Безумие.
Безумие (Asylum), реж. Дэвид Маккензи, 2005.
Любовь или страсть? Чувства или рассудок? Пассивность или действие? Благополучная стабильность или бурная неизвестность? Что выберете вы и почему?
Фильм снят по мотивам романа «Приют» Патрика МакГрата.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: семья, сексуальность, психическое расстройство, мужчина-женщина
Мотто: Я не хочу делить.
Круг психологических проблем:
- семья
- сексуальность
- психиатрическая больница
- конфликт
- выбор
- преступление
- психотерапия
- психическое расстройство
- амбиции
- одиночество
- тайна
- психопатия
- обман
- побег
- самоубийство
- причина-следствие
- любовный треугольник
- манипулирование
- шантаж
- измена
- насилие
- созависимость
- психиатрия
- несвобода
- соблазн
- искушение
- нереализованность
- аутоагрессия
- паранойя
- отношения
- терпение
- несчастье
- трагедия
- садизм
- зависимость
Системы отношений:
- муж-жена
- мужчина-женщина
- врач-пациент
- свобода-несвобода
Черты характера:
- холодность
- амбициозность
- подозрительность
- сдержанность
- чопорность
- жестокость
- лицемерие
- эгоизм
Эмоциональная парадигма:
- страсть
- влечение
- интерес
- скука
- страдание
- страх
- отчужденность
- напряжение
- симпатия
- равнодушие
- смущение
- волнение
- тоска
- ступор
- горе
- влюбленность
- тревога
- грусть
- ревность
- эмоциональная тупость
- шок
- агрессия
- презрение
- чувство вины
- стыд
- жалость
Нравственные категории:
- ложь
- уважение
- верность
Символизм, метафоры:
- беседка с разбитыми окнами
- шлагбаумы
- ограда
- коридоры
Выразительные средства:
- музыка
- свет
- молчание
Дополнительные вопросы:
- На чем основывается сексуальность каждого из героев?
Цитаты:
- — Я не женат, погружен в мир страстей других. Любовь – опасный спорт. У меня кишка тонка. – Я замужем уже 12 лет, но никогда не думала, что это спорт. – Брак – это другое дело, я говорю о страсти.
- Мой конек – сексуальная патология и трагедии, ею обусловленные.
- — А чем заполняла дни моя предшественница? – Делала гобелены.
- Я убил свою жену, она меня предала.
- — Спасибо за танец. – Я не могу их принять. – Зато вы можете понять их смысл.
- Я не хочу тебя делить.
- Бросай их и оставайся со мной.
- — Сильный мужчина послал бы тебя ко всем чертям. – Ты сильный.
- Не будь банальной. Мне не хватило сил тебя удержать.
- Не позволяй своему стыду превратиться в жалость к себе.
- Мы не можем так жить. Пожалуйста, вернись к нам. Прошу тебя.
- — Эдгар здесь? – Конечно, нет. – А где он? – Он в прошлом.
Отзывы:
- Я бы сказала так: это фильм о том, какие чувства могут существовать в человеке, который случайно сталкивается с тем, чего, возможно, давно хотел, но, столкнувшись, не смог сразу разумно рассудить, что нужно делать и как, чтобы не причинить никому боли, быть понятым и принятым. Именно из-за своих чувств, ведь чувства, которые показаны в фильме и любовью то назвать сложно, это огромная смесь всего, очень верно перевели название фильма на русский язык — Безумие (хотя с английского Asylum — убежище, больница).
