КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Страсти Христовы

Страсти Христовы (The Passion of the Christ), реж. Мэл Гибсон, 2004.

Чем вы способны пожертвовать ради защиты своих убеждений и для достижения своих целей?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: вера, наставник, притча, человек-человек, лидер, выбор, мужество

Мотто: Нет сильнее любви, чем самопожертвование.

Круг психологических проблем:

  • вера
  • религия
  • молитва
  • наставник
  • философия
  • самопожертвование
  • смирение
  • притча
  • альтер-эго
  • самопознание
  • пытки
  • чудо
  • взаимопонимание
  • истина
  • пассионарность
  • издевательства
  • самоубийство
  • клевета
  • догматы
  • унижение
  • бунт
  • казнь
  • лидер
  • преодоление
  • выбор
  • характер
  • манипулирование
  • святость
  • любовь
  • смерть
  • свобода

Системы отношений:

  • учитель-ученик
  • мать-сын
  • правда-ложь
  • человек-бог
  • человек-человек
  • добро-зло

Черты характера:

  • преданность
  • жестокость
  • вера в себя
  • мужество
  • смелость
  • лицемерие
  • сила воли

Эмоциональная парадигма:

  • страдание
  • страх
  • чувство вины
  • сочувствие
  • стыд
  • ужас
  • муки совести
  • раскаяние
  • боль
  • сострадание
  • отчаяние
  • горе
  • ненависть

Нравственные категории:

  • предательство
  • грех
  • справедливость
  • совесть
  • милосердие
  • уважение
  • равенство
  • ответственность
  • единство
  • долг

Символизм, метафоры:

  • серебряники
  • луна
  • ночь
  • змея
  • тюрьма
  • стол
  • голубь
  • белая ткань
  • вода, умывание
  • крест
  • нагорная проповедь
  • камни
  • небо
  • капля
  • землетрясение
  • Сатана

Выразительные средства:

  • замедленная съемка
  • арамейский язык
  • флешбэки
  • спецэффекты
  • саундтрек
  • натурализм
  • ракурс

Дополнительные вопросы:

  • Что есть истина?

Цитаты:

  • Ты и вправду веришь, что один человек может вынести всю тяжесть греха?
  • Чем эта ночь отличается от любой другой?
  • Если ты сам не слышишь правду, никто не сможет ее тебе объяснить.
  • Сын мой, где, когда и как решился ты сбросить эту ношу?
  • Если тебя ненавидит весь мир, помни, меня он ненавидел раньше.
  • Нет сильнее любви, чем та, когда человек жертвует своей жизнью ради ближних.

Отзывы:

Миром правит нетерпимость — так можно было бы на самом деле сформулировать главный смысл послания Мела Гибсона, которое заключено в его фильме «Страсти Христовы». Ведь первоначально название ограничивалось словом «Страсти», что сильнее подчёркивало обобщённый характер страданий и испытаний, пусть и выпавших на долю конкретного человека. Иисус вовсе не случайно показан преимущественно во время непосильных мучений, бесконечных физических издевательств и умерщвления его плоти, когда кровь и раны делают человеческое тело похожим на кусок мяса, лишённого и жизни, и духа. Однако зрители, которые как бы переносятся в самое начало нашей эры, чтобы стать прямыми очевидцами истязания того, кто назвался Христом, должны причаститься этой плоти и крови, совершить вместе с ним тяжкий крестный путь, следуя в толпе по направлению к Голгофе или даже идентифицируя себя с Симоном, помогающим нести крест, а также сострадая горю Девы Марии и Марии Магдалины. … Вот и в сознании зрителей должно по-своему разрешиться это столкновение надмирных сил, которое приобретает в рамках эстетического конфликта напряжённый спор между мифом и реальностью, а в теологическом плане — дихотомическое соотношение религии и веры. Так ли было на самом деле, стóит ли в это верить и веровать?! Являлся ли Иисус обычным бунтарём-ниспровергателем или же Богочеловеком-Спасителем?! Произошло ли просто воплощение божества или же его вочеловечивание?! Строго говоря, и христианство прошло несколько веков ожесточённого скрещения противоречивых трактовок, прежде чем оформилось в виде догматического учения, которое практически отвергает любые новые попытки своего переосмысления.

