерти. Бывает нагрешит в жизни человек, а вот каяться ему приходится много позже. Но тем не менее всегда есть шанс исправить ошибку. Вот об этом как раз и снял кино Джанни Амелио. Пусть фильм выглядит несколько прямолинейно, может кто-то и углядит в нём только одну линию и расчёт на то, чтобы выбить слезу у зрителя, пусть. Мне же это кино показалось искренним и правдивым, а как иначе, когда главный герой Паоло, не артист вовсе, а на самом деле страдает церебральным параличом. http://www.kinopoisk.ru/user/3404812/comment/2068928/
- «Ключи от дома» впору назвать полуторачасовым криком души режиссера Амелио на тему «любите своих детей, не бросайте их». И это неудивительно, ведь сам Джанни Амелио рос без отца, что наложило отпечаток на все его творчество, став своеобразным лейтмотивом и этого фильма. Если подумать, то легко представить, что «Ключи от дома» — своего рода проекция на киноэкран режиссерской мечты о возвращении родного отца, которого можно либо с возгласами обиды не пустить на порог, либо крепко обнять и молча заплакать на плече. Но Амелио усложняет тему, создавая преграду в виде неполноценности ребенка на пути окончательного принятия/непринятии отца. И нельзя обвинить режиссера в неискренности своих намерений: сцены с отцом и сыном выстроены по-европейски безупречно; да и к актерам никаких претензий. Но ведь благими намерениями известно, что и куда: некая фальшь и шаблонность явно чувствуется. То ли виновата чрезмерная эстетизированность каждой сцены, которая мешает глубже прочувствовать психологическую атмосферу и отношения Джанни и Паоло, а может и сам режиссер уж слишком погрузился в личные переживания, что обычному зрителю в них просто нет места. http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1619145/
Сходная проблематика:
- Другая Земля (Another Earth), реж. Майк Кэхилл, 2011.
- Картахена (L’homme de chevet), реж. Ален Мон, 2009.
- Моя левая нога (My Left Foot: The Story of Christy Brown), реж. Джим Шеридан, 1989.
- Мужики!.. реж. Искра Бабич, 1981.
- Письмо матери, реж. Альгис Арлаускас, 2003.
- Саймон Бирч (Simon Birch), реж. Марк Стивен Джонсон, 1998.