Король говорит!
Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
Что стоит за теми или иными победами? Чего стоят человеку его достижения? С какими трудностями он сталкивается и какие препятствия преодолевает? Ведь часто мы видим лишь триумф и слышим аплодисменты в конце спектакля.
Основан на реальных событиях.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: детская травма, преодоление, дружба, наставник, психотерапия
Мотто:
- Покажи, кто главный. Верь в то, что тебя услышат.
- Страх — единственное, что вас останавливает.
Круг психологических проблем:
- власть
- невроз
- заикание
- дружба
- комплекс неполноценности
- детская травма
- семья
- наставник
- глоссофобия – страх публичных выступлений, сцены
- фобия
- психотерапия
- преодоление
- взаимоподдержка
- профессионализм
- субординация
- лидер
- доверие
- авторитет
- легитимность
- издевательства
- левшество
- внимательное слушание
- стол переговоров
- одиночество
- искушение
- амбиции
- авторитарный отец
- вера в себя
- благодарность
- победа
- личностный рост
- мотивация
Системы отношений:
- отец-сын
- братья
- друзья
- муж-жена
- наставник-ученик
- человек-традиции
Черты характера:
- неуверенность
- нерешительность
- застенчивость
- самоирония
- целеустремленность
- уверенность
- спокойствие
- настойчивость
- вспыльчивость
- смелость
- независимость
- высокомерие
- гордость
- снобизм
- порядочность
- тщеславие
- мужество
- чувство собственного достоинства
- сила воли
- самостоятельность
- благородство
Эмоциональная парадигма:
- сомнение
- страх
- волнение
- радость
- ликование
- страдание
Нравственные категории:
- необходимость
- уважение
- ответственность
- долг
- служение
- совесть
- честь
- выбор
- честность
- гордыня
- смирение
- преданность
Символизм, метафоры:
- самолетики
- микрофон
- распахнутое окно
- лифт
- монолог Гамлета
- граммофон
- диван
- театр, сцена, аплодисменты
- балкон
Выразительные средства:
- голоса
- жесты
- юмор
Дополнительные вопросы:
- Что пугало Берти в пять лет и что продолжает пугать?
- Стоит ли бояться того, что пугало в пять лет, и почему?
- Благодаря чему Лайонел Лог стал другом короля?
Цитаты:
- Я уверен в том, кто хочет излечиться.
- — Я ваш враг? – Станете, если проявите неучтивость.
- Я вылечу вашего мужа, но мой метод требует доверия и равноправия.
- Мы не семья, мы — фирма. И в любой момент каждый из нас может отойти от дел.
- Кто из нас встанет между германским сапогом и пролетарской пучиной?
- Покажи, кто главный.
- В прежние времена королю было достаточно представительно выглядеть и не падать с лошади, теперь мы проникаем в дома подданных и входим к ним в доверие. Семье приходится опускаться до самых презренных слоев общества. Мы превращаемся в актеров.
- Разве король делает то, что пожелает, или то, что его подданные ждут от него?
- — Этот парень мог бы быть поистине великим, но вместо этого воюет со мной. – Может, он не хочет быть великим, может, это ты этого хочешь?
- Страх — единственное, что вас останавливает.
- Не стоит бояться того, что вас пугало в пять лет. Теперь вы сами себе господин.
- Мне нужно было вернуть им голоса. Дать им веру в то, что есть друг, который услышит.
- — Зачем тогда мне тратить время и слушать вас?- Потому что у меня есть право быть услышанным!- И кем?- У меня есть голос!- Да, есть. Вы необычайно стойкий человек, Берти. Храбрее всех, кого я знаю. Из вас выйдет чертовски хороший король.
- — Я поручился за вас, а у вас нет диплома. – Зато есть достижения. Я не завел сертификат, этому не учили тогда. Все мои знания – это результат опыта, а война дает хороший опыт.
- — Я хочу, чтобы он сидел в королевской ложе.- Но ведь это место только для членов семьи!- Поэтому я и хочу.
- Забудьте обо всех и говорите это мне, говорите, как другу.
Отзывы:
- Диспозиция такова, что сама собой вызывает конфликт: встречаются не только доктор/учитель и пациент/ученик, но также плебей и аристократ, причем оба с характерами, оба самолюбивы, каждый смотрит на другого свысока и не упускает случая подчеркнуть свое превосходство. http://www.cinematheque.ru/post/144006
- Отличительной чертой ленты, намой взгляд, является ее условная историчность, которая по сути совершенно не влияет на восприятие смысла картины. Режиссер рассказывает зрителю не о периоде правления королевской фамилии, а историю человека, наделенного самыми благородными качествами от природы. На его пути обретения себя стоит множество препятствий, которые он мужественно преодолевает. Это история преодоления, раскрытия собственного потенциала и обретения веры в себя.
Нам, простым людям, иногда кажется: какие проблемы могут быть у сильных мира сего? Королей?! Лента как раз и показывает нам не величественного и недостижимого монарха, а неуверенного в себе человека, сомневающегося в посильности предназначенной ему судьбы. Лишь с помощью заикания (естественно, только, как внешнего выражения внутреннего конфликта) Георг VI спускается с монарших высот к каждому человеку. Глядя на короля в исполнении Ферта так и хочется сказать, как бы ни парадоксально это звучало: «Король смог! Да неужели и я не смогу?!». https://www.kinopoisk.ru/user/681810/comment/1109468/ - Я никогда не смогу нормально описать этот фильм. Он идет плавно и спокойно, но умудряется оставлять после себя необъяснимые эмоции. Как же приятно знать, что в мире действительно была и есть такая простая доброта, что есть такие люди, которые переворачивают твою слабость с ног на голову и дают начало твоей новой, сильной жизни. https://www.kinopoisk.ru/user/829321/comment/1111144/
- Монархом быть непросто, особенно во времена, когда семья, в идеале оплот и надежный тыл — не более, чем фирма, а статус короля в большей степени обязывает к актерской игре. Однако Георгу не суждено было стать «актером» хотя бы по причине страшного, губительного для короля недуга — заикания. Терпимый для обычного человека, этот дефект речи непростителен для предводителя народа. Любое обращение становится форменной пыткой и настоящим испытанием для воли. Когда король молчит — страна становится безмолвной, а государство без голоса — пустое место на карте. https://www.kinopoisk.ru/user/947015/comment/1105992/
- С самого начала Берти не чувствует в себе сил принять королевский титул, не ощущает себя королем, но больше всего ситуацию осложняет заикание будущего монарха — дефект, который перечеркивает все его достоинства и лишает его способности говорить со своим народом. И сколько же настойчивости, слил и упорства требуется от него, чтобы хоть немного улучшить свою речь!
Раньше я никогда не думала, с каким трудом даются властителям их трогающие речи и громкие слова, их царственные позы и полные достоинства взгляды. А ведь за этим стоят слезы, боль, отчаянье. И те же самые люди, оставшись в одиночестве, выкрикивают непристойные ругательства и курят сигарету за сигаретой. Каково это, видеть сотни глаз, устремленных на тебя? Говорить в звенящей тишине полного зала? Каково знать, что твои слова звучат на всю страну, и каждое из них имеет значение для твоего народа? https://www.kinopoisk.ru/user/918060/comment/1115024/ - Сюжет о борьбе герцога и без пяти минут короля с заиканием вскоре перерастает в историю о преодолении его слабостей и страхов. Вместе с избавлением от дефекта речи, Берти (как называли герцога семья и лишь один логопед) обнаруживает в себе недюжинную силу, невысказанную боль и характер. Характер, сдавленный воспитанием, этикетом и званием королевского сына. Теперь в беседах с Логом он вырвался наружу, разрушив унылую оболочку покоренного и безмолвного представителя венценосной четы. Еще в детстве он был лишен собственной жизни. Вся она была передана в руки нянек и учителей, положена во имя чистого образа королевской семьи. Берти — скорректированный человек, вынужденный стать правшой с выпрямленными ногами. Лишь одного не сумела сделать имперская медицина — она не научила его говорить.
Георг 6-ой воспитывает в себе величие и стойкость. А она опять же сквозь микрофон воодушевляет английский народ, подготавливая его к долгой борьбе с коричневой заразой. Это тот маленький шаг одного человека, который помогает сделать огромный шаг всей стране. Борьба Георга 6-го с заиканием становится символом преображения целой нации, которая оставляет прошлое, чтобы сражаться за будущее. https://www.kinopoisk.ru/user/268592/comment/1106909/ - Это прекрасный фильм, психологический, проникновенный. Оно том, что высшей ценностью всего, что есть на Земле, является человек, чья-то неповторимая личность. За любыми историческими событиями стоит чьё-то реальное преодоление себя. https://www.kinopoisk.ru/user/1286991/comment/1128620/
Сходная проблематика:
- Великан (The Mighty), реж. Питер Челсом, 1998.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. М.Брест, 1992.
- Игры разума (A Beautiful Mind), реж. Рон Ховард, 2001.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
- Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting), реж. Гас Ван Сент, 1997.
24.02.2018 20:39 |
Первые впечатления (разрывает, не могу молчать!):
• Дуальность смысла названия картины. Пока Георг учился преодолевать свои страхи, название гласило «король ГОВОРИТ». Как только преодоление произошло, и он возвысился до уровня своего величия, название стало означать «КОРОЛЬ говорит».
• Задумалась о том, что такое величие. Откуда произошло «Ваше Величество»? Оказывается «Величие – это наличие в ком-то выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение». Величие сымитировать невозможно.
* Первая встреча доктора и пациента — классика! Это должно войти во все учебники по коммуникациям — как устанавливать границы и заявлять свой статус эксперта. Все мизансцены выверены до миллиметра! Всё. что делал и говорил доктор, работало на целью. Аж дух захватило от такого уровня профессионализма!
• Сцена в Вестминстерском аббатстве, по-моему, самая пиковая, кульминационная и значимая. Здесь они стали равными – величие Мастера встало вровень с величием Короля. Это невозможно было не почувствовать! Ни тени фальши, смущения или вины в ответе Лайонела на обвинения в шарлатанстве.
Мастером делает человека его уверенность в своём мастерстве, а не сертификаты и дипломы. И зримые результаты его мастерства.
• Вообще человеческое достоинство, которое Лайонел сохраняет в самых суровых жизненных обстоятельствах, выше всяческих похвал. Никакой суеты, паники или самоуничижения. Просто JDI. И ещё. Ему также хватает сил быть любящим и нежным по отношению к своей семье.
• Третья по силе сцена (первая – это первая встреча, вторая – разговор в аббатстве) – это окончании речи и перед выходом на балкон к народу. Колин Фёрт безподобно передал произошедшую в Георге метаморфозу из герцога в короля – осанкой, улыбкой и глазами!
• Актёрский дуэт Колин Фёрт – Джеффри Раш создал уникальный по силе образ дружбы двух сильных мужчин.
* Это высокохудожественное исследование психологической природы зарождения уважения и самоуважения.