Мел Гибсон вторгается со «Страстями Христовыми» в самую сердцевину бесконечных рассуждений о природе божественного и человеческого, заставляя каждого сделать личный выбор. Собственно, все мы совершаем раз за разом (только не смеем в этом честно себе признаться!) своеобразный обряд судилища над Иисусом из Назарета, отправляя его на распятие или умывая руки, подобно Понтию Пилату, который уж точно ни в чём не был повинен, оказавшись между двух огней. Ответа на вопрос «Что есть истина?» по-прежнему не существует. https://www.kinopoisk.ru/review/944126/

  • Этот фильм предназначен для одноразового просмотра. Его цель — шокировать, отправить человека в нокаут, выбить почву из-под ног и заставить взглянуть на себя со стороны. Он заставляет переосмыслить свою жизнь, искупить свои грехи и почувствовать ту боль, которую Спаситель перенёс во имя каждого из нас.
    «Страсти» — очень полезная картина. Она предназначена для тех людей, которые давно не брали в руки Библию, давно не были в церкви, давно привыкли жить по законам современного эгоистического общества. Именно им, в первую очередь, адресовал свой труд Мэл Гибсон.
    Я не случайно написал, что фильм предназначен для одноразового просмотра — если Вы не поймёте смысла этих событий после первого раза, то не поймёте и после десятого. Если же Вы всё поняли и приняли решение изменить свою жизнь в лучшую сторону, фильм можно не пересматривать — он выполнил свою задачу. https://www.kinopoisk.ru/user/12852/comment/32660/
  • У Гибсона же, Иисус— личность, которая точно знает, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ И ЗАЧЕМ. И принимает последствия собственных действий на себя. До этого фильма Иисуса показывали как жертву обстоятельств, согласившуюся на абстрактные муки ради абстрактного человечества.
    У Гибсона Иисус — САМ выбрал этот путь для достижения своей цели — помочь всем нам осознать, что любить друг друга необходимо, а не убивать. И если понимать Его учение буквально, то и иного пути у него, кроме как на Голгофу — просто не было. Только этот путь мог стать доказательством, подтверждением того, что любить можно, несмотря на ненависть и непонимание всех и вся вокруг. А иначе, всё его учение осталось бы лишь словами, не подтверждённые никаким реальным действием.
    Только в этом случае любовь Христа становиться конкретной, воплощённой, а не пустым «философствованием о всеобщей любви». Он реально, на собственном примере подставил щёку. И в этом состоит, на мой взгляд Духовный подвиг, о «непоказании» которого здесь говорили. Да показали его, только Вы НЕ УВИДЕЛИ. Потому что для Вас духовный подвиг, скорее всего, означает противостояние соблазнам белого дъявола в чёрном капюшоне.
    Главное, что сделал Гибсон своим фильмом — он сделал страдания Иисуса в наших умах вполне конкретными, а не метафорическими. Он показывает, что Иисус их не терпел, как говориться в дурацкой народной поговорке, а он их РЕАЛЬНО ПРИНЯЛ — Гибсон показывает это в сцене с бичеванием. Потому, что вытерпеть такие муки — просто невозможно.
    Поэтому, смысл фильма не столько в том, что происходит на экране, сколько в том, что происходило «до» молитвы в Гефсиманском саду, то, что происходило за кадром. Поэтому для тех, кто не знает этой истории или не знаком со словом «любовь», фильм будет просто «инструкцией по пыткам». https://www.kinopoisk.ru/user/12572/comment/31959/
  • Так или иначе, но и сейчас, по прошествии двух тысяч лет, мы всё ещё не научились сострадать. Мы не умеем сочувствовать там, где действительно требуется наша поддержка, и с точно такой же жуткой неуклюжестью бессердечно растаптываем чьи-то идеалы, поддаваясь безрассудному течению толпы… И верим ли мы сами хоть во что-то? И так чиста ли наша вера, чтобы давать ей возможность существовать?
    Я на распутье. Иной раз я истинно верую в то, что атеизм у меня в крови, и что нет иной религии, чем её отсутствие, но иногда я также почти убеждена в том, что вера живёт глубоко во мне, в нужную минуту шепча верную дорогу… Я верю в Бога, нет-нет, я на него уповаю, вот это будет честно. Я не помню о религии в минуту счастья, но в минуту горя, что тянется как вечность, я вспоминаю о Боге, и будто все колебания исчезают разом. Да, пожалуй, уповаю…
    Но… Ни один из последователей веры Иисуса не смог бы вытерпеть ради неё всё то, что вытерпел и прошёл Он. Какими бы приверженцами религии мы не были, терпеть такие муки не способны. У него было масса возможностей отречься от своих слов и деяний и большая вероятность избежать смерти. Но Иисус, будучи глубоко убеждённым, не отрёкся, не отказался, не предал. В этой вере — частичка Его самого. Он не предал себя… Этот внутренний стержень, дарованный свыше, стойко вынес всё испытания, все телесные муки, всю душевную боль. И за это — награда.

Истинная вера позволяет душе забыться на ту боль, что причиняют телу. Это сильнейший наркотик, ограждающий от реальности, застилающий залитые кровью глаза, омывающий рассеченное тело. Это лучше наркотика, если это то, что даёт тебе силы подняться со сбитых в кровь колен и идти дальше, неся на себя тяжёлою ношу… Нет, это не крест, это тяжкое бремя — быть не таким, как все, не отрицать того, что для тебя непогрешимо…
Меня изнутри всю будто выжигала боль. Боль такой разрушительной силы, что руки, лишь бы ненароком чего не сломать, были скрючены в неведомой до этого композиции. Боясь пропустить хотя бы движение, и в то же время ненавидя себя за то, что всё ещё смотрю сцены истязаний, я действительно задумалась: а так ли мы все безгрешны, чтобы судить других? И кто наделил нас правом быть выше, чем другие? Никто, мы сами.
Фильм наводит на исключительные размышления. Причём из разряда вопросов вечных, коими в повседневной жизни мы не задаёмся, о таком размышляют, предположим, на смертном одре, ближе к кончине. Будучи молодым, полным здоровья и силы, ты начинаешь ценить эту сладкую, неощутимую свободу. Её нельзя потрогать, её нельзя увидеть, но она есть.
Нельзя отнять у человека и веру. Религии может и не быть, но истинную веру ты сохранить обязан.
На протяжении картины внутри меня бился и не давал покоя один вопрос: как же это всё, что творилось у неё на глазах, смогла пережить мать? Нынче такую сильную женщину, думаю, и не сыскать. Никакого кликушества, мольбы, только боль… В глазах… Поднятых к небу. Целуя ноги своего сына… https://www.kinopoisk.ru/user/198348/comment/339144/

  • Действительно, снять такой фильм— поступок. Такого еще никто не видел! Вся беда в том, что это, наверно, правда. Люди остались такими… Жестокими и кровожадными. Они способны предать, а потом только осознать, что совершили мерзкий поступок. Они плюют в лицо невиновному человеку, говоря ему, что его нужно распять! Они смеются, вбивая гвозди в человека.
    В это и есть идея фильма — любовь Бога к человеку, любовь к Миру, любовь ко Всему живому на свете. Только любя, вы сможете спастись.
    Любите друг друга. https://www.kinopoisk.ru/user/584764/comment/518460/
  • Такой фильм должен быть. Хотя бы потому, что показывает реальность. Нужно наконец самому сделать выводы, не представляя этой возможности богословам и философам. Благодарность Гибсону за то, что не вплел свои комментарии и не превознес так ценимых сейчас у людей гордости и величественности в образ Иисуса, а оставил Его таким, каким Он описан в Евангелиях. Не стоит пытаться осмыслить увиденное с позиции так рьяно пропагандируемого ныне гуманизма. Осмыслите увиденное со стороны Варравы- человека грешного, чье место на кресте занял Святой Бог, чтобы тот имел свободу выбрать добро. https://www.kinopoisk.ru/user/35034/comment/626523/
  • И слезы, выступающие на глазах, это не такие, которые иногда вызывают «милые» мелодрамы, а слезы горечи. И даже вздрагиваешь каждый раз при ударе хлыста, а если представишь, каково это, становится совсем плохо. Вот в чем реальность. История о том, как убили человека,, мучая и истязая. И видя Его покорность и безропотность, я думала о том, сколько же подобных вещей с умными и озлобленными лицами натворило человечество. Даже стыдно…https://www.kinopoisk.ru/user/2948/comment/14867/

Сходная проблематика:

Психологическая методика

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *