Архетип Кена: что можно узнать о мужской психологии из фильма «Барби».
Согласно одной из фанатских теорий, в фильме «Барби» среди прочего могла быть показана злодейская сторона Кена — суженого главной героини, который все время находится как будто в ее тени. В действительности же то, каким его показали, многое говорит о психологии реальных Кенов — то есть мужчин. Разбираем основные тезисы.
Разумеется, «Барби» — это продукт для массового зрителя, однако он не так прост, как кажется на первый взгляд. Главным образом потому, что картина представляет собой авторское высказывание режиссера об эталонах женственности и мужественности — и о том, что с ними не так. Николас Балайзис, психотерапевт и доктор философии, объясняет, на какие черты «архетипа Кена» стоит обратить внимание.
ЧТО ДЛЯ МУЖЧИН ЗНАЧИТ ЖЕНСКОЕ ВНИМАНИЕ
Райан Гослинг в фильме играет Кена, что без ума от Барби — суженой, которую ему сватает корпорация игрушек Mattel. В самом начале картины можно заметить, как загорается лицо героя, когда Барби проявляет к нему интерес и признает какие-то его достоинства. Когда же девушка отвлекается, предпочитая Кену компанию друзей, тот погружается в пучину уныния — испытывая то стыд, то отвращение к самому себе.
«Я часто замечаю такое в своей практике, во время парной терапии, — говорит психотерапевт. — Это можно назвать проблемой экзистенциальной идентичности, влияния женского взгляда на чувство самоуважения мужчины к самому себе. Внимание Барби так много значит для Кена, что когда она не „смотрит“ на него, он чувствует, будто один во вселенной».
Мужчины часто чувствуют себя отвергнутыми и изолированными, стоит их девушке уделять им чуть меньше внимания
Проявляется это также в тактильной сфере и сексе — мужчины вкладывают в это гораздо больше смысла, чем женщины, для них привязанность всегда имеет физический оттенок. В том числе поэтому, когда в паре все хорошо с сексом, мужчина может похвастаться высокой самооценкой, у него есть ощущение, что «все идет правильно». Но как только «химия и физика» идут на спад, ощущение собственной значимости пропадает: человек начинает обижаться, раздражаться, может «мстить» через измены.
В фильме также демонстрируется склонность Кена к доминированию и «патриархальному» самовыражению — если Барби его игнорирует, он пытается реализовать свои притязания на власть в других сферах. «Кен быстро переходит от стыда к гневу, — говорит Николас Балайзис. — Если бы он пришел ко мне на терапию, мы бы обсудили с ним, из-за чего он испытывает стыд, вместо того, чтобы трансформировать его в ярость. И нашли бы способы перевести это желание в форматы ухаживания за партнером».
КАК МУЖЧИНЫ СПРАВЛЯЮТСЯ С ОДИНОЧЕСТВОМ
В картине также ярко демонстрируется, как мужчины справляются с одиночеством: через секс, который выступает для них утешением. К примеру, в парах часто бывают разногласия, и когда один партнер пытается поддержать другого, тот может интерпретировать это как приглашение к сексу — это выглядит эдаким «быстрым решением» проблемы экзистенциальной тоски и одиночества. Иными словами, мужчины буквально молят о сексе, чтобы справиться с неприятными чувствами.
Психотерапевт отмечает, что часто женщины уступают этой мольбе, и в таком случае выступают в роли матери, которая жалеет ребенка — секс становится актом жалости, что в конечном итоге лишь еще сильнее понизит самооценку мужчины и усилит ощущение стыда.
«Клиническим решением проблемы в таком случае может стать помощь женщины, когда она не бросает мужчину совсем, а поддерживает его, чтобы он мог справиться со своими чувствами самостоятельно. Такая тактика не предполагает легкого ухода от тяжелых эмоций, каким мог бы стать секс, а позволяет мужчине лучше понять себя, осознать себя как личность в отрыве от личности женщины», — объясняет Николас Балайзис.
Только в этом случае у мужчины есть возможность по-настоящему полюбить себя и стать самодостаточным — а не остаться лишь «Кеном».
По материалам PsychologyToday