КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Ты встретишь таинственного незнакомца.

Ты встретишь таинственного незнакомца (You Will Meet a Tall Dark Stranger), реж. Вуди Аллен, 2010.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: семейные проблемы.

Мотто:  Много шуму из ничего.

Круг психологических проблем:

  • семейный кризис
  • измена супругу, ревность
  • смена партнера, развод
  • зависимость от партнера
  • непонимание друг друга, неумение слышать
  • экзистенциальный кризис, кризис среднего возраста, жизненный кризис
  • стремление к изменениям
  • иллюзии, самообман, мечты, мистика
  • комплекс неполноценности, тщеславие
  • неудовлетворенность, недовольство собой и окружающими
  • депрессия, сомнения
  • сублимация проблем в алкоголе и в смене партнеров
  • работа с психотерапевтом
  • влияние на личность, манипулирование
  • потеря веры в себя и в партнера
  • самообвинение, самобичевание
  • неудачливость
  • поиск своего места в жизни
  • боязнь старости, разница в возрасте между партнерами
  • разрыв между поколениями
  • пошлость и скука существования

Системы отношений:

  • муж – жена
  • родители – дети
  • супруги — любовники
  • приятели

Черты характера:

  • мнительность
  • зависть
  • болтливость

Эмоциональная парадигма:

  • разочарование
  • раздражение

Нравственные категории:

  • признание ошибки
  • ложь, лукавство, часть правды, подлог

Символизм, метафоры:

  • творческие профессии героев
  • гадалка в роли психотерапевта
  • красное платье и красные цветы на картинах
  • музыка Боккерини и Доницетти
  • подлог книги
  • расстроенная свадьба
  • общение с умершей супругой
  • кома
  • смерть
  • таинственный незнакомец

Выразительные средства:

  • диалоги, банальность реплик и сентенций
  • юмор, ирония, сарказм, комические ситуации
  • музыка
  • семейные и любовные архетипы
  • мозаичность историй и монтажа
  • авторский текст за кадром

Цитаты:

  • Как говаривал Шекспир, в мире много шума и страстей, но смысла никакого… («… Этосказка, рассказанная идиотом, полная звуков и ярости, не означающая ничего», «В жизни много слов и страсти, нет лишь смысла…», Шекспир, Макбет)
  • Как-то утром он проснулся, подумал о вечности, полежал немного в холодном поту и навсегда забыл про сон…
  • Отжимайся, сколько хочешь, время не остановишь.
  • Увы, не прав был поэт, сказавший, что в правде красота. Все ровно наоборот.
  • Я не могу понять, куда ведет моя жизнь, мне нужно направление.
  • Что, если иллюзии помогают лучше таблеток?
  • Сколько ты ей платишь за эту надежду?
  • У него нет духовного стержня, как же он пишет?
  • — Ваша предсказательница говорит то, чтовы хотите слышать, и ещё деньги за это берёт! — Ты тоже у меня берёшь деньги, но того, что я хочу слышать, — не говоришь.
  • Мы были друзьями и коллегами, а теперь мы конкуренты. Видишь, как прекрасна жизнь — она полна иронии.
  • В тот момент, когда казалось, что поганее не бывает, судьба всегда напомнит, что кому-то еще хуже.
  • Раз в жизни столько неопределенности и боли, как же мы ее терпим? Но как сказала Салли, иногда иллюзии помогают лучше таблеток.
  • «Герои бегают, суетятся, пытаются найти смысл жизни, реализовать амбиции, найти любовь, обрести успех. Они причиняют боль друг другу, сами страдают, делают ошибки — какой-то постоянный хаос. Но в конце концов, спустя сотню лет, все на планете, включая их самих, исчезнут полностью, а спустя еще сто лет будет уже новая партия людей. И после всех этих амбиций, и стремлений, и плагиата, и измен то, что когда-то было так значимо, потеряет всякий смысл». (Вуди Аллен)

Дополнительные вопросы:

  • Какие иллюзии переживает каждый персонаж и как они на него влияют?
  • Какие человеческие архетипы представлены в фильме?
  • Откуда в жизни берется смысл? Как он возникает?
  • Произойдет ли когда-нибудь встреча с таинственным незнакомцем?

Выдержки из рецензий:

  • В последних алленовских опусах эта сентенция насчет счастья оказывается видоизмененной, вернее, распространенной: ты счастлив, значит ты прав. В его новом фильме «Ты встретишь таинственного незнакомца» эта мысль вывернута наизнанку: если ты не счастлив, значит ты не прав. И значит — так тебе и надо. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1577623
  • Режиссер говорит, что для него съемки фильма — способ отвлечься, не думать о грядущей встрече с «незнакомцем» и не скатываться в спасительный маразм героя Энтони Хопкинса. Нам же остается только благодарить судьбу за то, что Аллен выбрал для себя именно такой метод терапии. Подробнее: http://www.gazeta.ru/culture/2011/02/16/a_3528218.shtml
  • В общем, если посмотреть на все это трезво — паноптикум. Корабль уродов. Хотя после просмотра осознаешь, что события-то в фильме происходят трагические: измены, разводы, расстроенная свадьба, литературное воровство, кома…Уже упомянутый Вильям наш Шекспир на таком материале сочинил бы нечто вроде «Макбета». Но не таков Вуди. Он относится к своим героям — даже законченным уродам — с очевидной иронией, но и не менее очевидной симпатией. Словно говорит — ну, да, вот так, а что вы хотели? Они всего лишь люди. Все мы — всего лишь люди. Иллюзиями спасаемся, от них же и погибаем. Но делаем это легко и незатейливо. Потому и кино получается легкое и незатейливое — как пух одуванчиков. И только потом тебя «догоняет» послевкусие — терпкое, сочное, как у хорошего вина. Подробнее: http://www.kinopoisk.ru/user/438349/comment/1133129/
  • Вереница персонажей, один другого ярче, проходит перед взором зрителя, как в менуэте, сплетает разные сюжетные нити в узор брабантского кружева. Каждый по мере сил разыгрывает полные скрытого юмора поучительные сценки, выстраивает классические пасторальные схемы: A любит B, B любит С, С любит D… D любит А. А то и вообще какого-нибудь игрека. Откуда он тут взялся? Ах, не спрашивайте.
    Каждая из историй многофигурного полотна — это история наказанного или стремящегося к наказанию порока.
    Вот прелестная Дия изменяет жениху с лжецом-мошенником. По этому поводу она будет лить слезы уже за кадром (мы это знаем, она — еще нет). Вот прямо в кадре разбивается с хрустальным звоном сердце хорошенькой Салли, уже готовой пасть в сладкую бездну греха, изменить мужу с женатым красавцем: ан поздно, ей уже предпочли ее подругу. Автор нравоучительного сочинения выглядывает из-за угла и грозит пальчиком своим непутевым героям: а ты не изменяй! А ты — живи по средствам! А ты — не греши ворожбой! А ты… Ох, нету сил, никакого благоразумия у этих несчастных: теперь вот Арчи женится на порочной идиотке с роскошной фигурой, Шармэйн приводит любовника прямо в семейный альков, а Хелена отказывает дочери в деньгах во имя астрологии!
    Вуди Аллен своих героев видит насквозь не хуже сочинителей галантного века. Он так же изящно иронизирует над ними, над бесконечно разыгрываваемой ими комедией ошибок, но сердце его теплее и мягче, чем у какого-нибудь де Лакло: он своих героев не только понимает, но еще и любит и жалеет.
    Поэтому комедия нравов в «Таинственном незнакомце» разыгрывается обаятельная и добрая, и тонкая насмешка часто уступает место сочувствию, привносящему в беспутный солнечный мир этой истории ноты печали.
    Мне кажется, старик Вуди особенно неравнодушен к Салли. Ей выпадает в этом полифоническом произведении одна из самых глубоких партий. Долгое время даже кажется, что в ее лице на сцену выведена невознагражденная Добродетель (нам это кажется).
    Салли и любимому ею мистеру Клементе достается одна из самых замечательных сцен, в которой внезапно нарушаются все писанные и неписанные законы жанра. Вечером после посещения Оперы, когда они сидят вдвоем в машине, и между ними повисает наэлектризованное молчание, просто обязанное завершиться поцелуем, зритель вместе с Салли получает нежданный сюрприз: явление правды жизни. Да кто ее звал, эту правду? Они должны были поцеловаться и предаться страсти! И зачем нам тут эта пошлая, как рогожа, сермяжная правда, которая заставляет их… неловко попрощаться и расстаться?
    А все же есть прелесть и в правде жизни. Если этот фильм — пирожное, то горький шоколад придает ему пикантный вкус.
    Но главным ингредиентом в итоге окажется, как ни странно, чистая радость жизни, не омраченная ошибками и нравоучениями. Пусть персонажи неисправимо погрязли в грешках и ошибках, но в целом они неплохие люди. Негодяев тут нет ни одного. Пусть жизнь то и дело учит их уму-разуму, пусть они этого не понимают, считая, что жизнь просто ставит им подлые подножки, — но и эта жизнь хороша. Можно покататься на роликах, а можно — на велосипеде. Можно пойти на концерт в парке, а можно на выставку цветов. Можно заказать десерт в уличном кафе, а можно присоединиться к Хелене и дернуть чего-нибудь крепкого. Можно поиграть на гитаре или в карты, испечь трюфели, сочинить великий роман (мы пока не будем говорить, о чем этот роман!). А можно просто насладиться великолепным мягким юмором очередного фильма от Вуди Аллена. И черт с ними, с нравоучениями! Лучше посмотрите, как отчаянно смело два недалеких и забавных немолодых человека готовятся с головой кинуться в пучину своего непредсказуемого любовного приключения, и как солнце сквозит в пышной листве над их скамейкой. Разве все это не прекрасно? Подробнее: http://www.kinopoisk.ru/user/196873/comment/2131967/

Схожая проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.