КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Кабаре.

Кабаре (Cabaret), реж. Боб Фосси, 1972.

Когда ты молод, здоров, весел и беспечен, у тебя вся жизнь впереди, и ты не знаешь, что завтра тебя ждет война. Во все времена правящие идеологии использовали одинаковые методы пропаганды и манипулирования…

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: поиск себя, дружба, человек-человек

Мотто: Жизнь – это кабаре.

Круг психологических проблем:

  • идеология
  • поиск себя
  • становление личности
  • политика
  • манипулирование
  • фашизм
  • истерический тип личности
  • игнорирование
  • отрицание
  • дискриминация
  • классовые различия
  • одиночество
  • пропаганда
  • расизм
  • трансформация
  • предчувствие
  • сомнения
  • иллюзии
  • нежелательная беременность
  • дружба
  • взаимопомощь
  • отношения
  • гомосексуальность

Системы отношений:

  • правда-ложь
  • отец-дочь
  • богатство-бедность
  • человек-человек
  • мужчина-женщина

Черты характера:

  • искренность
  • лицемерие
  • эпатажность
  • беспечность
  • наивность
  • чувство собственного достоинства
  • принципиальность
  • гордость
  • доброта
  • импульсивность
  • эгоизм
  • смелость
  • преданность
  • порядочность
  • конформизм

Эмоциональная парадигма:

  • надежда
  • удивление
  • влюбленность
  • ревность
  • гнев
  • возмущение
  • презрение
  • грусть
  • страх

Нравственные категории:

  • честность
  • нравственность
  • предательство

Символизм, метафоры:

  • кабаре
  • радио
  • сцены погромов и насилия
  • конферансье
  • нацистская форма
  • свадьба
  • отражение

Выразительные средства:

  • музыка
  • юмор
  • сарказм

Дополнительные вопросы:

  • Что и как игнорирует Салли?

Цитаты:

  • Бизнес идет плохо. Инфляция, коммунисты, нацисты. Скоро я сам пойду по миру.
  • Сделай, как говорит Салли, и окажешься прямо в тюрьме.
  • — Нацисты – шайка хулиганов, но они нам нужны. Они избавят нас от коммунистов, а потом мы их прижмем. – Рассчитываете их прижать?
  • И вы по-прежнему думаете, что сможете их прижать?
  • Ты не видишь, что творится в Германии? Я – еврейка, ты – немец. Прощай.
  • Ваши листовки, ваша партия – мерзость!
  • — Вы действительно в это верите? – Мы ежедневно читаем это в «Народном наблюдателе».
  • Вот бы вернуть кайзера – при нем был порядок.
  • Эта девушка превратила меня в порядочного человека!

Отзывы:

  • В 1931 году гроза перемен уже рокочет над беспокойным Берлином, разбрасывая свои испепеляющие молнии ненависти в иммигрантов и свободную интеллигенцию. Взволнованные лица, мелькающие взгляды прохожих на улицах огромного города доказывают его внутреннее беспокойство. Многовековые традиции гнуться под напором нового, бесстрашного и по-своему манящего режима. Яркие плакаты на стенах, юноши с агитационными листовками заполнили краской серые будни. Страшное, непонятное ощущение испытывал тогда каждый бюргер, не носивший красной повязки на рукаве. От всего принятого из других культур пришлось отказаться более чем на треть века.
    В своем ‘Кабаре’ Боб Фосси показал гораздо больше, чем историю одного питейного заведения с оркестром и эксцентричными артистами, больше чем просто историю Салли. История переворота, предыстория страшнейшей войны народов уместилась в двух часах бесконечной музыки. Существовавшее на одной из берлинских улиц небольшое и сильно прокуренное кабаре пало жертвой этих изменений, изменений общественного строя. Яркие вечера больше не будут устраиваться внутри этого помещения, пиво не будет литься. Шумная публика, безмерно любившая остроумного конферансье, заменилась холодными взглядами «красных повязок». Последняя сцена прощания героя Джоэля Грэя с залом, полным фашистов, вызывает откровенный ужас, напоминает о грядущем шаге истории. https://www.kinopoisk.ru/user/454577/comment/462597/
  • Фильм сражает наповал! Наверное, нигде так гармонично не сочетаются драматические моменты и шуточные песни, и от этого получаешь искреннее удовольствие! Ну и шутки в фильме, иногда немного пошлые, но в целом очень даже смешные! https://www.kinopoisk.ru/user/306352/comment/761103/
  • Фильм «Кабаре» может только на первый взгляд показаться легким. Это – картина с двойным дном, в которой все веселье вызывает какой-то священный ужас, какое-то предчувствие конца, отчаяние. Все в этой картине доведено до предела. Эта картина – будто внешнее олицетворение звенящих от напряжения нервов, здесь всё и все доведены до крайностей, здесь нет среднего. В этой картине нет счастья. И на дне общества, и в относительно благополучных слоях все грустно. Нет ничего, что внушило бы оптимизм. Все вызывает трепет, ужас. Будто конец света уже близок. Все, что происходит – как нарыв, который вот-вот прорвется.
    Кабаре, в котором работает Салли – такое олицетворение места, где люди могут забыться. Где нет боли, отчаяния. Но там нет и любви, нет и счастья. Это – место, где вообще никакие чувства невозможны, где правят бал инстинкты. Где радость – животная, где все потворствует пороку. Где «даже оркестр – и тот – прекрасен!»
    Где командует Конферансье, клоун, жертва такой вот разгульной жизни. Человек, который так долго потворствовал желаниям публики, что потерял свое лицо. Может, оно у него и было когда-то, и он умел жить, страдать, любить. Но маска, которую он надевал каждый вечер в кабаре, в какой-то момент перестала быть маской, она приросла к его лицу. Он перестал понимать, где правда, а где – ложь, где реальность, а где – шоу. Вместо лица у него теперь маска, вечно смеющаяся маска. Вместо жизни – вечное кабаре, вечный балаган. А вместо имени – безликое «Конферансье» — ЭмСи. Это человек – потерявший сам человеческий облик. Он не несчастен, нет. Он просто больше не умеет быть несчастным.
    Салли Боулз со всей своей непосредственностью – такое «дитя порока». Она живет согласно своим инстинктам. Она не противится своей природе. Она живет сегодняшним днем, не задумываясь о завтрашнем. Ее ничего не интересует вокруг, что не касается конкретно ее. У нее есть чувства, но инстинкты сильнее. Она обаятельна. Нет, она не наивна, но она непосредственна. Она прекрасна в своей прямоте, при этом ей удается не скатываться в вульгарность. Она такая…настоящая… Которая всю жизнь воспринимает как игру. Которая не боится поражений, просто перешагивает через них. Она не разочаровывается. Она живет так, как будто это ее последний день. Она не просто поет в кабаре. Она живет им, впитывая в себя его атмосферу. Ее трагедия в том, что она не знает, что ей нужно. И потому она не способна ничего поменять в своей жизни.
    Брайан же – американец, приехавший из другого мира. Ему чужда такая жизнь на грани, он хочет спокойствия. Он еще не разочаровался в мире. Он не ощущает приближающуюся грозу в полной мере. Это – человек из другого жизни. Он в определенной степени благороден, в то же время он готов пойти на что-то не самое правильное. Он способен любить. Но ему сложно понять, что кто-то любить не умеет.
    Фриц и Наталья яснее всех ощущают приближающийся конец. Они боятся. Но все же именно им удается найти в себе силы дать себе счастье. Это – как последний глоток воздуха для утопающего. Последний луч солнца перед продолжительной и жестокой бурей.
    Безудержное веселье, сменяющееся давящим отчаянием – вот атмосфера фильма. Счастливых людей здесь нет. Германия в преддверии захвата власти фашистами будто выдавливает чуждые элементы, такие, как Брайан. Он не выдерживает обстановки. Все в этом фильме как-то пытаются защититься от надвигающейся грозы. Конферансье надевает вечную маску смеха, Салли старается ни о чем не думать, Фриц и Наталья с обреченностью приговоренных к смерти решают ждать развязки вместе. И развязка наступит, увы. Но разрыв нарыва произойдет за кадром. Мы же видим его набухание, созревание. И чувствуем все это отчаяние, которое царит в картине, всем своим существом. https://www.kinopoisk.ru/user/79032/comment/777256/
  • Но я хочу рассказать об одном небольшом эпизоде фильма, когда Брайан с Бароном заезжают в небольшой сельский кабачок. Они ведут двусмысленные разговоры об Африке, сельский оркестрик играет что-то фольклорное, вокруг – немцы, совсем юные и уже пожилые, нормальные человеческие лица, люди отдыхают. И вот музыка смолкает, в кадре появляется симпатичный белокурый юноша с родинкой, который начинает петь что-то трогательное, про дитя в колыбели, про пчелок… На него умильно смотрит старушка, влюблено – девушка-дурнушка. Но юноша-то в форме штурмовика, на его локте — повязка со свастикой, и припев у песни немного агрессивный — “Tomorrow belongs to me”. Постепенно песня утрачивает свою лиричность, становится завораживающим маршем, его в экстазе подхватывают посетители кафе – молодые парни, пожилой господин с бородкой воодушевленно выводит припев, дамочка в шляпе, девушка-дурнушка с перекошенным лицом встает, подпевая солисту. Грохочет оркестр, все кафе на ногах, люди охвачены каким-то непонятным безумием, все, кроме совсем маленьких ребятишек и угрюмого старичка в очках, который так и не встал с места. А камера отъезжает от солиста-ангелочка, теперь мы видим его во весь рост – она надевает фуражку и вытягивает руку в нацистском приветствии.
    Брайан спрашивает у Барона, уходя из этого, совсем недавно такого мирного кафе: «И вы по-прежнему думаете, что сможете их остановить?» Вопрос повисает в воздухе.
    Этот коротенький эпизод стоит 20-ти серий какой-нибудь «Истории Третьего рейха». Впрочем, это касается не только нацизма, этот эпизод – о том, как легко обычных и нормальных людей можно превратить в толпу, одержимую собственной правотой и превосходством. https://www.kinopoisk.ru/user/1220264/comment/1010949/
  • Салли Боулз стойко удерживает голову на уровне облаков. Стройные ножки вытанцовывают привычные па, стройные мысли роятся в прекрасной головке – их немного, строй удивленно хлопающих ресничек приподнимает ее над миром, строенным танго они спешат насладиться затхлым воздухом предгрозовых тридцатых: писатель, богач и дитя, — Арлекин, Пьеро и Коломбина… умопомрачительное затишье скоро закончится. Холодный ветер с глазами цвета индиго — зацелованные солнцем до золотых волос и веснушек идеальные арийские мальчики, одним своим видом оправдывающие всякую евгенику, — готов унести их за собой в порочную бесконечность такой необходимой почему-то войны… кажется, существуют огоньки, которые могут-таки обжечь не на жизнь, а на смерть. Но пока что соломенные костры чувств продолжают ярко пылать и, кажется, еще есть время.
    Рассуждать о творении Боба Фосси в принципе бессмысленно – повествовательная ткань прозрачна, словно пропитанная жиром газета, он четко расставляет акценты – там, где нужно, черным и золотым. «Л» всегда был золотым, Салли Боулз похожа на Холли Голлайтли всем, включая такого ненужного и внезапного ребенка, зачем ребенок ребенку, тем более тому, который никогда не вырастет? В оправе из черного металла она смотрится идеально – одетые в сотканные из предшественника нейлона чулки ноги несут ее по жизни, она знакомится с бедным писателем, она знакомится с богатым прожигателем жизни, им так хорошо вместе, вот только не надо заботиться о дне завтрашнем, нужно как птички небесные – именно что не заботиться, тогда быть может, все обойдется, а может быть, не птицы, а мотыльки – вот так будет куда лучше. Куда ближе по аналогии, такой же прозрачной, как золотое пламя черной свечи, предсказывающей их скорое будущее. Что так тянуло их друг к другу? Общий ритм подрагивания сердечных волоконец, совпадение биений ауры, электропроводимость внутреннего стержня, неземной, неземной, неземной гипноз? Что вас связывает в один крепкий узел, странные рецензенты? Вы подумайте об этом на досуге. Есть, наверное, нечто общее кроме желания самоутверждения и необходимости самоактуализации. Во всяком случае, никто не запрещает в это верить, не так ли?
    Странно, но то молодое, что растет после нас всегда лучше воспринимает перемены, не всегда к лучшему, но молодость на то и молодость, чтобы успеть привыкнуть ко всему, она, в конце концов, достаточно гибка для этого. Постепенно все иное входит в нашу жизнь, меняется рисунок танца. В кабаре поют иные песни, шут по-иному расставляет фигурки на сцене, виновато льется свет, которому приходится теперь работать на новую публику… вне зависимости от характера перемен, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Что противопоставляет им Фосси? Искреннюю куколку, которая, тем не менее, способна понять, что давать жизнь кому-то еще в эту странную эпоху, когда жизнь эта, да и любая другая столь легко может быть принесена в жертву стальному Молоху, довольно кощунственно. Салли будет продолжать смеяться, Брайан писать, Максимилиан пить, а что им остается? Суровый ветер перемен несет их прямо на пламя, так даже лучше – впереди поглощающий огонек, позади пожирающая тьма, которая и внутри и снаружи, не лучше ли уйти ярко? Никакой антагонистической светлой силы – может, ее и не было? Мне нравится конец синим переливающимся платьем – обещанием грусти в достаточной степени светлой и чистой, чтобы быть правдой,- только блестящие чешуйки и удерживают крылья бабочек в воздухе, уже холодном, но все еще едва, и с каждым мгновением все меньше, пригодном для дыхания. https://www.kinopoisk.ru/user/1927801/comment/2003246/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *