Хромофобия.
Хромофобия (Chromophobia), реж. Марта Файнс, 2005.
Когда, кажется, у вас все не ладится или, наоборот, все вроде бы ладится, но настроение все равно не к черту. Вы чего-то боитесь, но чего? И кто способен помочь?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: семья, социальная драма, человек-человек
Мотто: В данном случае нам нельзя лгать.
Круг психологических проблем:
- психотерапия
- аутотренинг
- медитация
- диссоциация
- депрессия
- семья
- успех
- фрустрация
- отношения
- взаимонепонимание
- самопознание
- комплекс неполноценности
- подросток
- игнорирование
- одиночество
- сублимация
- деструктивное поведение
- шопоголизм
- садизм
- доверие
- проституция
- сексуальность
- бессмысленность
- бизнес
- коррупция
- педофилия
- гомосексуализм
- самоконтроль
- амбиции
- смертельная болезнь
- мать-одиночка
- дружба
- умирание
- выбор
- надежда
- крушение жизни
- угрызения совести
- любовь
- приоритеты
- социальная драма
- смысл жизни
- наркомания
- взаимопомощь
Системы отношений:
- дети-родители
- правда-ложь
- друзья
- человек-человек
Черты характера:
- равнодушие
- лицемерие
- неприкаянность
- жестокость
- грубость
- вспыльчивость
- тщеславие
- алчность
- доброта
Эмоциональная парадигма:
- волнение
- раздражение
- разочарование
- скука
- сострадание
- сочувствие
- муки совести
Нравственные категории:
- честность
- предательство
- порядочность
- ответственность
- совесть
Символизм, метафоры:
- стекла
- мертвая ворона
- охота
- Ода к радости
Выразительные средства:
- свет, синий
- параллелизм
- хроматические экраны
- музыка
Дополнительные вопросы:
- В чем причины такого поведения Орландо?
- Что привлекает Айону в хроматических экранах?
- Что общего у всех героев?
- Как каждый из героев сублимирует свои проблемы?
- Почему Мария отказывается от больницы?
- Так что же такое любовь?
Цитаты:
- Я живу в мире с собой. Я умею любить себя такой, какая я есть.
- Официальной причиной отставки стала депрессия. Они не любят писать «отсутствие желание жить».
- Шикарная жена – большие расходы.
- Я слышу только шуршание твоих кредиток.
- — Меня мучает сексуальная неудовлетворенность и собственная никчемность. – Я не понимаю, чего ты хочешь.
- Зачем предавать друга тайком, если можно предать открыто?
- Я – циничный человек, а тут вдруг решил стать порядочным. Забавно.
- — Если бы я мог взять ответственность на себя, я бы взял, но мы не можем лгать. – Почему? Ты лжешь. Все мы лжем. – В данном случае нам нельзя лгать.
Отзывы:
- Но все же, продемонстрировав нам все ужасы современности, автор дает зрителям надежду. Надежду в первую очередь на то, что все ошибки можно исправить, а неприятности (независимо от их масштаба) пережить. Главное — вовремя осознать, что для тебя самое главное в жизни. https://www.kinopoisk.ru/user/230888/comment/1578590/#
- И становится ясно, что же действительно главное, а что нет. Отец, из страха отказывающийся спасти сына, позвонив куда следует и проявив свою власть (герой Иена Холма), женщина, не знающая, как справиться с депрессией и внутренней пустотой, прибегающая к типичным «лекарствам» богатых светских дам — шоппингу и полумедитативным глупостям (героиня Кристин Скотт Томас), мужчина-гомосексуалист, с поганой искрой в глазах поглядывающий на резвящегося перед ним парнишку-крестника (персонаж Ральфа Файнса) — весёленький список можно продолжать. И чем дальше смотришь, тем больше проникаешься уверенностью — от страстей нет спасения, если люди даже не осознают, что больны.
В легендарном «Семь» Девида Финчера семь смертных грехов, семь доминирующих страстей рассмотрены выпукло, просто потому что маньяку захотелось придать своим деяниям некий величественный окрас. В «Хромофобии» страсти растворены в повседневности, и только со стороны, анализируя уже сами результаты поступков/преступного бездействия и то, как они повлияли на окружающих, можно увидеть весь ужас жизни ЭГОИСТОВ. Когда у человека появляются деньги, или власть, или железное здоровье, он забывает, что так будет не всегда, что это лишь часть его жизни, некий этап (у каждого — свой). Ему думается, что УЖ ТЕПЕРЬ-ТО ОН ЗАЖИВЁТ как следует, как вещают со страниц журналов, из легкомысленного пространства телеэфира. А на деле всё сводится к низким страстишкам, в самый раз обывателю, вознесённому до небес собственной гордыней, по мерке. Проститутки, шопоголизм, педофилия, тщеславие, предательство…
Но однажды приходит Он. Переломный момент. Любителя изящных искусств, по совместительству — любителя мальчиков, бьют по голове тяжелым предметом — и «здравствуй, больница». В карьере преуспевающего адвоката возникает чёрная полоса — ввязался в заварушку, и «прощай, спокойствие». В жизни его жены вообще всё полетело с ног на голову — привычный, такой известный в своих границах мирок разрушен, и нужно строить что-то новое, да и вообще, как-то собраться с мыслями, но как, если человек подобным сто лет не занимался, а думал только о комфорте?
