КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Бьютифул.

В программу курса кинотерапии по теме «Смертельная болезнь»

Бьютифул (Biutiful), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2009.

Представьте, что вам осталось жить несколько недель, а у вас маленькие дети на попечении, непреодолимая бедность, нелегальные иммигранты в работниках и мистический дар слышать умерших, а живете вы в одном из самых прекрасных городов…

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: семья, смертельная болезнь, вера, мужество, сложные жизненные ситуации

Мотто: Депрессия – болезнь для богачей.

Круг психологических проблем:

  • отец-одиночка
  • семья
  • смертельная болезнь
  • рак
  • умирание
  • подготовка к смерти
  • вера
  • преодоление
  • бедность
  • наставник
  • иммиграция
  • нелегальная иммиграция
  • развод
  • телепатия, ясновидение
  • забота
  • взаимопомощь
  • несчастный случай
  • любовь
  • правонарушение
  • приоритеты
  • психопатия
  • выживание
  • маленький человек
  • прощание
  • душа

Системы отношений:

  • дети-родители
  • муж-жена
  • человек-смерть
  • человек-болезнь

Черты характера:

  • мужество
  • доброта
  • амбивалентность

Эмоциональная парадигма:

  • раздражение
  • боль
  • подавленность
  • нежность
  • страх
  • горе
  • чувство вины
  • угрызения совести
  • смятение

Нравственные категории:

  • ответственность
  • долг
  • совесть

Символизм, метафоры:

  • шум моря
  • кольцо
  • руки
  • заснеженный лес
  • грязь
  • вид на Барселону
  • муравьи
  • тело отца
  • луна
  • дым
  • птицы
  • свет ламп
  • бабочки
  • море
  • биение сердца
  • сова

Выразительные средства:

  • полумрак
  • саунд-трек
  • диалоги
  • метафоричность
  • свет-тень
  • зеркальность

Дополнительные вопросы:

  • В чем причины раздражения Уксбаля?
  • Болезнь – это наказание?
  • Кто заботится о детях?
  • «Чем сильнее я его люблю, тем хуже он со мной разговаривает». Почему?
  • Что прекрасного в этом фильме и в этой жизни?

Цитаты:

  • Ресницы твои не дрогнут, и сердце твое молчит.
  • Ты единственный, с кем я не могу оставаться самой собой и быть в хорошем настроении.
  • — Ты готов уйти? – Я над этим работаю. Да, наверное. – Наверное. в таких делах нужна уверенность. Приведи дела в порядок. Не оставляй незаконченных. – Не хочу умирать. Я боюсь оставить детей одних. Не могу. Очень боюсь. – Ты думаешь, ты сам заботишься о своих детях? Не будь наивным. О твоих детях заботится Вселенная. – Да, но Вселенная не платит за квартиру.
  • — За что мне это? Это наказание?
  • Я их не эксплуатирую, я помогаю им найти работу.
  • Не стоит доверять голодному человеку, особенно тому, у кого голодные дети.
  • Без папы плохо.
  • Чем сильнее я его люблю, тем хуже он со мной разговаривает.
  • Я просто стараюсь как-то выживать.

Отзывы:

  • Ха­вье­ру Бар­де­му ранее сняв­ше­му­ся в кра­си­вом филь­ме Вуди Ал­ле­на «Вики Кри­сти­на Бар­се­ло­на», выпал шанс по­зна­ко­мить­ся с дру­гой сто­ро­ной этого го­ро­да, да­ле­кой от ар­хи­тек­тур­ных кра­сот.

– Как и у всех го­ро­дов, у Бар­се­ло­ны есть свет­лая и тем­ная сто­ро­на – без одной не было бы дру­гой, и на­о­бо­рот, — за­ме­ча­ет он. – Я слы­шал об этом, но до съе­мок в «Бью­ти­фул» не бывал на под­поль­ных за­во­дах в им­ми­грант­ских рай­о­нах. Рань­ше мне ка­за­лось, что тут все и так по­нят­но – «неле­га­лов» то и дело по­ка­зы­ва­ют в «Но­во­стях», каж­дую неде­лю про­во­дят­ся по­ли­цей­ские рейды… Но ока­за­лось, что в ре­аль­ной жизни все куда слож­нее.

Инья­рит­ту так вы­ска­зал­ся о своем за­мыс­ле:– Со­вре­мен­ное об­ще­ство стра­да­ет тя­же­лой фор­мой та­на­то­фо­бии. По этой при­чине я осо­знаю всю про­ти­во­ре­чи­вость си­ту­а­ции, когда сни­ма­ешь поэму о про­свет­лен­ном че­ло­ве­ке, по­гру­жа­ю­щем­ся в тьму смер­ти, где его под­жи­да­ет неиз­вест­ность. Фильм дей­стви­тель­но очень про­ти­во­ре­чи­вый. Зло, су­ще­ству­ю­щее в таких объ­е­мах, не по­ме­ща­ет­ся в го­ло­ве нор­маль­но­го че­ло­ве­ка, и никто не объ­яс­ня­ет, что с этим де­лать и во что во­об­ще ве­рить. Оста­ет­ся толь­ко удив­лять­ся людям, ко­то­рые про­дол­жа­ют жить ТАМ, улы­ба­ют­ся детям и ра­ду­ют­ся каж­до­му дню. Бар­де­му ге­ни­аль­но уда­лось пе­ре­дать в своем герое целую гамму эмо­ций, труд­но под­да­ю­щих­ся опи­са­нию, и сло­жить образ лич­но­сти, до­стиг­шей выс­шей сте­пе­ни сми­ре­ния. До по­след­ней ми­ну­ты он жил пол­но­цен­ной жиз­нью, ула­жи­вая все дела, ко­то­рые во­об­ще воз­мож­но ула­дить. Совет ста­рой по­дру­ги и учи­тель­ни­цы Укс­ба­ля за­клю­чал­ся в том, что бес­по­ко­ить­ся не нужно, так как для этого су­ще­ству­ет Все­лен­ная. Она долж­на по­за­бо­тить­ся о детях и обо всем осталь­ном. Прав­да его во­прос «А будет ли Все­лен­ная пла­тить за квар­ти­ру?» так и остал­ся без от­ве­та. http://www.newlookmedia.ru/?p=13892

  • Но своеобразным парадоксом у Иньярриту является именно это неразъемное сцепление неопределенно духовного, почти ветхозаветного и такого же сложносочиненного, накрученного до безобразия, практически «анатомического» бытия. Это и сталкивает его поклонников и ярых противников. А при наличии такого неразрешимого конфликта любой спор о художественных достоинствах его картин как бы теряет свой мимолетный смысл. http://www.interfax.ru/culture/179542
  • Ошибка в названии — это концепт, намек на лживость и несовершенство мира. … Впрочем, еще Кшиштоф Кесьлевский заметил: «Если свободы или счастья прибывает в одном месте, то столько же убывает в другом». На сей раз все ужасы мира — физические, социальные, экзистенциальные — сосредоточились в Барселоне. Хотя мне лично кажется, что есть более подходящие места для иллюстрации этой темы. Например, Калькутта. Или Москва. https://www.kommersant.ru/doc/1590808
  • «В моем распоряжении было десять съемочных месяцев, солнечная Барселона, великий Бардем, замечательный актерский ансамбль… Сейчас ведь редко снимают кино об эмоциях, о страхе, о смерти. Все в ботоксе, в пластике, все боятся предстать тем, кто они есть на самом деле. Наше кино другое — в нем есть надежда. Она в том, что герой сумел преодолеть главную болезнь, которая губит сегодняшний мир. Это — не терроризм, не СПИД, не рак, а ненависть. В нашем фильме есть победа любви над ненавистью», — говорил Иньярриту, представляя фильм в Канне. http://iz.ru/news/371808
  • Мы привыкли к тому, что сова — это символ мудрости. Иньярриту напомнил нам, что сова — посланница мира мертвых, символ смерти, символ темной стороны. Не знаю уж, выплевывает ли она кусочек пуха, когда умирает… но образ ночной птицы в фильме — самая сильная метафора.
    Держим в уме китайских подпольных рабочих и проводим параллель: в Китае сова — зло, преступление, смерть, ужас. Магический смысл совы — в сове видели пособницу колдуний. Вспоминаем, что герой Бардема «мог» видеть и разговаривать с мертвыми. Сова — мудрость — женщина, к которой Уксбаль ходит за советом (для него она мудрость). Сова — это темный мир. В фильме герой — представитель теневой экономики Барселоны. В некоторых славянских странах совой назвали распутных женщин — жена Уксбаля. Продолжать? https://www.kinopoisk.ru/user/145460/comment/1141278/
  • «Бьютифул»— это кривое несмешное зеркало нашего неправильного мира, придет в голову внимательному зрителю после просмотра. Здесь все не так и все не то. Даже перед смертью нельзя сосредоточиться на главном, и ты уйдешь отсюда, так и не познав, для чего появился. Показав дочери неверное написание одного из важнейших в человеческом языке слов, метафорически Уксбаль направил ее по ложному пути, указав дверь в тот же жестокий неправильный мир, где обитал и пытался выжить сам. Вот почему зрителю некомфортно и гнусно-жутковато во время просмотра и почему хочется вынуть диск из проигрывателя и отшвырнуть его подальше. Вовсе не из-за налета мистики и «живых» мертвецов. Кстати, если уж сравнивать эту ленту с другими, напрашивается аналогия с медиумом из «Потустороннего», где, правда, герой Дэймона не стремился к деньгам, здесь же неправильный духовидец пытается урвать пару десятков евро за сообщение с того света, и видит он «перешедших-на-ту-сторону» не в синем размытом сиянии, а на расстоянии вытянутой руки, как равноправных собеседников. https://www.kinopoisk.ru/user/151816/comment/1276496/
  • И почему всё-таки такое название? Разумеется, не только потому, что на вопрос дочери, выполняющей школьное задание, как пишется по-английски «красота», он отвечает «biutiful». Ошибка не в правописании, ошибка в том самом мире, в котором не осталось красоты. Прекрасно его чувство к детям, но он умирает, неужели с ним умирает и то единственно красивое, что зрители видят — его любовь к детям?https://www.kinopoisk.ru/user/939199/comment/1122087/
  • Удивительно, как мистика становится такой реалистичной, веришь каждому сидящему призраку на потолке, каждому отражению в зеркале и главное всем сердцем чувствуешь то, что чувствует этот с виду слабый, но сильный внутри мужчина. После просмотра понимаешь, как много нужно ещё успеть в этой жизни, успеть «уладить свои дела, ведь мёртвые страдают, если не оплатят свои долги», как говорила ясновидящая Уксбалю.
    Жизнь скоротечна, но смерть не конечный её этап. Жить нужно так, чтоб каждый поступок имел благо и ценность для других, несмотря на то, что очень тяжело сохранить человеческий облик, когда обстоятельства тянут тебя на дно. И только вера способна освободить душу. https://www.kinopoisk.ru/user/1548127/comment/1205445/

Сходная проблематика:

  • Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
  • Время прощания (Le Temps qui reste), реж. Франсуа Озон, 2005.
  • Грязные прелести (Dirty Pretty Things), реж. Стивен Фрирз, 2002.
  • Достучаться до небес (Knockin’ on Heaven’s Door), реж. Томас Ян, 1997.
  • Жизнь как дом (Life as a House), реж. Ирвин Уинклер, 2001.
  • Жить, реж. Василий Сигарев, 2011.
  • Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
  • Мачеха (Stepmom), реж. К.Колумбус, 1998.
  • Моя жизнь без меня (My Life Without Me), реж. Изабель Койшет, 2003.
  • Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
  • Пока не сыграл в ящик (The Bucket List), реж. Роб Райнер, 2007.
  • Семьянин (The Family Man), реж. Б.Ратнер, 2000.
  • Эпилог (Wit), реж. М.Николс, 2001.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.