С первого взгляда.
С первого взгляда (At First Sight), реж. Ирвин Уинклер, 1999.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что мы видим отнюдь не глазами? И что происходит с человеком, когда его физиологические органы зрения работают нормально, но осознания видимого не происходит? Как я себя чувствую, когда я глазами вижу, но умом не понимаю того, что вижу, или понимаю неправильно? И ведь те же механизмы работают в отношении слуха.
На основе реальных событий.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: инвалидность, мужчина-женщина, обретение счастья
Мотто: Недостаточно просто видеть, надо еще и понимать.
Круг психологических проблем:
- инвалидность
- счастье
- слепота
- любовь
- стресс
- выгорание
- катарсис
- профессионализм
- адаптация
- забота
- надежда
- здесь и сейчас
- привычка
- лечение
- реабилитация
- крушение планов
- самопознание
- взаимопомощь
- взаимопонимание
- семья
- осуждение
- вера в себя
- утрата
- фрустрация
- обвинение
- принятие
- смирение
- мечта
- выбор
- чудо
- мотивация
- терапия
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- брат-сестра
- отец-сын
Черты характера:
- искренность
- самостоятельность
- добродушие
- оптимизм
- самолюбие
- смелость
- самоотверженность
- амбициозность
- эгоизм
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- удивление
- переутомление
- усталость
- спокойствие
- эмпатия
- влечение
- волнение
- нежность
- разочарование
- раздражение
- ревность
- растерянность
- испуг
- гнев
- вдохновение
- восторг
Нравственные категории:
- самопожертвование
- преданность
- предательство
- мужество
Символизм, метафоры:
- темные очки
- каток
- руки
- массаж
- дождь
- сахарная вата
- свет
- скульптура
- хоккей
- книги
Выразительные средства:
- юмор
- саундтрек
- звуки
- сентиментальность
Дополнительные вопросы:
- Есть ли у Вержила все, что ему нужно?
- Чего боится Дженни?
- Что теряет Вержил в случае удачной или неудачной операции?
- Чем мы видим? Что определяет наше зрение?
- Как добраться до места, где происходит все самое интересное, и где оно?
- Какие конфликты переживает Вержил до и после операции?
- Что приобрел и что потерял Вержил?
- Что Вержил узнал о себе?
Цитаты:
- Зарядка – это уже не отдых.
- У вас есть что-нибудь, где можно просто лежать?
- Ты скорее спящий пес, чем собака-поводырь.
- Будь осторожна, у него такие цепкие руки.
- Я слеп, как летучая мышь. Даже хуже. У летучих мышей локаторы. Жаль, у меня такого нет. У меня нет шестого чувства, у меня и пятого-то нет. Я не написал книгу, как Хелен Келлер. И я не умею играть на пианино, как Рэй Чарльз. Хотел бы я петь, как Стиви Уандер, но не могу.
- Когда идет дождь, я все чувствую. Жаль, что он не идет у нас внутри.
- Последние пять лет я жила с человеком, у которого эмоций не больше, чем у мыльницы. В последний раз он плакал, когда заполнял налоговую декларацию.
- — Если бы я всю жизнь была слепой, и была бы хоть малейшая возможность это поправить, я бы схватилась за эту возможность обеими руками. – Когда ты полностью освоилась и привыкла к своей жизни, ты согласилась бы все изменить, не представляя последствий?
- Я просто не хочу, чтобы тебе было больно.
- — А что, если не сработает? – Тогда все останется, как есть. Что вы теряете?
- — Тебе, наверное, было нелегко о нем заботиться после смерти матери? – Он же мой брат.
- Люди не могут так видеть!
- Он видит, но не понимает, что видит.
- Я не хочу ее потерять.
- Если Вержилу будет больно, он не попросит о помощи, он отгородится ото всех.
- Вот что значит красота!
- — Здесь сказано, что ты ослеп в детстве, до того, как у тебя развился визуальный лексикон. У тебя проблемы ориентации в пространстве, с формами, с размерами и с расстояниями. Очень интересно, за последние двести лет было только двадцать таких случаев. Твои глаза работают, но твой мозг не научен обрабатывать информацию. Ты умственно слепой. Неврологи называют это состояние визуальной агнозией. – Я называю это полным дерьмом. – Отличный термин. На следующей конференции обязательно им воспользуюсь. Хотя будет трудно собрать деньги в фонд больных полным дерьмом.
- Слепой человек должен сначала умереть, чтобы потом родиться зрячим. Однако расстояние, пропасть между двумя этими мирами слишком большая. Так-то, парень, ты – в пропасти. Пропасть – это не так уж и плохо. Это как Нью-Джерси: оттуда видно место, где происходит самое интересное, надо лишь добраться до этого места.
- Твое зрение будет испытывать тебя.
- Недостаточно просто видеть, надо еще и понимать.
- На некоторые вещи лучше не смотреть.
- Каждое утро я просыпаюсь и смотрю, смотрю… Я вижу незнакомца.
- Я лучше видел тебя, когда был слепым.
- Пойду спать, пока мы оба не сказали того, о чем пожалели.
- Если что-то не видишь, это не значит, что этого не существует.
- Больше всего на свете я хотел быть нормальным человеком.
- Каждое утро я просыпался и видел тебя. Это была моя неудача. Мой сын был слепым.
- — Ты столько всего можешь подарить другим людям! – И столько же потерять.
- Мы оба не получили того, чего хотели.
- Когда ты позвала меня сюда, ты думала о том, каково это быть со мной, со слепым?
- Почему люди не смотрят друг другу в глаза?
- Ты всю жизнь была такой же слепой, как и я.
- Я хочу вернуть тебе твою жизнь, Дженни.
- Когда я был слепым, у меня было две мечты: я хотел видеть и хотел играть в хоккей.
- Будучи слепым, мне кажется, я вижу гораздо лучше, чем раньше. Потому что глазами мы видим далеко не все. Мы живем в темноте, если не видим главного в себе, в других, в наших жизнях. Тут не поможет ни одна операция на свете. И если ты понял самое главное в себе, считай, что ты повидал многое, и для этого глаза не нужны.
- Я видел горизонт. Он там. И хотя я не смогу до него дотянуться, к нему стоит стремиться. Этому меня научила ты.
Отзывы:
- Мелодрама «С первого взгляда», основанная на научной книге доктора медицины Оливера Сэкса «Видеть и не видеть», могла бы быть необычным примером того, как для человека оказывается мучительной проблемой и изнутри раздирающим конфликтом даже потеря привычной физической ущербности, и что гораздо комфортнее оставаться незрячим и обособленным от, так сказать, нормальных людей. Однако актёры Вэл Килмер и Мира Сорвино настолько усердно стремятся вжиться в своих по-разному обделённых персонажей (он до поры до времени лишён зрения, а она, как истовая нью-йоркская женщина-яппи, — способности к открытому проявлению эмоций), что ведут себя на экране именно в качестве младенцев, которые ничего не различают и невпопад на всё реагируют. https://www.kinopoisk.ru/review/927956/
- Здесь главная героиня сталкивается с Вирджилом, который ослеп еще в детстве, и ей кажется, что она сможет помочь ему прозреть, чтобы дальше жить долго и счастливо. Однако могла ли она знать, что ее мечта разобьется вдребезги, и ей придется столкнуться с суровой действительностью, в которой ей предстоит прожить всю оставшуюся жизнь с инвалидом. Это ее испугало — конечно, страшно, потому что это означает кардинальные изменения ритма жизни — другое дело, что она была готова ухаживать за ним в период операции, а вот на большее героиня была, мягко говоря, не готова. Поэтому и ее уверенность в их отношениях дала трещину. Вирджил тоже наговорил глупостей, но лишь потому что он любил ее, а страх того, что он снова останется один, его угнетал — поэтому порой он вел себя агрессивно. https://www.kinopoisk.ru/user/15991/comment/109526/
- Эми тоже трудно. Представьте себе, что вы улыбаетесь, а любимый человек этого не видит, он никогда не увидит и всей гаммы чувств, которые вы испытываете к нему, когда просто смотрите на него. Эми и Вирджил никогда не будут бросать украдкой друг на друга взгляды, а будучи «пойманными», улыбаться. Всё, что им остается — это прикосновения. Фильм прекрасно передает эту атмосферу невыразимых языком чувств. https://www.kinopoisk.ru/user/923558/comment/1089417/
Сходная проблематика:
- 1+1 (Intouchables), реж. О.Накаш, Э. Толедано, 2011.
- Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), реж. Мишель Гондри, 2004.
- Влюбленные (Falling in Love), реж. Улу Гросбард, 1984.
- Дневник памяти (The Notebook), реж. Н.Кассаветис, 2004.
- Город ангелов (City of Angels), реж. Б.Силберлинг, 1998.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. М.Брест, 1992.
- Земля тишины и темноты (Land des Schweigens und der Dunkelheit), реж. Вернер Херцог, 1971.
- Интуиция (Serendipity), реж. П.Чеслом, 2001.
- Картахена (L’homme de chevet), реж. Ален Мон, 2009.
- Неспящие в Сиетле (Sleepless in Seattle), реж. Нора Эфрон, 1993.
- Привидение (Ghost), реж. Дж.Цукер, 1990.
- Пробуждение (Awakenings), реж. Пенни Маршалл, 1990.
- Рассекая волны (Breaking the Waves), реж. Ларс фон Триер, 1996.
- Сотворившая чудо (The Miracle Worker), реж. Артур Пенн, 1962.
- Тайная жизнь слов (The Secret Life of Words), реж. Изабель Койшет, 2005.
- Фрэнки и Джонни (Frankie and Johnny), реж. Г.Маршалл, 1991.
- Хокинг (Hawking), реж. Филип Мартин, 2004.