Для тех, кто старается по жизни быть уверенным, планирует свои дни, опираясь на то, что внутри его головы завтра всё останется так же, как сегодня, я рекомендую этот фильм. Есть то, что живёт внутри вас, но не зависит от вас, как бы это не звучало, и, прежде, чем судить главных героев (либо людей из жизни, если вдруг встретятся), просто допустите мысль о том, что они не хотели ничего плохого, они лишь просто были подвержены своим чувствам, которые, возможно, поглотили их, но, зато главные герои были честны, каждый перед собой, они не побоялись решиться на что-то аморальное, может, жестокое со стороны, но они решились на то, чтобы узнать ещё одну сторону гуманизма в их душах. Сторону, которую никто не знал из них, но где-то глубоко внутри ждал. https://www.kinopoisk.ru/user/711043/comment/1337153/ - Смысл можно выразить в двух словах: безумие — это когда эмоции начинают преобладать над всем остальным. Жизнь в состоянии аффекта. Когда ты — наркоман, только твой наркотик — страсть (или любая другая эмоция — ревность, зависть, тщеславие). Эмоциональная зависимость. Сюжет прямолинеен и незамысловат, главное — в великолепной игре актеров, эмоциях, которые они проживают. Искать какой-то глубокий смысл не придётся — он на поверхности и полностью отражен в названии фильма. И тем не менее, оторваться невозможно, хотя каждый из нас знает, чем заканчиваются подобные истории…
Готовы ли вы отдать всё ради одной встречи с тем, что даст вам краткое ощущение счастья и смысла жизни?.. Или всю жизнь прозябать в скуке и пустоте, живя лишь одним воспоминанием — но зато каким?.. На эти вопросы человечество до сих пор так и не ответило… И не ответит никогда… Это классическая «шекспировская» трагедия о страстях, в руках которых человек — только игрушка. Безумие — когда эмоции полностью затмевают рассудок. Кажется, это и называется «настоящая жизнь»? Или безумие в том, что, какие бы эмоции человек не испытывал — он просто-напросто не готов взять на себя ответственность и сделать один окончательный выбор?
Это кино заставит задуматься — а могло ли быть по-другому?.. Не в жизни персонажей фильма, в нашей собственной… Быть может, кроме двух альтернатив, между которыми мы обычно выбираем — жить эмоциями ради эмоций или подавлять страсти ради целей комфортного и гармоничного существования, есть какая-то ещё одна — совершенно иная?.. https://www.kinopoisk.ru/user/11553/comment/1718677/ - Помните сюжет сказки «Красные башмачки»: девочка смастерила себе рукодельные красные башмачки и радовалась им, жила себе сиротка в лесу и была свободной, но тут приехала золоченая карета старой Дамы, и ей было предложено жить в богатом доме, она соблазнилась — но старуха выбросила ее башмачки, это была плата за достаток. Но оказывается, золото не заменяет свободы творчества, и девочку тянуло к башмачкам. И когда она увидела похожие у коварного сапожника, она, тайком от старой Дамы их надела… И стала плясать, но башмачки оказались колдовскими и девочка не могла прекратить танцевать. Что потом? Ей пришлось согласиться отрубить себе ступни, чтобы не погибнуть окончательно в смертельном вихре танца. Такая вот сказочка. Кларисса Эстес (психоаналитик и сказитель) декодирует сказку как архетипическое послание психики: не предавайте себя ради достатка, ищите свой путь, иначе, отказавшись от себя, вы будете настолько голодны, что накинетесь на любое средство, которое вам покажется — дорогой к свободе! И, возможно, вам придется очень сильно страдать… Если вы вообще сможете выжить…
История, которую рассказывает нам фильм, история попытки души найти для себя хотя бы немного живой воды… История страсти, любви и верности своему выбору, пусть даже он совершен намного позже, чем следовало, поэтому он так трагичен, но это выбор Личности следовать своему уникальному Пути. https://www.kinopoisk.ru/user/6032716/comment/2243455/ - Но разве это не ЛЮБОВЬ??! Разве это не есть то самое светлое и яркое чувство? Когда бросаешься в омут с головой и любишь человека, невзирая ни на мнение окружающих, ни на закон, ни на мораль? И даже, когда у него начинаются припадки, когда он пугает и бьет ее — она все равно верна ему. И они обожают друг друга! До потери пульса! Почему это не любовь? Почему героев надо осуждать? Может, им и не было суждено долгое счастье, но они испытали то, чего не дано испытать за всю жизнь многим. И не важно, чем все кончилось. Хэппи-энда может и не быть, но это не главное…
Я считаю, что это очень сильная, напряженная и красивая лента. Она о любви. О любви до потери рассудка. До потери связи с реальностью. До потери всего мира, но об обретении намного большего.