И что-то пробуждается в людях. Жизненные беды мобилизуют все их внутренние силы, и мы смотрим финал фильма с надеждой и уверенностью — они ещё повоюют! За то, что еще им дорого, за те чувства, что еще не перегорели в них. И тогда, может быть, они — хотя бы кто-то — придут к пониманию одной важной истины, без которой всё на планете пойдёт прахом. Она озвучена в фильме «Книга Илая» — герой Дензела Вашингтона говорит, что главное, что он вынес из своего долгого пути — «делать для других больше, чем для себя». Потому так сочувственно, с вниманием и расположением смотрим мы на развитие отношений героев Пенелопы Крус и Риса Иванса. Он только-только прикоснулся к пониманию этой истины — дела милосердия. Ведь что такое для мира, падкого до чрезмерности, жаждущего всего броского, в частности, кричащей и пышной добродетели, по сути, фарисейства — помощь и сострадание умирающей от рака проститутке и её маленькой дочке? Ничто, мелочь, да к тому же ещё и странная, нестандартная, бессмысленная… Но на смертном одре женщина говорит ему — Спасибо! — и плачет. Она увидела перед концом надежду, свет. Видимо, Провидение устроило так, чтобы, может быть, за нечто хорошее, что она сделала в жизни, её закат сопровождал кто-то, просто бескорыстно сострадающий и небезразличный. Для меня эта короткая сценка была самой сильной в фильме.
В общем, всё снова сводится к тому, что страсти заедают людей, воспитанных в религии комфорта и эгоцентризма. И данный фильм — ещё одна попытка поразмыслить над природой человеческой и изобразить её как можно более разносторонне, чтобы зло отталкивало, а добро — вселяло надежду и желание что-то делать самим!
Ценю этот фильм даже не за мастерство исполнения, не за идею и таланты тех, кто участвовал в его создании. После просмотра есть о чём поразмыслить, а ведь это главное — в литературе, кинематографе, драматургии и музыке… Искусство должно лишь сподвигать, подталкивать к делу и мысли, а не вкладывать в наблюдателя готовые идеи. Никто не проживёт жизнь за нас с вами, только мы сами. https://www.kinopoisk.ru/user/278280/comment/1569590/# - Нить событий (или их отсутствие), тянущиеся на протяжении нескольких лет, опутывала собой героев, погружая их в пропасть, подводя их к краю безысходности. Можно охарактеризовать это как «обостренный кризис среднего возраста». Собственно, это и отражает название ленты: людей, загнанных в угол их собственными страхами, фобиями, боязнью совершить ошибку, принять решение, сделать выбор или даже просто полюбить. Глядя на некоторых из них, задаешься вопросом «А если вообще в них что-то святое?». Ценности и добродетели были попраны! Пуританская английская буржуазия перешагнула через всю сущность человека. Однако в противовес им есть и другие представители общества, сердца которых еще не очерствели, не почернели от алчности и жажды власти и денег, те, кто еще может найти в себе силы, не пройти мимо того, кто нуждается в помощи. Да. Наверно прав был один из мудрых, сказавший: «Равнодушие- вот бич современности». Но что делать, когда комплексы душат в человеке, чья плоть и дух так слабы? https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/637654/#
- А уж слоган и вовсе странный: «Не проживи свою жизнь в черно-белых тонах» Что бы это значило я думаю каждый зритель должен понять сам для себя. Но я понял это так: Не стоит жить одновременно грехом и праведностью, стоит выбрать что-то одно и лучше бы это было второе… https://www.kinopoisk.ru/user/225729/comment/518175/#
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- Дорога перемен (Revolutionary Road), реж. Сэм Мендес, 2008.
- Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
- Мост (Bron/Broen), реж. Хенрик Георгссон, Румле Хаммерих, Шарлотта Зилинг, …. 2011-
- Осенняя соната (Höstsonaten), реж. Ингмар Бергман, 1978.
- Пациенты (In Treatment), реж. Пэрис Барклай, Родриго Гарсия, Джим МакКэй и др., 2008-2010.
- Перед полуночью (Before Midnight), реж. Ричард Линклейтер, 2013.
- Пять легких пьес (Five Easy Pieces), реж. Боб Рейфелсон, 1970.
- Резня (Carnage), реж. Роман Полански, 2011.
- Ты встретишь таинственного незнакомца (You Will Meet a Tall Dark Stranger), реж. Вуди Аллен,