Доверие.
В программу курса «Женщина и насилие»
Доверие (Trust), реж. Дэвид Швиммер, 2010.
«Когда находишь родственную душу, остальное неважно». «Ключ к сердцу женщины – неожиданный подарок в неожиданный момент». Действительно ли это или это все манипуляции? Как распознать, говорят ли тебе правду или коварно обманывают? Когда родители проявляют строгость и ограничивают твою свободу, читают морали или устраивают разносы, всегда ли они только зануды и тираны? Ты не знаешь наверняка, кто разговаривает с тобой в интернете. Кино, которое нужно показывать всем подросткам.
По рассказу Дэвида Швиммера.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: подростковые проблемы, детская травма, социальная драма, семья, сексуальность
Мотто: Когда находишь родственную душу, остальное неважно.
Круг психологических проблем:
- подросток
- социальная драма
- семья
- доверие
- травма
- изнасилование
- психотерапия
- счастье
- несчастье
- манипулирование
- сомнение
- сексуальное насилие
- педофилия
- соблазн
- выбор
- конформизм
- ложь
- мечты
- виктимблейминг
- газлайтинг
- использование
- лесть
- отрицание
- расследование
- жертва
- воображение
- преувеличение
- катастрофизация
- стокгольмский синдром
- унижение
- идеал
- идеализация
- самооправдание
- психологические защиты
- самообман
- месть
- ссора
- иллюзия
- отстранение
- трансформация
- одержимость
- предательство
- взаимоподдержка
- обвинения
- любовь
- кошмар
- обман
- обесценивание
- тайна
- самосуд
- сексуальность
- депрессия
- кризис
- самообвинение
- прозрение
- буллинг
- преодоление
- попытка самоубийства
- прощение
Системы отношений:
- дети-родители
- подросток-взрослый
- счастье-несчастье
- жертва-преступник
Черты характера:
- скромность
- подозрительность
- наивность
- беспечность
- неуверенность в себе
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- смущение
- стеснение
- разочарование
- восхищение
- печаль
- агрессия
- горе
- ненависть
- волнение
- стыд
- шок
- гнев
- злость
- чувство вины
- жажда мести
- боль
- отчаяние
Нравственные категории:
- порядочность
- долг
- ответственность
Символизм, метафоры:
- синие цветы на обоях
- сигнализация
- нижнее белье
Выразительные средства:
- диалоги
Дополнительные вопросы:
- Кому и почему мы доверяем? Критерии нашего доверия.
- Как пережитое отразится на будущем Энни?
- Позитивные и негативные стороны конформизма.
- Какие знаки должны были остановить Энни?
- Какие качества Энни способствовали случившемуся?
- Почему Энни не сопротивлялась и поддалась насилию?
- Как изменилось поведение Энни и родителей?
- Почему Энни защищает Чарли?
- Какие психологические защиты используют герои?
- Как трансформируется сознание героев?
- К каким манипуляциям прибегает Чарли, чтобы соблазнить Энни?
Цитаты:
- Но девочкам я не понравилась, а я очень хочу им понравиться.
- Только ты меня понимаешь.
- Серена смеется над лифчиком Энни.
- Забудь про возраст. Помнишь, чем мы делились? Это же я.
- Когда находишь родственную душу, остальное неважно.
- Я думал, что мы друзья.
- Отец смотрит на меня как на дуру?
- Обычно разговор помогает, если ты готова к нему.
- А есть еще причины для злости?
- Мы не можем управлять тем, что происходит с нашими близкими. Мы не можем защитить наших детей от ошибок. Единственное, что мы можем, — это помочь справиться тем, кто оступился.
- У нас сложный период?! Не нас насиловали! Не мы стали посмешищем всей школы!
- Что бы вы на месте родителей сделали по-другому?
Отзывы:
- По окончанию фильма понимаешь, что ничего особенного, на самом деле, он в себе не таит. Это просто грамотный пересказ обычной для нашего времени истории. Немного расстраивает, что Швиммер отстранился от повествования и выложил всё довольно беспристрастно. В фильме нет фокуса, непонятно, что для режиссёра важно: переживания подростка, бессилие и ярость отца, пресловутое понятие доверия, вынесенное в заголовок… Хотя, в целом, фильм достойный и оставляет после себя не самые плохие воспоминания. https://www.kinopoisk.ru/user/463226/comment/1263301/
- Почему люди знакомятся и общаются в интернете?! Им чего-то не хватает в реальности?! Четырнадцатилетней Энни явно чего-то не хватало. Раз она начала общаться, а потом и решилась на встречу с парнем из интернета, которого она даже не разу не видела… И вот наступает тот день, он предлагает ей встретиться, и она соглашается. Она идет на встречу и ожидает там увидеть двадцатипятилетнего красавца, но вместе него встречает явно взрослого мужчину, который обманывает ее и этим обманом затаскивает к себе в дом, в котором насилует Энни…
Фильм удался, я это хочу сразу сказать. Честно говоря, я даже не ожидала, что все в фильме будет так трагично. Таких сюжетов как у этого фильма много. И все по своему ужасны и жестоки, но этот фильм как-то цепляет. То ли герои жизнь, которых разрушилась в одно мгновенье, то ли атмосфера самого фильма, музыка, которая с точностью доносила, то насколько плоха ситуация происходящего. Не знаю, но фильм впечатлил, он оставил после себя грустный и даже не много отчаянный осадок. https://www.kinopoisk.ru/film/482151/reviews/?ord=rating - 13-14 лет — это возраст, когда родители и окружающие видят в тебе ребенка, а тебе уже хочется быть взрослой, пользоваться косметикой, обсуждать с подругами ‘взрослые’ проблемы, производить впечатление на парней. Это возраст, когда девочки начинают задумываться: красивая я или нет? Я могу кому-то понравиться? В меня можно влюбиться? И поэтому всё, что связано с внешностью и фигурой, воспринимается очень остро, подвергается критике и сомнениям. Для Энни очень важно знать, что она привлекательна, и Чарли пользуется этим, заваливая её комплиментами. Энни так легко доверяется незнакомому мужчине, потому что не уверенна в себе. Может быть, если бы она слышала от отца, что она красива, то всё обернулась бы иначе. Но отец не замечает в ней взрослую девушку, для него Энни — ребенок, глупый и несамостоятельный.
Для подростка родители отступают на второй план, гораздо важнее общение со сверстниками, с которыми можно поделиться тем, о чем невозможно говорить с родителями. Чарли притворяется ровесником девочки, и она разговаривает с ним на равных, так, как со взрослым человеком она бы не стала говорить. Еще очень важно, чтобы рядом был такой человек, который поймет тебя, без критики и ненужных советов. В начале фильма есть эпизод, когда Энни после вечеринки пытается поговорить с отцом, пытается поделиться с ним своими переживаниями. Но он занят работой и даже не пытается понять и услышать дочь. А потом возникают вопросы: ‘Откуда она таких слов понабралась?’ Конечно, разве Энни расскажет родителям, что на вечеринке пьяные девушки бегают топлесс, а её сверстницу учат делать минет? Зато она вполне может рассказать это Чарли, ‘единственному, кто её понимает’.
Наверняка родители говорили Энни, что нельзя разговаривать с незнакомыми мужчинами, садиться к ним в машину и т.д. Но Чарли для нее — не незнакомец, он её друг, с которым она так много времени провела в чате и на телефоне.
И не удивительно, что Энни в упор не видит в Чарли преступника. Как может обманывать её тот, кто всегда подбадривал её, давал ей замечательные советы, такой умный и понимающий… Энни влюблена, а первая влюбленность часто оказывается очень сильной, а для Энни оказалась еще и трагической.
Интересны и сцены разговора с психологом, можно проследить, как Энни постепенно осознает происходящее, начинает понимать, что ею воспользовались. Когда разговор заходит о том, что произошло в мотеле, Энни поджимает губы- вот-вот заплачет. Видно, что изнасилование стало для нее травмой, но она держит переживания внутри и себе самой не хочет в этом признаться, а даже гордится тем, что у нее был секс.
Мне кажется, в фильме очень точно показан внутренний мир девочки-подростка и проблемы этого возраста, отношения с родителями и друзьями, а также психология жертвы насилия. https://www.kinopoisk.ru/user/1744595/comment/1333543/ - Я проникся. Вроде бы тема, что поднимается, уже неоригинальна, но особенность этой картины в том, что мы не увидим тут однозначно виноватых. Девочка, осознающая свою привлекательность, мучительно нуждается в ее подтверждении, в душевной близости, и она ее находит и до последнего не может поверить в предательство Чарли. Отец, ищущий возмездия и крови подонка-насильника, на самом деле деле боится допустить мысль о том, что никакого насилия не было, а дочери даже понравилось то, что с ней произошло в захудалом мотеле. И даже сам Чарли не вызывает того чувства правдного гнева, которое культивируется к аналогичным персонажам в картинах с подобной тематикой. Да и действие выстроено так, что непонятно, какое отношение и у самого режиссера к произошедшему, и к чему он вообще все ведет. Такое положение дел остается примерно до половины картины, но не бойтесь: терпеть не придется, так как сюжет постепенно развивается, но не как в известной морелевской ‘Заложнице’ — тут у нас чистая драма. И вот когда я уже был готов поставить фильму в уме снисходительную ‘семерочку’ как реверанс затронутой проблеме, меня осенило. Во всяком случае хочется надеяться, что это так. Швиммер снял не обличающий фильм, а предоставил зрителю самому решать, как относится к тому, что он видит, и что произошло в действительности. И тут, словно по волшебству, всплывают совсем иные вопросы, например, что такая трагедия случилась исключительно из-за дефицита любви и признания среди одноклассников. Продолжая рассуждать в том же ключе, мы подойдем к гораздо более глобальной проблеме: каждому хочется быть любимым и нужным, это имманентная потребность каждого человека, и, играя на ней, опытные люди — не только педофилы — находят рано или поздно ключ к каждому. Если смотреть еще шире, то можно связать активно транслируемый сми образ успешности с принятием и одобрением соответствующих ему людей любой социальной группой. Именно на этом строится современная рекламная стратегия: продают не товар, а образ жизни со всеми присущими ему атрибутами, будь то всеобщее признание, привлекательность для противоположного пола, ощущение своей нужности и, как следствие, реализованности (а мы помним, что человек — наполовину социален, и признание референтной группы/групп является одним из важнейших, формирующих самооценку, факторов). Однако я несколько отвлекся.
Как вести себя родителям в подобной ситуации? Вопрос вопросов! Извечные гендерные стратегии поведения срабатывают и в этой ситуации: мать пытается наладить жизнь, забыть, поддержать дочь, а отец одержим жаждой мести А ведь на самом деле это все проявление одного чувства — боли. Не только за своего ребенка, за то, что не смогли уберечь; что не увидели, не почувствовали, но и потому, что, получается, не знают и не понимают свою, оказывается, совсем уже взрослую дочь. Очень пронзительна сцена, когда Энни запирается в ванной, а отец в это время как ни в чем ни бывало готовит завтрак (деталей раскрывать не буду). Только к финалу герой Оуэна дает волю чувствам и находит в себе силы признаться дочери, что он не знает что делать, а та впервые видит, насколько он страдает и разделяет с ней ее беду. Слезы у меня навернулись в той сцене, черт возьми, не смог удержаться. https://www.kinopoisk.ru/user/901091/comment/1287210/
Сходная проблематика:
- А если это любовь, реж. Юлий Райзман, 1961.
- Заложница (Taken), реж. Пьер Морель, 2007.
- Защищая Джейкоба (Defending Jacob), реж. Мортен Тильдум, 2020.
- Зимой будет год (Im Winter ein Jahr), реж. Каролина Линк, 2008.
- Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
- Корабельные новости (The Shipping News), реж.Л.Халлстром, 2001.
- Крук: Ночной шёпот (Kruk. Szepty slychac po zmroku), реж. Мацей Пепшица, 2018.
- Лиля навсегда (Lilja 4-ever), реж. Лукас Мудиссон, 2002.
- Невозможно поверить (Unbelievable), реж. Лиза Холоденко, Майкл Диннер, Сюзанна Грант, 2019.
- Отчим (Beau-père), реж. Бертран Блие, 1981.
- Подари мне убежище (Gimme Shelter), реж. Рон Краусс, 2013.
- Спящие (Sleepers), реж. Барри Левинсон, 1996.
- Стыд (Shame), реж. Стив МакКуин, 2011.
- Стюарт: Жизнь задом наперед (Stuart: A Life Backwards) реж. Дэвид Эттвуд, 2007.
- Таинственная река (Mystic River), реж. К.Иствуд, 2003.
- 13 причин Почему (13 Reasons Why), реж. Кайл Патрик Альварез, Грегг Араки, Карл Франклин и др., 2017.