«Безумие» — фильм для людей, в какой-то мере безумных. Так что, если вам не знакомо чувство несогласия с общечеловеческими нормами и правилами, если вам никогда не было наплевать на мораль, то лучше не смотрите это кино. Оно вас не зацепит. Людям же с широкими взглядами на жизнь — приятного просмотра! Это кино для вас! https://www.kinopoisk.ru/user/569017/comment/850368/ - Но фильм не о душевно больных людях, не о псих больнице, а о том, что таится и спит глубоко в каждом из нас, о самых неожиданных и сумасшедших мыслях и желаниях. Каждый может оказаться там, где раньше он вздрагивал, слыша крики сумасшедших. Где она, эта грань между психически больным и здоровым человеком?https://www.kinopoisk.ru/user/435655/comment/1697812/
- Что сложного? Женщина всю жизнь имела всё, что хотела. Ну, почти всё. По натуре эгоистка, не иначе. Никого при этом не уважающая (в первую очередь себя, свекровь как-никак оказалась права. Потому как человек, который жалеет себя, обязательно себя не уважает). Эдакая, извините, проснувшаяся самка, ищущая образцового самца для удовлетворения своих нереализованных и далеко не самых возвышенных потребностей. Как потом выяснилось, эта тяга оказалась сильнее волевых качеств, которых женщине явно не доставало. Что ее больше всего в нем привлекало? Подспудное желание, чтобы любили только ее и чтобы ей обладали безраздельно, во всех смыслах. Да, он хотел только ее. У него имелись свои заморочки, у нее — свои. Вот эта черта ей в нем как раз и нравилась больше всего: он хотел ее безраздельно. Это и льстило, и одурманивало разум. Она практически хотела быть его вещью, без внешних приличий (как в случае с мужем). Муж лишь исполнял роль укрытия в рамках общества. А вот любовник, хоть вроде и полный псих, да сдаётся, что здравого сознания в нем было всё же чуточку побольше, чем у неверной жены.
И то, что произошла трагедия — настоящая закономерность. Ибо безумие главной героини было не возвышенным, а порочным. Закономерность еще состоит и в том, что дамочки подобного склада своими же руками рушат мир вокруг себя, и часто калечат чужие судьбы. И удивительно то, как этот мир вроде бы благоволит к ним.
Трагедия заключалась и в том, что главная героиня не способна была делать выводы, а значит сделать окончательный выбор для себя она тоже не могла. Ей не хватало ни здравого смысла, ни воли, ни внутреннего благородства. Попытка удержаться в двух лодках одновременно всегда ведет к краху. Что и последовало. https://www.kinopoisk.ru/user/1518431/comment/1712912/
Сходная проблематика:
- Большие глаза (Big Eyes), реж. Тим Бёртон, 2014.
- Весенние надежды (Hope Springs), реж. Дэвид Фрэнкел, 2012.
- Грязная любовь (Dirty Filthy Love), реж. Адриан Шерголд, 2004.
- Дорога перемен (Revolutionary Road), реж. Сэм Мендес, 2008.
- Жена ушла, реж. Д.Осанова, 1979.
- Изгнание, реж. Андрей Звягинцев, 2007.
- История о нас (The Story of Us), реж. Р.Райнер, 1999.
- Прошлой ночью в Нью-Йорке (Last Night), реж. Мэсси Таджедин, 2009.
- Ревность (Heartburn), реж. М.Николс, 2001.