Конец романа.
Конец романа (The End of the Affair), реж. Нил Джордан, 1999.
Когда тебе одиноко и скучно, страсть кажется единственным выходом, обретения себя в другом — спасением. Конец одного – это всегда начало другого. Чего?
Фильм снят по мотивам романа Грэма Грина «Конец романа» (The End of the Affair, 1951).
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: мужчина-женщина
Мотто: Я измерял любовь ревностью.
Круг психологических проблем:
- любовный треугольник
- измена
- доверие
- обман
- молитва
- клятва
- чудо
- счастье
- вера
- бунт
- творчество
- сублимация
- семья
- расставание
- война
- сексуальность
- одиночество
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
- человек-бог
Черты характера:
- чувство собственного достоинства
- гордость
- сдержанность
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- страсть
- ненависть
- ревность
- волнение
- подозрение
Нравственные категории:
- предательство
- верность
Символизм, метафоры:
- дождь
- взрыв
Выразительные средства:
- флешбэки
- музыка
- полутьма
Дополнительные вопросы:
Цитаты:
- Я измерял любовь своей ревностью, и ревность моя была бесконечна.
- Генри не живет со мною, он живет с моей тенью.
- Любовь не закончится из-за того, что мы не будем встречаться.
- О боли писать легко. В боли мы все страдающие индивидуумы. Но что можно написать о счастье?
- Я заразилась верой, как болезнью, и больше не хочу выздоравливать.
- Любовь не заканчивается только потому, что мы не видим друг друга.
- Я ненавижу Тебя так, словно Ты есть.
Отзывы:
- Актеры еле движутся, камера едва ползет сквозь туман, музыка Майкла Наймана пилит душу. И плачешь. Не над героями, которых жалко. Над странным фильмом, который уже любишь больше всех на свете, как родного ребенка, чей еще детский мозг прямо на твоих родительских глазах пожирает раковая опухоль. Очень викторианское кино, рекомендую. https://www.afisha.ru/movie/165638/
- А еще ведь есть Бог! Его существование для себя докажет в конце Бендрикс еще одним мелодраматичным монологом, завершенным словами «я ненавижу тебя так, словно Ты есть». О том, что любовь и ненависть неотделимы друг от друга писалось много, более того опровергалось не менее чаще, ибо известное всем выражение претендует скорее на абсурд, чем на истину. В «Конце Романа» проходит попытка доказать противоречие, убедить зрителя, что, возможно, ненависть и любовь полярные понятия, но за каждым стоит высокое чувство, объясняющее значимость того, на кого они направлены. Обыгрывается и отрицание любви без ревности, из которого следует первостепенная значимость личных чувств каждого. Именно поэтому не чудесно излеченная щека мальчика, а личная ненависть за неисполненную молитву становится доказательством существования Бога. https://www.kinopoisk.ru/user/285103/comment/641659/
- Слова, вообще, есть нечто ирреальное, существующее вне времени и пространства. Слово печатное, особенно если это дневниковые записи рефлексирующего писателя, отнюдь не идентично живой разговорной речи. Красивая на бумаге лирика отдаёт удушающим пафосом, едва она наполнится звучанием человеческого голоса. Многозначительные фразы и художественные повторы, равно как и неутомимое бубнение закадрового голоса, лишь отдаляют зрителя от кажущихся то ли неискренними, то ли морально незрелыми персонажей, и следование букве первоисточника идёт лишь во вред реалистичности картины. С другой стороны, Джордану вполне удаётся передать поэтичность индивидуального авторского почерка Грина за счёт сизой атмосферности дождливого Лондона и томного течения повествования. Выбрав маркером идиоматическое выражение ‘You’ll catch your death’, буквально означающее ‘вы простудитесь’, но дословно переводящееся как ‘вы подхватите свою смерть’, он заставляет это распространённое клише звучать как мрачное пророчество, нагнетая атмосферу и заведомо отнимая у зрителя веру в возможность хэппи энда. Примечательно, что пророчество это оказывается одинаково актуально и для героев романа, и для их прототипов. Судьбы Сары и Кэтрин, пусть разной степени романтичности и эффектности разрывов с любимыми, складываются пугающе похоже. А отношения Грэма Грина и Гарри Уолстона со временем трансформируются в тот дружественный союз, перспективу которого писатель предвосхитил для своего книжного воплощения ещё в первой главе. Искусство здесь зеркалит жизнь, а жизнь мимикрирует под искусство. В литературном и кинематографическом произведении всё подчинено художественному замыслу Автора, в жизни же — воле Творца. https://www.kinopoisk.ru/user/1057147/comment/2114989/
Сходная проблематика:
- Безумие (Asylum), реж. Дэвид Маккензи, 2005.
- Весенние надежды (Hope Springs), реж. Дэвид Фрэнкел, 2012.
- Влюбленные (Falling in Love), реж. Улу Гросбард, 1984.
- Королевский роман (En kongelig affære), реж. Николай Арсель, 2012.
- Любите ли вы Брамса? (Goodbye Again), реж. Анатоль Литвак, 1961.
- Мосты округа Мэдисон (The Bridges of Madison Couty), реж. К.Иствуд, 1995.
- Мужчина и женщина (Un homme et une femme), реж. Клод Лелуш, 1966.
- Ревность (Heartburn), реж. М.Николс, 2001.
- Цена страсти (The Ledge), реж. Мэтью Чэпмен, 2011.