КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Скафандр и бабочка.

В программу курса кинотерапии по теме «Инвалидность»

Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon), реж. Джулиан Шнабель, 2007.

Что бы вы чувствовали, если бы в самом расцвете сил вас вдруг разбил полный паралич? В чем бы находили жизнь и из чего бы черпали к ней силы?

В основе одноименный автобиографический роман Жана-Доменика Боби.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: инвалидность, преодоление, самопознание, мужество, творчество

Мотто: Цепляться за человеческое, чтобы выжить.

Круг психологических проблем:

  • инвалидность
  • кома
  • инсульт
  • паралич
  • анартрия
  • реабилитация
  • преодоление
  • мотивация
  • уход за инвалидом
  • творчество
  • принятие
  • крах жизни
  • успех
  • взаимопонимание
  • взаимонепонимание
  • фрустрация
  • самопознание
  • семья
  • воспоминания
  • взаимоподдержка
  • суицидальные мысли
  • самосожаления
  • причина-следствия
  • переоценка ценностей
  • несчастье
  • сотрудничество
  • творчество
  • здесь и сейчас
  • забота
  • любовь
  • зависимость
  • вера
  • атеизм
  • фантазия
  • трансформация

Системы отношений:

  • врач-пациент
  • человек-болезнь
  • счастье-несчастье
  • отец-сын
  • зависимость-независимость
  • вера-атеизм
  • свобода-несвобода

Черты характера:

  • независимость
  • сила воли
  • терпение
  • эгоизм
  • целеустремленность
  • воля к жизни
  • самоирония
  • мужество

Эмоциональная парадигма:

  • апатия
  • раздражение
  • злость
  • угрызения совести
  • чувство вины
  • стыд
  • сочувствие
  • энтузиазм
  • раскаяние
  • бессилие
  • отчаяние
  • печаль
  • радость
  • страдание
  • зависть

Нравственные категории:

  • уважение
  • совесть

Символизм, метафоры:

  • скафандр
  • водолаз
  • телевизор
  • моргание
  • зашитый глаз
  • коммуникатор
  • фотографии
  • айсберг
  • терраса
  • муха на носу
  • море
  • маяк
  • помост в море
  • еда
  • ветер
  • бабочка

Выразительные средства:

  • взгляд изнутри
  • макропланы
  • внутренняя речь
  • ракурс
  • размытый фокус
  • пейзажи
  • флешбэки
  • метафоричность

Дополнительные вопросы:

  • Что нужно, чтобы даже такая жизнь стала Жизнью?
  • В какие моменты появляется водолаз?
  • В чем суть истории заложника?
  • Что человеческое поможет выжить Жану-До?
  • Кто проявляет сочувствие к Жану-До?
  • Почему желание умереть – это проявление неуважения?
  • Мы здесь, чтобы добиться успеха, согласны?
  • В какой момент камера перемещается во вне?
  • Как вы можете использовать свои воображение и память?
  • Что поддерживает Жана-До?
  • В чем Жан-До научился находить радость?

Цитаты:

  • — В общем, мы можем продлевать жизнь. – Это жизнь?
  • Мы вас оденем, это поднимает настроение.
  • Я гожусь для этого кресла. Спасибо за приговор.
  • Боже, кто это я? Меня будто вынули из банки с формалином. Это что ли сюрприз – увидеть самого себя?
  • Все молятся за тебя и шлют тебе свои молитвы.
  • Я вел себя с ней, как законченный эгоист, с ней и с детьми. А теперь я уже никогда не смогу это исправить.
  • Мне сорок два года, а меня растирают, вытирают, как большого ребенка.
  • Уберите зеркало, я не хочу себя видеть.
  • Нужно цепляться за то человеческое, что есть в вас, — это поможет вам выжить.
  • Вы живы, так что не говорите, что хотите умереть. Это проявление неуважения.
  • Я никогда не умел навещать людей в больнице. Я из тех, кто приносит больному виноград и сам его съедает.
  • Сейчас моя жизнь кажется мне цепью маленьких неудач. Женщины, которых я не умел любить. Шансы, которые я упустил. Мгновения счастья, которым позволил исчезнуть. Гонка, исход которой известен, но до победителя не добраться. Я что, был слеп и глух? Или мне был необходим свет несчастья, чтобы осветить мою сущность?
  • Мы здесь, чтобы добиться успеха, согласны?
  • Я решил больше никогда не жаловаться. Я заметил, что, кроме глаза, у меня не парализовано еще две вещи – воображение и память. Вот два способа выходить из своего скафандра.
  • Отцовское признание. В свое время меня это очень поддерживало. Теперь поддерживает еще больше. Мы все – дети, нам всем нужно признание.
  • Нет слов, чтобы выразить печаль, нахлынувшую на меня. Я, их отец, не могу провести рукой по их волосам, ущипнуть их пушистый затылок, крепко прижать к себе их гладкое теплое тело, и все же я полон радости, видя, что они живут, двигаются, смеются. Вот, что я называю прекрасным днем.
  • Наверно, нелегко отцу разговаривать с сыном, прекрасно зная, что он не может ответить.
  • Я не знал, что стану Нуартье.
  • Моя жизнь здесь – вечное повторение.
  • «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…»Жан-Доминик Боби
  • — Я в скафандре, я словно в скафандре глубоко под водой, не в состоянии даже пошевелиться…- Но для меня ты стал бабочкой.

Отзывы:

  • Взглянуть на мир его глазами — это прикоснуться к неведомой тайне того, когда собственное тело, доселе знакомое, послушное и привычное, более не принадлежит тебе, становясь чужим. Руки, ноги, даже лицо теперь нелепое, но обязательное дополнение тебя настоящего, который, оказывается, сосредоточен где-то глубоко внутри этого пугающе-бессильного механизма мышц, костей, сухожилий и кровеносных сосудов. Нас тяготит ощущение бессилия, когда, едва проснувшись, невозможно сжать кулак. Жан-Доминик проснувшись не смог ощутить своего тела вообще — тяжелый скафандр, сделавший узницей красивую живую бабочку, с невероятной быстротой бьющей хрупкими крыльями о его толстые стенки. …Цените каждый прожитый день, каждый взгляд, слово, жест, вдох и каждый удар сердца. Бабочек вам. Живых, настоящих, свободных. Которые никогда не станут пленницами. https://www.kinopoisk.ru/user/64140/comment/183452/
  • Это фильм для людей, умеющих сопереживать. И не стыдиться своих слез во время сцены, когда больной отец звонит Жану-Доминику и плачет потому, что знает, что сын даже не может ему ответить. «Ты пленник своего тела, я пленник своей квартиры».
    Мне трудно подвести итог. Так о чем все-таки этот фильм? О том, что нужно ценить каждое мгновение жизни? Или о том, что пока не потеряешь что-то, не поймешь, как оно дорого? Пусть каждый решит для себя сам. Но для меня Жан-Доминик стал бабочкой. И подтверждение тому написанная им книга, и этот фильм, снятый по ней. https://www.kinopoisk.ru/user/102315/comment/177632/
  • Мне еще интересно, как на кого подействовал фильм. Я после просмотра начал думать по-другому, смотреть на людей и на их жизнь, судьбу совершенно иначе. Он изменил мое мнение к здоровью (надо следить за ним, чтобы не случилось, как у Жана До. Вдруг у него была какая-то болячка, а он о ней не знал.) и к жизни, к тому что надо быть более бережнее к своей судьбе и ценить все минуты и все мгновения, все приятное, что произошло в твоей жизни, чтобы потом умереть без сожаления что что-то забыл сделать важное в своей жизни.https://www.kinopoisk.ru/user/18289/comment/167525/
  • Я думаю, тем,кто находится в поисках смысла жизни, стоит посмотреть этот фильм. В этом фильме Джулиан Шнабель показывает нам запертого в себе человека, который не может полноценно жить, но всё же стремится к этому. Его поистине великим достижением становится написание им книги.
    И я, посмотрев этот фильм, я подумал, что если человек прикованный навсегда к постели, всё же не потерял тягу к жизни, не пал духом, занялся своей профессиональной деятельностью — написал книгу, то мы свободные полноценные люди не должны терять времени понапрасну, а воспользоваться отведённым временем и стараться реализовать свои мечты. https://www.kinopoisk.ru/user/409135/comment/343121/
  • «Скафандр и бабочка» — это кино про сильного человека, которого заставила поверить в его силу вера совершенно незнакомых ему людей. Этот фильм может многому научить каждого из нас. Вот только урок, вынесенный после его просмотра, будет очень личным, чтобы его озвучить публично. https://www.kinopoisk.ru/user/916803/comment/743197/
  • Очень сложный фильм не для слабонервных, а когда задумываешь о том, что история реальна, становится безумно страшно.
    Страшно, потому что мы все чего-то хотим в лучшем случае или плывем по течению в другом, но мы не думаем в большинстве своем, что один миг может изменить все до полной неузнаваемости и это не смерть, это еще страшнее. … Все же я повторюсь и скажу, что этот фильм это не для всех. От такого кино меня не «пробивает на слезу» скорее это реальность, которая заставляет задуматься и лишний раз порадоваться тому, что у нас есть, было и будет, каждому мигу, каждому вздоху. https://www.kinopoisk.ru/user/213474/comment/205534/
  • Не грусть, не боль, не радость, не жалость и не сострадание, нет! Фильм рождает абсолютно новые чувства, которые можно выразить только словами Франсуазы Саган: «немного солнца в холодной воде». Шнабель не дает нам жалеть главного героя и пускать дешевые слюни по поводу случившегося с ним несчастья. Как только в своих мыслях он начинает двигаться к отчаянию, так сразу же возникает момент, где герой иронизирует или даже смеется. И мы чувствуем, что его душа не готова еще опуститься на самое дно и тихо петь себе реквием. Он теряет надежду, еще недавно обретя ее, он заболевает еще раз, будучи уже больным, и кажется, вот тот момент, когда нужно рыдать над его трагической судьбой, осознавая, что это конец, но… https://www.kinopoisk.ru/user/196238/comment/218142/
  • Жалость к инвалидам нынче считается проявлением наличия глубокой души у человека, а на самом деле эта жалость никому не нужна и никому не поможет. Жалела ли Жана-Доминика терапевт, разработавшая систему, с помощью которой он смог общаться с людьми и написать книгу? Нет, она относилась к нему так же как и к другим людям. И это правильно, разве жалость как-то помогает человеку? Нет, лишь делает его более жалким. Хотите помочь — так сделайте что-нибудь! https://www.kinopoisk.ru/user/214559/comment/644824/
  • В этом фильме меня поразило несколько вещей.
    Первое, пожалуй то, что он не выжимает из зрителя слезу, а просто рассказывает историю Жана-Доминика Бобби живым языком образов и метафор: тонущий скафандр, вылупляющаяся из кокона бабочка, тающие ледники… После просмотра этого фильма, как и после прочтения книги Эриха Мария Ремарка «Искра жизни» остается ощущение, что автор совсем даже не стремился напугать или раздавить своего зрителя, скорее наоборот, показать жизнь, даже внутри скафандра.
    Второе — это ощущение всесильности человеческой души, чтобы не случилось, главное найти в себе человеческое и за это держаться.
    И третье — это неунывающее чувство юмора, которое создает волшебную атмосферу. https://www.kinopoisk.ru/user/255657/comment/318524/

Сходная проблематика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *