КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Комиссар.

Комиссар, реж. Александр Аскольдов, 1967.

Что выбрать – идею или материнство, суровость или мягкость, добро или зло, войну или мир, мечту или жизнь?

По мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве».

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: человек-человек, выбор, война, притча, трансформация, беременность

Мотто: Что нужно человеку — правда или сказка?

Круг психологических проблем:

  • война
  • идея
  • фанатизм
  • дети
  • семья
  • беременность
  • нежелательная беременность
  • женщина
  • феминизм
  • материнство
  • милосердие
  • гуманизм
  • шовинизм
  • любовь
  • травма
  • холодная мать
  • мечта
  • трансформация
  • забота
  • выбор
  • расизм
  • характер
  • предвидение
  • молитва
  • геноцид
  • история
  • счастье
  • философия
  • притча
  • заблуждение

Системы отношений:

  • человек-война
  • человек-человек
  • добро-зло
  • дети-родители
  • правда-ложь
  • прошлое-будущее

Черты характера:

  • суровость
  • жесткость
  • жестокость
  • принципиальность
  • максимализм
  • преданность
  • чувство юмора
  • доброта
  • оптимизм
  • жизнелюбие
  • эмпатия
  • человечность
  • мудрость
  • сила духа
  • смелость

Эмоциональная парадигма:

  • сочувствие
  • радость
  • страх
  • отчаяние
  • уверенность
  • сомнение

Нравственные категории:

  • милосердие

Символизм, метафоры:

  • статуя со свечей
  • колыбельная
  • поле
  • выстрел
  • пустой город
  • белый флаг
  • баня
  • пушка
  • грохот
  • роды
  • жара
  • жажда
  • лошади
  • рынок
  • платье
  • кипяток
  • вода
  • жеребенок
  • мытье ног
  • детские игры
  • танец

Выразительные средства:

  • символизм
  • музыка
  • противопоставление героинь
  • ирония

Дополнительные вопросы:

  • Дайте трактовку метафорических образов в фильме.
  • Мария и мадам Вавилова как антагонисты. Кто из них протагонист, кто анти?
  • Феминность и маскулинность в фильме.
  • Как в детских играх выражены детские страхи?
  • Разные мечты героев о счастье – у кого какая?
  • Как одни и те же качества характера проявляются в каждом из героев?

Цитаты:

  • Революция не мстит, она защищается.
  • Извела бы я его, да запустила. Три месяца с коня не слезала.
  • Ты – боевая единица. Что ж мне тебя под трибунал отдавать?
  • Что это за жизнь, когда тобой интересуется горотдел?
  • В первый день бог сотворил картошку. И во второй, и в третий, и в четвертый, и в пятый. Зачем на шестой день бог сотворил нас?
  • Чтобы прокормить такую банду, надо быть сильным, как Иван Поддубный.
  • Эта женщина потеряла ум. Разве можно говорить такие слова даже про ребенка своего врага, а вы о своем такое говорите?
  • От этого ведь можно сойти с ума. Но вы не имеет права этого делать, потому что вы – мать.
  • Вы думаете рожать детей это просто? Ведь это не война, пиф-паф и все готово.
  • Что ты думаешь, если женщина надевает кожаные штаны, она от этого становится мужчиной?
  • В нашем городе никогда не будут ходить трамваи, потому что на них некому будет ездить.
  • — Отнимите у людей сказки и скажите, зачем им тогда жить. – А людям нужны не сказки, а правда, за которую и помереть не жалко.

Отзывы:

  • Ведь этот фильм — послание душе. В нем ты находишь то сокровенное, то нужное тебе, что заставляет жить и радоваться жизни несмотря ни на что. То человеческое тепло, которое тебе так нужно, ту материнскую заботу, которая тебя окружала в детстве, когда все внимание матери было обращено в одну сторону. В твою сторону. Вот об этом этот фильм.
    Фильм о любви. Любви матери к ребенку. Любви мужчины к женщине. Вот и в одном из центральных эпизодов проводится эта параллель, и камера мечется, не зная, что выбрать то ли укладывающую спать своего сына мадам Вавилову, то ли моющего ноги Марии Ефима. То ли колыбельную, то ли простые слова: «Я люблю тебя, Мария». Не в силах разорваться, она сливает их вместе: Ефима, Марию, мадам Вавилову. И превращает их в одну свечку на темном окне. В луч света. Да-да, в том самом темном царстве наших душ.
    Ведь это любовь наполняет светом глаза людей и их облик. И это она делает чудо: превращает из черствого сухаря-комссара в любящую мать. И вот она с ребенком идет по улицам городка, и город преображается от ее света. На пустом рынке снова полно народа. Снова в городе мир. Снова стучат молотки. Весело, а не с могильным холодом. Ремонтируют мостовые, чтобы по ним снова ходили матери с младенцами и ничего не боялись. Обычный проход по улице вдруг превращается в какое-то таинство. И уже рабочие откладывают молотки, поднимают глаза и видят свет. Мадонна с младенцем.
    А еще фильм о том, что так глубоко сидит в нас наша глупость, что мы можем бросить свое счастье и нестись за какой мифической мечтой. Далекой. Неясной. Непонятной. Ненужной. Страх недостижимости застилает глаза, и человек слепнет. Ничто не замечает. А ведь можно просто проснуться, отбросить сон и улыбнуться миру, увидеть, что счастье рядом. Но не хочется верить пессимистическому концу. Хочется верить в другое, светлое. В праздник. Все равно где, хоть в подвале под грохот пушек, хоть в лагере смерти.
    И все же несмотря на конец, этот фильм о любви. О любви в полном смысле этого слова, такой редкой в наше время. О том, что вспомнить о том, что ты человек, никогда не поздно. И значит, есть надежда. А значит, в нашем городе будут ходить трамваи. https://www.kinopoisk.ru/user/14582/comment/64855/
  • Вновь мы видим противостояние войны, мира и природы. Военному человеку в очередной раз даётся шанс остановиться, но он им не пользуется. Вновь прекрасно обыгрывается простая истина о том, что Гражданская война не имеет правых и виноватых.
    https://www.kinopoisk.ru/user/760151/comment/887884/
  • Сильнейший, порою многозначный, порою сюрреалистичный, символизм — как неотъемлемая часть сюжета. ‘Комиссар’ — один из тех фильмов, отдельные кадры которого запоминаются на всю жизнь. Вообще, о символах этого шедевра можно говорить довольно долго. Многие из них последовательно уносят мысли совершенно в разные смыслы, но почему-то все они сошлись, у меня в голове, на теме любви и объединения народов и множестве других тем:). На эти мысли меня навели: шумная, тяжёлая пушка, перечёркивающая нагие тела детей, видения Вавиловой при родах(воспоминания о солдатах косящие песок, табуне лошадей без всадников – меня до сих пор вгоняют в пугающее, тревожное оцепенение), мечущаяся, как мотылёк в ночи от лампы к лампе, камера, которая так и не смогла выбрать между матерью с грудным ребёнком, детьми и влюблённой семейной парой, а также ‘flash forward’ главной героини, глядя на уставших жить в страхе, танцующих евреев, и, естественно, игры детей. На самом деле, в фильме столько всего, что я могу писать о нём бесконечно. Лучше уж вам самим увидеть, выделить то, что понравится и самостоятельно найти ответы. https://www.kinopoisk.ru/user/650820/comment/1754024/
  • Мастерски решённые визуальные образы создают ещё большую атмосферу войны. Очень красиво показана проблема обычных солдат на Гражданской войны, многие идут на фронт не потому, что это их убеждения, хотя таких немало, а потому, что их просто туда гонят, как послушное стадо лошадей. После которого только кресты и то в лучшем случае. Только идеологически крепкие солдаты идут до конца, несмотря ни на что. Таким солдатом совести и долга является главная героиня, комиссар красной армии, Вавилова, которую гениально сыграла Нонна Мордюкова. Вавилова очень напоминает Родину – мать и других великих женщин. Но мы видим уже машину войны, а не женщину. Она сильная характером и духом человек, у неё есть цель, идеал того мира в котором она хочет жить, хочет построить. Она строга ко всем и прежде всего к себе. Она не может допустить ни секунды женской слабости, наверно, после потери мужа она стала ещё более мужественной, а ребёнок, который наградил он её, только обуза в деле создания нового мира. Но поздно, придётся рожать. Готовиться к родам ей помогает многодетная еврейская семья. Живя с ними, героиня переживает ломку прежнего милитаристского сознания, теперь она не просто любит своё будущее дитя, но и ненавидит войну, солдат, которые убивают. Она как тот народившийся жеребёнок, который, наконец, дорвался до воды после выкошенной пустыни и не просто до воды попить, а до целой реки, в которой можно смыть все свои грехи. Её перерождение, её усилия, приложенные к этому, можно сравнить с путём через палёную, жестокую и беспощадную пустыню, в которой легко застрять и без помощи других никогда не выбраться. Этот путь через пустыню показан со всей его жестокостью и кровью, потом и вшами. Но он стоит того. И те кто помогал, тоже будут вознаграждены. Если всё время убивать, пусть даже и праведно, ради создания рая на земле, нового мира, кто будет жить в этом мире? Кто будет жить в этом новом мире, если мы сегодня не будем рожать детей?! Для кого он?
    Но придя к пониманию собственной натуры как женщины, хранительнице очага и продолжение рода. она понимает, общаясь с приютившей её семьёй, что кроме неё никто не сможет построить новое общество. Кто будет это делать, те кто хотят только хорошо и красиво жить, но ничего при этом не делая? Те, у кого семеро по лавкам, дом и жена, которых надо кормить? Остановка есть движение назад. Светлое будущее только впереди. Даже если она погибнет и её сын останется сиротой, то жертва будет не напрасной, другие отцы и матери смогут воспитать своих детей. А дети будут счастливы. И это идея, ради которой можно и умереть.
    Она комиссар, но она никто без солдат, кто эти солдаты? Кто пойдёт на войну, если у всех полно детей, у всех ответственность перед ними. Как быть: остаться семьей и пытаться их прокормить или пойти на фронт? А те, кто останутся, что они сделают для победы? Эти вопросы идут красной линий через весь фильм. Та надежда на светлое будущее, что желает каждый человек, ослабевает с каждым новым днём.
    Если всё время воевать, то кем станут дети? Дети, которые не видели нормальный мир, точнее война для них норма, и игры у них соответствующие. Это не войнушки, это действительность.
    У нас на глазах рождается тот самый новый человек. И каким он будет?
    Что есть любовь на войне? Любовь матерИ к ребёнку, мужа к жене, неужели только небольшая свечечка во мраке ночи? И что ради этой любви мы готовы совершить?
    На эти вопросы каждый зритель отвечает сам. https://www.kinopoisk.ru/user/29203/comment/709890/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

1 комментарий

  • Сто лет прошло, а мы все еще воюем и бросаем, и губим своих детей. Для меня это великий фильм о выборе, о глобальном выборе — жизнь или смерть, жертва и травма или труд и радость. Круговорот травм в природе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *