КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Таинственный Альберт Ноббс

Таинственный Альберт Ноббс (Albert Nobbs), реж. Родриго Гарсия, 2011.

Как далеко могут завести человека переживание и сублимация пережитого в детстве или юности травматического опыта? А если они накладываются на специфические особенности характера и личности и усугубляются историческими социальными реалиями?.. И каждый действительно решает возникающие перед ним задачи и проблемы совершенно индивидуальным образом. И тогда что именно помогает одним преодолевать все невзгоды, а других ведет к окончательному разрушению своей жизни?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: трансформация, детская травма, сексуальность, Теория отношений: человек-человек

Мотто: Мужчина с тайной – женщина с мечтой. И маленького человека есть мечта. История большой маленькой любви к табачной лавке.

«Жизнь-то прошла, словно и не жил…» А. П. Чехов, Вишневый сад.

Круг психологических проблем:

  • невозможность быть самим собой
  • одиночество
  • сокрытие тайны, страх быть разоблаченным
  • обман, манипуляция, шантаж
  • дискриминация женщин
  • феминизм
  • женщина, переодетая мужчиной
  • безработица, конкуренция
  • борьба за выживание
  • бедность
  • накопительство
  • разделение общей судьбы
  • участие, помощь, взаимоподдержка
  • счастье
  • исповедь
  • дружба, родственные души
  • гендерные различия, лесбийские отношения
  • мечты, планы, цели
  • тема маленького человека
  • предрассудки, мнение общества
  • сиротство
  • изнасилование, насилие
  • травма
  • потеря близкого человека, скорбь
  • нежеланная беременность
  • управление, гостиничный бизнес, обслуживание клиентов
  • взаимоотношения в трудовом коллективе
  • свобода, освобождение
  • гомосексуализм
  • невроз

Системы отношений:

  • друзья
  • коллеги
  • работник – работодатель
  • мужчина – женщина
  • женщина – женщина
  • свобода – зависимость
  • пессимизм – оптимизм

Черты характера:

  • скупость, алчность, щедрость
  • доброта
  • грубость
  • целеустремленность
  • мягкость, твердость
  • бесстрашие, трусость
  • уверенность, неуверенность

Эмоциональная парадигма:

  • страдание
  • печаль
  • радость
  • сочувствие
  • ревность
  • страх

Нравственные категории:

  • лицемерие
  • воспитанность
  • порядочность

Символизм, метафоры:

  • блоха
  • стираное белье
  • домашний уют
  • каминные часы
  • гостиница – гостиная
  • костюмы – смена костюмов
  • сигареты – табачная лавка
  • антагонизм Ноббса — Пейджа

Выразительные средства:

  • цвет — свет
  • музыка
  • размышления героя

Дополнительные вопросы:

  • Жалкую ли жизнь прожил Альберт Ноббс?
  • Почему мистер Пейдж не признался сразу, в первую ночь?
  • Почему у Альберта Нобса не получилось воплотить свою мечту?
  • Как характеры Нобса и Пейджа влияют на их схожую судьбу?

Цитаты:

  • Жизнь без пристойности невыносима.
  • Господи, немогу себе представить, что заставляет людей жить такими ничтожными жизнями.
  • Ты должен быть самим собой.

Выдержки из рецензий:

  • Нестандартное поведение персонажей в фильме наталкивает на размышления и вызывает много вопросов. Сложно однозначно сказать, является ли перевоплощение бедных женщин в мужчин отважным поступком, или же им наоборот не хватило сил и смелости бороться за выживание в своем обычном облике. Ведь есть здесь довольно-таки сильный женский персонаж — миссис Бэйкер в исполнении актрисы Полин Коллинз, которая успешно ведет свой бизнес благодаря хитрости и таланту грамотно руководить.

Кинокартина является жестокой и реалистичной драмой, где с каждым новым поворотом событий героев ожидает еще больше разочарований. И самое грустное в этой истории то, что порой как бы тяжело и долго человек не работал для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, удача может ускользнуть из-под самого его носа. Все в фильме так и дышит безысходностью и болью главного персонажа. Финал получился очень сильным. Хорошо, что создатели кинокартины решили оставить здесь хотя бы слабый лучик надежды, только чтобы его увидеть придется пройти с персонажами нелегкий путь, преодолеть который сможет далеко не каждый из них. http://brick.in.ua/article/655.html

  • Признаться честно, история Альберта Ноббса была бы хороша и безо всей этой кутерьмы с переодеваниями. Даже если бы скромный официант средних лет был мужчиной, его судьба не стала бы менее трагичной. Как любой «маленький человек», он априори обречен быть несчастным. Его заветные мечты смешны для окружающих, его легко обмануть и оставить в дураках, он наивен и искренен с теми, кто им пользуется. Возможно, вся эта интрига с гендерной путаницей была даже лишней. Но Гленн Клоуз настолько прекрасна в своей роли, что про интригу эту быстро забываешь. Практически с самого начала я ловила себя на мысли, что мне абсолютно наплевать, кто такой Ноббс, какого он пола и возраста, он – олицетворение определенного типа людей, которых бесконечно жалко. Это фильм не о мужчинах и не о женщинах, это фильм о чудовищной несправедливости того, что называется судьба. Вера Хрусталева http://www.obzorkino.tv/2012/02/15/albert-nobbs/
  • А увидели мы этакого английского Акакия Акакиевича, которого вроде бы и жалко, но жалость какая то холодная, с примесью брезгливости. Потому как непонятно что же и кого любит он, она или оно: девушку, себя или табачную лавку. Потому, что девушек любят не так, и мужчины, впрочем, как и женщины, это знают, и девушка это ему сказала, почувствовав поцелуй не мужчины, не женщины, а скорее чего-то иного, например, лягушки. Поэтому Альберт Ноббс все же не мужчина, ему это только кажется, или даже не кажется. Но он и не женщина, потому как женщины любят мужчин и женщин тоже как то по-другому. И женись он на девушке, чем бы это закончилось? Я опускаю жутковатую сцену брачной ночи, которая у того же Альмодовара закончилась бы слезами и страстными объятиями вне зависимости от ориентации девушки, но здесь получился бы холодный больной ужас. А после, потом то что? Ведь зарезала бы, или по доброй английской традиции, тихо отравила…Потому как возможно лучше быть брошенной с ребёнком, чем жить с существом непонятного пола, чуждых мыслей и чувств.

Временами кажется, что фильм закончится тем, что героя ограбят, и парень с девушкой, или без, убегут в Америку — слишком много развешанных ружей для такого конца, и будет Альберт, как после тифа, ходить с лицом полным боли и смотреть на вожделенную лавку. Или реализуются диккенсовские намеки — что то в стиле «Оливера Твиста», и обнаружатся богатые благородные родственники, впрочем, не исключено что это было бы лишь формальным «выходом» и счастья герою не прибавило бы.

Т. е. есть проблема, а есть взгляд на неё, и это разные вещи. Трагедия Альберта Ноббса — это не трагедия мужчины в женском теле; это и не трагедия маленького человечка; дело и не в слоистом сословном английском обществе. Боюсь, несмотря на исторический антураж, диккенсовские мотивы, трагедия Альберта Ноббса — это трагедия человека, потерявшегося в своём теле, и она не разрешима достатком, порядочностью или подлостью окружающих людей, не разрешима и чудесами современной хирургии — он вне времени, вне страны, вне людей. Она вне времени потому, что похожа на трагедию Акакия Акакиевича с его вожделением к шинели; на Плюшкина — с вожделением к тряпью (при этом прошу заметить бесполость обоих героев, что вряд ли случайно, т. к. их гендерность в другом); на Корейко с его вожделением к деньгам и холодной котлетой за пазухой. Можно и сегодня так вожделеть деньги, смартфон, машину, компьютер, яхту или интернет, что быть столь же в этом бесполым, одиноким и чуждым живому.

Причина трагедии находится не снаружи, и потому она столь безысходна и безнадежна. Фома Лосев http://www.afisha.ru/movie/202277/review/518275/

  • Вывод: чтобы ни происходило с тобой, старайся жить в мире с самим собой. Хуберту это удается, поэтому он выживает и не просто выживает — становится счастливым, несмотря на удары судьбы. Другой пример человека, имеющего смелость быть собой — это фигура доктора. Он осмеливается получать удовольствие от жизни. И находит в результате счастье.
    Несчастный же Ноббс не заслуживает счастья, как это ни грустно, потому что сам так решил, и в конце концов умирает. Честно говоря, я была рада, когда он умер. Жизни подобных людей — сплошное мучение как для них самих, так и для окружающих, наблюдающих за ними со стороны. Я бы не смогла досмотреть фильм, если бы Ноббс остался жить, но потерял все свои накопления. Это было бы слишком жестоко.
    Как всегда, счастье получает тот, кто его не боится. Бог любит смелых, как известно. http://www.kinopoisk.ru/user/370559/comment/1555267/
  • Альберт Ноббс— человек, который так и не успел стать женщиной, когда уже по воле обстоятельств стал мужчиной. В этом смысле он фактически заново родился в свои 14 лет, когда одел цилиндр и мужской костюм и стал работать официантом и слугой в отелях и гостиницах. В замечательной сцене прогулки в женских платьях видно: насколько он втайне хотел бы быть женщиной и насколько это для него незнакомо, и вместе с тем утопично. Все его существование — это болезненная попытка сохранить свою тайну, быть человеком-невидимкой, лишь изредка задумываясь о смысле своего существования и его желаемом будущем. И то, кто знает, пошел бы на какие-то шаги в реальности Ноббс не будь ему перед глазами примера в лице Хьюберта Пэйджа.
    Хьюберт Пэйдж — человек, наоборот, слишком хорошо познавший женскую долю, и разочаровавшись в ней, умышленно принял мужской облик и мужской характер поведения, а затем и сексуальную ориентацию. Он раскрепощен и смел внутренне настолько, что может с легкостью надевать внешнюю маску брутального мужчины на людях, но в душе понимая, что он женщина, которая любит женщин. Но для него абсолютно комфортно быть «мужчиной» как в отношениях с женой, так и с другими людьми, он самоидентифицирует себя так, и дело тут вовсе не в том, что «сосед случайно посмотрит в окно и увидит». Надев женское платье Хьюберт выглядит как мужчина, ряженный в женское платье, и это несмотря на то, что большую часть жизни он был вобщем-то обычной женщиной, как мы можем представить. http://www.kinopoisk.ru/user/989958/comment/1635734/
  • Впервые прочитав синопсис, ожидала, чтокартина станет гимном гендерного равенства и манифестом феминизма, где Глен Клоуз будет воплощать на экране образ Борца. Однако на деле более жалкого героя, чем Альберт, даже сложно представить, всю жизнь он проводит в постоянном страхе разоблачения и сторонится людей, находя единственную радость в бесконечном накопительстве и пересчете своих богатств. Встреча с Хьюбертом, собратом по «несчастью», и вовсе приводит к умопомешательству. Увидев, что могут быть и другие пути существования, Альберт становится одержим идеей брака и небольшого семейного предприятия. Эта идея заполняет весь его разум, однако Ноббс настолько ничтожен, что даже его попытки очаровать Хелен ничего кроме грустной улыбки и жалости не вызывают. За своими фантазиями герой не видит очевидного, что наглая парочка всего лишь использует его для достижения своих целей. И судя по финалу это понимание к нему так и не придет. Таким образом, создателям удалось показать, что жизнь с постоянной оглядкой себе за плечо приводит к печальному концу для рассудка, который не выдерживает такой нагрузки, и любое малейшее изменение в привычном ритуале приведет к запуску механизма психического расстройства.
    Но главным героем все-таки для меня стал Хьюберт Пейдж, этот персонаж дает понять, что даже уступка обстоятельствам не означает потерю собственного «Я», нельзя растворяться в придуманном образе, и тогда и только тогда можно найти столь желанное Ноббсом семейное счастье и гармонию с самим собой. И финал истории Хьюберта и Хелен говорит в эту пользу. Именно мистер Пейдж готов пойти на бескорыстную помощь попавшей в беду горничной, не подсчитывая каждый потраченный шиллинг, значит, имеет правильные моральные ориентиры и широкую душу. Ничего кроме симпатии Хьюберт не вызывает, ему желаешь только самого лучшего в дальнейшей судьбе.

«Таинственный Альберт Ноббс» -очень странное кино, настраивающее на пессимистичный лад даже своим однообразным музыкальным сопровождением в виде расстроенного пианино. Оно заставляет задуматься о том, на какие жертвы приходится порой идти людям, чтобы найти себе место под солнцем, о том, как постоянно преследующий страх может свести человека с ума и о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя стыдиться и забывать того, кто ты есть. http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1605463/

  • Этот фильм овремени, когда женщины не могли жить самостоятельно, не завися от мужчины — мужа, отца и т. п. Женщины, особенно бедные, почти не имели прав- мужчины могли их избивать, насиловать, унижать… Так было по всему миру (почитайте Горького, Лескова). Женщины даже не могли никому пожаловаться! Тогда не было законов, запрещающих мужу бить жену…
    Наверное, поэтому некоторые особенно отчаявшиеся и смелые женщины решили выдавать себя за мужчин. Сейчас это кажется диким, но это позволило им спокойно работать, копить на мечту, иметь свой дом, семью, без унижений и побоев. http://www.kinopoisk.ru/user/2366513/comment/1737432/
  • Можно рассуждать осамопожертвовании, о том, как человеком наивным легко понукать и прочее, прочее… А для меня это история о самодурстве и лжи, о женщине, обезумевшей на почве фантазий. Ее мечта — табачная лавочка. Да, неплохо и вполне логично ради этого устроить маскарад, скопить денег, достичь цели и жить счастливо. Когда она делится своими мыслями с доктором и спрашивает: «А женщина могла бы стоять за прилавком?» — Так и кажется. Но далее выясняется, что воображаемая «женщина за прилавком» — это вовсе не Альберт Ноббс, и даже после приобретения магазина костюм не будет сброшен. Нет, далее Альберт решает жениться. И не по любви, а по странному и поистине бесчеловечному расчету — для того, чтобы не вызывать подозрений в обществе. Этакий дублинский вариант маньяка, прикрывающегося семейным уютом. Только маньяк, как правило, держит свои неприглядные тайны подальше от близких, а идея мистера Ноббса предполагает, что кто-то станет играть в его спектакле в обмен на сомнительные возможности, а потому изначально вздорна. Вот на этом месте я начала мысленно снижать баллы. Размышления о том, когда стоит открыться будущей жене — накануне свадьбы или в первую брачную ночь, — рисуют личину человека безжалостного в своих желаниях. Тяжелая судьба женщины в Дублине и правда лежит в основе сюжета фильма. Только вот кто эта женщина? Та, что вынуждена играть в переодевания или другая, которую дурачат?
    К слову, справедливо будет заметить, что в фильме нет ни единого персонажа, за которого можно было бы порадоваться, и ни одному не хочется сопереживать, так или иначе отвращение вызывают все. И служанка, и ее приятель, и мистер Ноббс, и все второстепенные лица. Единственное исключение, пожалуй — жена мистера Пейджа, товарища Альберта Ноббса, который также не остался без скелетов в шкафу. Все прочие — это общество, погрязшее в собственной грязи, только пороки варьируются согласно статусу и характеру. И ни одного, кого можно было бы назвать «мужчиной». И вовсе не из-за переодевания.
    «Как же! — Обязательно возразит кто-то. — Героиня Гленн Клоуз в данном фильме мужчина в куда большей степени, чем герой Тейлора-Джонсона и многих прочих!» Все относительно, объективно — оба удовольствия для избранных. Один мерзавец, каких поискать, другой — мелкий человек с большим эго, стелящийся перед всеми и до истерики страшащийся открытия своей тайны, утопающий в собственном безрассудстве, рассчитывает траты на «ухаживание» за женщиной, которая ему нужна лишь как средство (вспомните хотя бы сцену, когда Ноббс после болезни приходит в гости к Пейджу, и какие предложения с собой приносит). Так ради чего эта скаредность, подсчеты, выворачивание наизнанку? Ради табачной лавочки? Ответ кроется между строк двух фраз, прозвучавших в фильме. Первая: «Я родился бастардом. Но мне говорили, будто бы родители мои были богаты» (та самая проблема из детства). Вторая: «Все будут приходить, чтобы посмотреть на нас, и будут пить с нами чай». Вот вам и драма. http://www.kinopoisk.ru/user/176866/comment/1964106/
  • Этот фильм— печальный рассказ о том, почему многие в нашей стране живут во лжи и чего им это стоит. Фильм об однополой любви, но не об однополом сексе. Воистину глубокая вещь, редкий случай, когда гомосексуальная ориентация показана как личная идентификация, взгляд изнутри, а не увлекательное сексуальное развлечение.
    Если вы не видите в фильме любовного соития двух лесбиянок, это еще не значит, что дело не в однополой любви. Ведь ориентация — это не только секс. Если смотреть на фильм в таком ракурсе, то не придется удивляться: для чего быть такой, будучи женщиной? Это фильм о страхе быть таким, каким ты родился.
    Подозреваю, многим не понять, для чего усложнять себе жизнь страхом. Но, поверьте, это жизнь в страхе усложняет жизнь, а не наоборот (простите за вынужденную тавтологию). Кто бы хотел усложнять свою жизнь страхом, если бы не было необходимости бояться? Что мы знаем об отношении к гомосексуальной ориентации в Ирландии 1898 года? А что мы знаем о переживаниях других социальных групп, живущих в страхе? Странные эти евреи, тоже усложняли свою жизнь страхом в фашистской Германии. Нет бы, перестать!..
    В противном случае легко увидеть в героине фильма лживую и трусливую самодурку; с мещанской мечтой «жить, как все», завести табачную лавочку и жениться. Гомосексуалы тоже осмеливаются мечтать о семье, уюте, совсем оборзели в общем. Иногда для исполнения этой «прихоти» им приходится создавать суррогат традиционной семьи, притворяясь мужчиной; чтобы не вызывать подозрений в обществе.
    Скажете, это низко? И спасать свою шкуру — тоже низко. Понимаю. Но станет ли рассуждать тот, кто по-настоящему боялся? Тот, кому били лицо за ориентацию один на один? Устраивали темную? Устраивали бойкот (на год всем классом)? Придумывали позорные клички? Собирались принять закон, позволяющий забирать детей гомосексуалов в детдома?
    Я очень не желаю никому из зрителей испытать на своей шкуре настоящий страх. Тот страх, что не дает спать ночами; заставляет вздрагивать от стука в дверь и звонка домофона; настороженно-внимательного взгляда в свой адрес; заставляет смолить по пачке в день и думать о суициде. Будьте здоровы, спите крепко!
    Это очень грустный фильм, из которого можно понять, почему многие живут во лжи и как им это дается. http://www.kinopoisk.ru/user/4231100/comment/1986288/

Схожая проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *