Правила виноделов.
Правила виноделов (The Cider House Rules), реж. Лассе Халльстрём, 1999.
Представьте, что вы всю свою жизнь прожили в оторванном от большого мира месте, мечтая о путешествиях и океане, и вдруг ваша мечта исполняется… Но вас тянет домой осознание призвания и долга.
По роману Джона Ирвинга «Правила виноделов».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наставник, становление личности, самопознание, выбор, человек-человек, беременность
Мотто: Найти смысл жизни — это счастье, найти счастье в жизни — это смысл.
Круг психологических проблем:
- наставник
- призвание
- становление личности
- поиск себя
- самопознание
- аборт
- беременность
- нежелательная беременность
- подросток
- сиротство
- приют
- травма
- мечта
- любовь
- выбор
- забота
- наркозависимость
- подлог
- служение
- отрицание
- социальная драма
- смирение
- принятие
- смысл жизни
- причина-следствие
- необходимость перемен
- расставание
- маленький человек
- характер
- гуманизм
- инцест
- закон
- самоубийство
Системы отношений:
- отец-сын
- учитель-ученик
- человек-человек
- жизнь-смерть
- отец-дочь
- мужчина-женщина
- человек-бог
Черты характера:
- доброта
- спокойствие
- жизнерадостность
- трудолюбие
- честность
- смелость
- добродушие
- самоотверженность
- невозмутимость
- человеколюбие
- мужество
- муки совести
- мудрость
Эмоциональная парадигма:
- грусть
- влюбленность
- сочувствие
- радость
- восхищение
- интерес
- надежда
- раскаяние
- сомнение
- покорность
Нравственные категории:
- уважение
- ответственность
- долг
- совесть
Символизм, метафоры:
- дорога
- окна
- приют
- океан
- яблоки
- письма
Выразительные средства:
Дополнительные вопросы:
- Что узнал о себе Гомер, покинув приют?
- Вакансия героя в Сент-Клауде.
Цитаты:
- Иногда молодые люди покидают свой дом и отправляются в дальний путь в поисках счастья. В дороге их не раз согревают мечты о победе над злом, о встрече с истинной любовью или о богатствах, добытых без всякого труда…
- Я рассчитывал стать героем, но в Сент-Клауде не было такой вакансии.
- Если ты хочешь остаться в Сент-Клауде, научись быть полезным.
- Я сам выбрал свой путь, никто не сможет сделать выбор за Гомера Уэллса.
- Я учу только тому, что сам знаю. В этой жизни нужно быть полезным.
- От чего оно умерла? – Она умерла от скрытности, умерла от невежества. Гомер, если ты хочешь, чтобы они несли ответственность за своих детей, им нужно, прежде всего, дать право выбора – иметь детей или нет. Ты согласен? – Но люди должны быть сами достаточно ответственны, чтобы себя контролировать. – А как насчет этого ребенка? Ты ждешь от нее ответственности?
- Радоваться, что живешь при любых обстоятельствах? – Радоваться жизни? Да, пожалуй.
- Там никто ни о ком не заботится! В том мире!
- Не говорите мне о святости закона! Что сделал закон для каждого из нас?
- Ты – мое произведение искусства, Гомер. Все остальное было просто работой.
- Если мне повезет, то кто-нибудь другой все решит и сделает за меня.
- Эти правила придумал тот, кто здесь не живет. Эти правила не для нас. Мы сами должны их устанавливать. И мы их устанавливаем каждый божий день.
- Я пытаюсь все исправить. Иногда приходится нарушать правила, чтобы все исправить.
Отзывы:
- Людям, словно виноградной лозе, уготовано пройти не менее испытаний, прежде чем стать самими собой, отсеяв фальшивую поверхностную оболочку. Любое перерождение, сопровождаемое расставанием с былым, но пока не получающее необходимое следующее, опустошает, мучительно подсовывая в эту пустоту ложные истины. Это лучше, чем ничего. Это необходимо, чтобы рано или поздно понять чего мы хотим, что нам нужно, к чему настоящему мы будем стремиться в будущем.
«Правила виноделов» — история о любимом занятии человечества: утрате иллюзий. Фильм, в котором каждый (задумайтесь — каждый!) значимый герой столкнется с этим в будущем, либо уже столкнулся в прошлом. Полынь — травы горечь.
Об этом фильм «Правила виноделов». Об одиночестве. Одиночестве всех и каждого. Кенди, доктора Ларча, сирот, Гомера…Утрата иллюзий и одиночество — есть верные спутники друг друга на пути превращения виноградной лозы в слезы богов. История о том, чего человек страшится больше всего, пытаясь спастись постоянно включенным телевизором, бубнящим радио, орущим магнитофоном…Только не чувствовать себя одиноким!
Самое горькое, что в таких условиях утрачивается способность созерцать окружающий мир, черпать силы в нем, успевать задумываться над происходящим. Создается иллюзия защищенности при полной уязвимости. От чего ушли, к тому пришли. С той разницей, что одиночество необходимо человеку в малых дозах. Как необходимо иногда смотреть на медленно сгущающиеся сумерки за окном.
Но когда вы чувствуете себя одиноким в обществе людей — бойтесь! Это тяжкое чувство, одно из самых горьких на свете. Вы самостоятельно должны справиться с ним. Или уподобитесь Кенди, в панике бегущей от этой напасти как может, не способной слушать голос рассудка. Или будете подобны крохе Зайке, в надежде собирающего свой скудный скарб, когда в приют приезжают очередные пары, готовые усыновить ребенка. Или доктору Ларчу, желающему забыться хоть на несколько минут, несмотря на то, что сотни пар глаз с обожанием смотрят на него. И молите небо, чтобы нашелся Гомер, способный вас успокоить давно привычным укладом вещей, подхватив слова отзвучавшего голоса: «Спокойной ночи, принцы Мэйна и короли Новой Англии». https://www.kinopoisk.ru/user/64140/comment/150978/
- Фильм «Правила виноделов» с самых первых секунд просмотра завораживает внимание, и лично на меня он произвел большое впечатление. Это история о человеке, который смог найти себя в этом не простом мире. Но и это история любви, чистой, как слеза младенца. Хотя фильм и обладает сказочной и теплой атмосферой, отнюдь не все закончится, как в сказке. Это прекрасное кино и если вы обладаете хоть небольшой любовью к кинематографу, вы обязаны его посмотреть. Уверен, он тронет ваши чувства и заставить подумать о чем-то хорошем и светлом после просмотра под завораживающую музыку из титров… https://www.kinopoisk.ru/user/351402/comment/444014/
- Огромное желание найти себя— вот что я испытала после просмотра творения Лассе Холлстрома. История паренька по имени Гомер Уэллс простая, незамысловатая, но в то же время она заставляет взглянуть под другим углом на многие вещи. Ведь каждый человек порой думает: «а правильный путь ли путь я избрал»? Гомер ненадолго свернул со своей дороги, но лишь для того чтобы убедиться в том, что эта самая дорога — действительно его. …Это кино будет крайне приятно посмотреть дождливым осенним вечером, завернувшись в плед с чашкой горячего чая. Чтобы увидеть солнечный свет, отражающийся на румяных, наливных яблочках, бескрайний океан и гладкую гальку, ретро-автомобили и романтические кинотеатры, о которых все давно позабыли. И чтобы от души насладиться доброй, красивой и светлой историей, пробуждающей в душе самые благородные порывы. https://www.kinopoisk.ru/user/222880/comment/283704/
- Эта картина— настоящая драма… Драма жизни маленьких детей из детского дома, каждый раз выбегающих навстречу очередному подъезжающему автомобилю в надежде, что приехала мама. Драма жизни молодых людей и девушек, чьи легкомысленные поступки заставляют их принимать наиболее важные и сложные решения в жизни. Драма жизни пожилого доктора, помогающего молодым людям реализовать эти самые сложные решения. https://www.kinopoisk.ru/user/1113877/comment/1195395/
- Перед человеком вначале его пути лежит большой и не познанный им мир. Все мы стремимся его узнать и понять. Но этот огромный мир состоит из маленьких мирков. Одним из таких и был приют Сент Клауд, где родился и вырос наш герой. С этого момента начинается медленное, неторопливое повествование об обычной жизни, которую проживают все. Но Гомер Уэллс не хотел остаться пустым пятном на карте мира. Он хотел нести свет, добро в нашу жизнь. Благородная и достойная цель, к которой стремятся многие, но далеко не все достигают. Не ожесточиться на несправедливость, насилие, злобу так сложно, что часто хочется всё бросить и перестать быть открытым для людей. И так делают многие. Но, порой, это не пугает некоторых. Но таких смельчаков немного.
«Правила виноделов» ещё раз убедили меня в том, что время и жизнь бегут по кругу. И чтобы ты ни делал, куда бы ни стремился всё возвращается обратно. Наш герой, проживший половину жизни в приюте, захотел увидеть мир и понёсся ему навстречу. Но пройдя одновременно простой и такой сложный путь человеческих взаимоотношений, он вернулся в свой дом, в приют Сент Клауд, где родился и вырос. Он понял, что там его место. https://www.kinopoisk.ru/user/223850/comment/601305/ - Хочется отметить потрясающее художественное оформление фильма. Здесь нет напыщенных декораций и интерьеров, красивых костюмов, здесь нет убогой «стилизации». Здесь вся красота показана очень просто, через простые привычные вещи. И это оформление создает неповторимую ауру фильма, которая остается в нас. https://www.kinopoisk.ru/user/356932/comment/729007/
- Вообще жизнь в приюте на удивление выглядит «живее» и реальней, чем за его пределами. Во всяком случае именно события в его стенах меня зацепили больше, чем за его пределами. Может потому что, здесь ты не один, а в мире… первое, что говорит Гомеру Кэнди — «я плохо переношу одиночество». Здесь многие спорят есть ли линия любви в фильме. Я скорее соглашусь, что нет — Гомер и Кэнди ужны были друг другу на определенном этапе своих жизней — она спасалась от тоски, он узнавал новые стороны жизни. Этот этап закончился, и они начали новую главу, не принеся близким никаких «неприятностей» о которых столько говорила Роуз. https://www.kinopoisk.ru/user/579847/comment/602057/
Сходная проблематика:
- Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь (Giuseppe Moscati: L’amore che guarisce), реж. Джакомо Кампиотти, 2007.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), реж. Питер Уир, 1989.
- Судья (The Judge), реж. Дэвид Добкин, 2014.
- Творение Господне (Something the Lord Made), реж. Джозеф Сарджент, 2004
- Что гложет Гилберта Грейпа? (What’s Eating Gilbert Grape), реж. Л.Халльстрем, 1993.