КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Агора.

Агора (Agora), реж. Алехандро Аменабар, 2009.

Если вы женщина, но смысл вашей жизни не семья и дети, а наука и истина, хватит ли в вас мужества противостоять искушениям и опасностям?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: религия, человек-человек, наставник, лидер, наука

Мотто: Она не только женщина.

Круг психологических проблем:

  • история
  • биография
  • религия
  • вера
  • феминизм
  • женщина
  • трансформация
  • наука
  • стол переговоров
  • характер
  • целеполагание
  • смысл жизни
  • рабство
  • свобода
  • догматизм
  • стереотипы
  • единство
  • политика
  • проповедь
  • профессионализм
  • манипулирование
  • философия
  • дискриминация
  • фанатизм
  • идеология
  • война
  • месть
  • геноцид
  • инстинкт самосохранения
  • наставник
  • любовь
  • сомнения
  • варварство
  • лидер
  • толпа
  • стадный инстинкт
  • бунт
  • репрессии
  • просвещение
  • интуиция
  • управление
  • прощение
  • молитва
  • власть
  • пассионарность
  • смерть
  • выбор
  • осознанность
  • насилие
  • приоритеты
  • ценности

Системы отношений:

  • наука-религия
  • свобода-рабство
  • хозяин-слуга
  • человек-человек
  • отец-дочь
  • правда-ложь
  • мужчина-женщина

Черты характера:

  • стойкость
  • смелость
  • порядочность
  • честность
  • мужество
  • несгибаемость
  • уверенность
  • терпимость
  • лицемерие
  • жестокость
  • сила духа
  • вера в себя

Эмоциональная парадигма:

  • возмущение
  • ревность
  • зависть
  • обида
  • влюбленность
  • ярость
  • страсть
  • вдохновение
  • стыд

Нравственные категории:

  • преданность
  • уважение
  • честность
  • справедливость
  • этика

Символизм, метафоры:

  • меч
  • скульптуры богов
  • крест
  • книги
  • библиотека
  • звездное небо
  • солнце
  • элипс

Выразительные средства:

  • перевернутая съемка
  • панорамная съемка
  • ускорение, замедление
  • наезд камеры

Дополнительные вопросы:

  • Чем отличается ученый от политика?

Цитаты:

  • Нас объединяет гораздо больше вещей, чем разъединяет. Что бы ни происходило на улицах, мы все – братья.
  • — Гепатия отдастся мужчине и не сможет преподавать и даже говорить, что думает. Самый выдающийся философ, какого я знаю, вынужден будет бросить науку. Нет, для нее это равносильно смерти. – Это правда. Ее работа великолепна. Она разумна и целомудренна. Но не забывай про ее печальное положение: она же только женщина.
  • Я хочу сделать ответный подарок. Это кровь моего цикла. Вчера ты сказал, что ты видишь во мне красоту гармонии. Предлагаю тебе поискать ее в другом месте, ибо я ее в этом не вижу.
  • — Обещай, дитя мое, что когда я умру, ты не будешь вспоминать старого глупца. – Обещаю. – Помни меня, каким я был раньше, когда я еще мог мыслить и работать с тобой, и слушать тебя… Как я мог так ошибаться! Видеть тебя здесь запертой из-за меня… Я хотел, чтобы ты была свободной. – Я свободна.
  • Я чувствую, что твои слова можно опровергнуть, но пока не знаю, как.
  • Отсутствие центра разбивает мне сердце.
  • Какой я глупец! Наивно было полагать, что мы изменились!
  • — Ты не думал, что мы ошибаемся? – Почему? Я был прощен, но теперь не могу простить.
  • Я верю в философию.
  • Если бы я могла распутать это, я бы сошла в могилу счастливой.
  • Я должна начать все заново с новым взглядом. Я должна все переосмыслить.
  • Селезий, не сомневайся в том, во что ты веришь. Тебе нельзя. А мне можно.

Отзывы:

  • Голливуд обычно демонстрировал торжество миролюбивого христианства, победившего зверское язычество. Аменабар очень своевременно напомнил, что христианство вовсе не было миролюбивым, а творило такие зверства, что Рим бледнел от зависти. Плохо, что, увлекшись борьбой идей, Аменабар перестал заботиться о том, чтобы его герои выглядели живыми существами, а не носителями той или иной идеологии. http://www.kommersant.ru/doc/1618585
  • Мы постоянно живем в области дешевых, пошлых мифов, которые нам навязывают, чтобы нас было легче контролировать. И идея «золотого века» тоже оттуда. Нет «золотого века», прошлое, как и настоящее, чудовищно и страшно. В фильме христиан нет. Как и иудеев или эллинов. Есть чернь, которая готова сгрызть друг друга, и политики, которые ею манипулируют. Какими бы одеждами они ни прикрывались, ничего не меняется. Мы понимаем, глядя «Агору», что христианство — не религия рабов. У рабов не может быть религии, потому что плебейство не стремится вверх. Если рабам дать власть и чувство, что их дело правое, они разорвут мир на части. Понятно, почему христианам пришлось пройти мучительный исторический путь: чтобы постепенно выживать из себя рабство, что не патристикой жила поздняя античность, а чем-то совсем другим. Камнями за пазухой, ненавистью в глазах, криками «Распни!» христианство боролось против рабства, и в нашем современном мире, где рабства ничуть не меньше, чем тогда, оно стоит, как много столетий назад та женщина-философ, посреди разъяренной толпы, которая ходит и рыкает, ища, кого поглотить. Мы никуда не ушли от этих варварских времен, утверждает Аменабар. Он ищет космический масштаб, смотрит на этот голубой шарик сверху — он такой же, как сейчас, если не считать некоторых незначительных деталей внизу. «Агора» — о том, что человек молод и едва только начал поднимать глаза вверх. Только что он может один? http://www.interfax.by/article/59066
  • Например, сама Гипатия действительно существовала и действительно, как написали бы в глянцевом журнале, «опередила свое время», но в реальности, когда ее растерзала толпа, ей было около пятидесяти. У Аменабара она практически не стареет, оказываясь вечно юной идеей. Но это бы ладно – она еще и почти ничего не чувствует, если речь не идет об эллипсах, конусах, свитках. Аменабар действует так, будто это он сам смотрит на Землю из космоса: не вглядывается в подробности, медитирует на общей картинке. Он умеет показывать одного человека с одной его страстью, одну религию с ее юношеским звериным максимализмом, одну планету с ее смешными обитателями. …В частности, получается морализаторская притча о противостоянии религии и философии, зашоренности и свободной мысли. Религия при помощи камней, мечей и подстрекательств выигрывает на коротких отрезках — философия торжествует, если смотреть из космоса. На то, что достойно взгляда. https://www.gazeta.ru/culture/2010/02/11/a_3322648.shtml
  • «Агора», конечно, в глобальном плане о том, что всякая религия вообще — зло, но под раздачу тут попадает именно христианство, и попадает так, что всем крещеным при просмотре хоть немножко стыдно будет, надеюсь. Христиане тут — не просто фанатики, а именно такие фашиствующие экстремисты, как у нас любят, закатывая глаза, мусульман представлять. Грязные, мерзкие, нищие, которые ненавидят всех окружающих. Причем если поодиночке — то ничего, нормальные люди, а как собираются от двоих и больше — с ними разговаривать нельзя, это такая орущая масса, потерявшая человеческий облик. Фильм уже критикуют всякие группы правозащитников за «вызывание ненависти к христианству» — ну так помилуйте, историю нужно знать. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/736013/
  • На самом деле, Аменабар рассказал зрителям в своем фильме две истории: одна — сиюминутная — жизнь человека, женщины, философа, короткая человеческая жизнь, память о которой осталась лишь в сердцах близких ей людей и на паре страниц учебника; другая — вечная, общечеловеческая, общеисторическая — о том, как и каких богов человечество себе выбирает.
    Как рождается новая религия? Всегда есть один человек — называться он может как угодно: шаман, мессия, пророк — который начинает говорить другим о том, как устроен мир, кто в нем главный, и что надо делать, чтобы в этом мире преуспеть. И на начальном этапе зарождения религии люди сами решают — верить этому человеку или нет, нравится ли им такая картина мира, совпадает ли с их внутренним мироощущением.
    По мере того, как число адептов новой религии ширится, она начинает причинять неудобства более древним конфессиям, лишая их паствы. Из этого следуют гонения и репрессии, зачастую заканчивающиеся смертью вдохновителя новой веры. На этом этапе, собственно, многие верования и умирают, но наиболее жизнеспособные выживают, обзаведясь мученическим ореолом, привлекающим в конечном итоге дополнительных сторонников.
    И тогда количество адептов переводит то, что изначально было вероучением, в новое качество — общественно-политическое. По сути, верующие становятся партией, силой, которую правители хотят использовать и с которой вынуждены считаться. На этом нравственная и мученическая ипостась любой религии заканчивается, потому что политика не совместима с моралью. Начинается новый виток развития — проповедование новой религии становится все более агрессивным, вчерашние агнцы становятся волками, вера насаждается уже насилием, доходит до меча. Собственно, именно этот этап и показал нам Аменабар на примере христианства.
    В чем секрет популярности, распространенности любой религии в противовес философии? Философия задает вопросы, религия — дает ответы. И аксиомой является то, что большинству людей легче принять готовые варианты ответов, чем искать самому. https://www.kinopoisk.ru/user/740651/comment/771011/
  • Проплакала половину фильма. Плачу всегда не от боли, а от несправедливости. Или когда обижают невинных, а я не могу помочь. Или когда жгут книги. Или когда уничтожают чей-то талант или гений. …Я верю, что Бог един для всех наций, верю., что у него много лиц — желтых, черных, белых и серобуромалиновых в крапинку. Бог внутри каждого из нас и у него нет национальности. Как только начинается разговор — чей Бог правильней — приходит смута. Религия испокон веков — лучшая узда для толпы, лучшая плетка и лучший пряник. Я верю в философию, в разум, я верю в людей, но не верю в толпу. Когда-нибудь глупость и фанатизм погубят человечество, потому что таких, как Гепатия все меньше и меньше(а есть ли они вообще сейчас?) https://www.kinopoisk.ru/user/396314/comment/773265/
  • Да, смотреть тяжело. Monkey killing monkey killing monkey. Насилие порождает насилие. И тогда, и потом, и сейчас. В вонючем котле варятся жажда власти, манипулирование массами, сексизм, конфликты личности и толпы. Кипит этот котел на огне извечного столь присущего человечеству разделения — религиозного, социального, национального, полового — и чуть ли не на главном грехе, красной нитью, проходящем через фильм, — невежестве и неспособности мыслить.
    Но кино отнюдь не чернушное. Луч света в темном царстве пусть и одинок, но сияет, ясно и ярко, как звезда. Альтернатива всему злу, с которой очевидно солидарен и сам Аменабар, — разум, терпимость, ненасилие, культура, искусство, гуманизм, критическое мышление, отсутствие слепой иррациональной веры в авторитеты (религиозные, политические). То, что Фромм называл радикальным гуманизмом. И этим гуманизмом весь фильм буквально пронизан. https://www.kinopoisk.ru/user/834723/comment/789883/
  • При этом главная героиня, Гипатия, лишь жертва окружающей её вакханалии. Как и любой творец и мыслитель, она живёт одновременно и в мире, и над миром. Она ничего не требует от мира, а лишь любит его и его совершенство (и более никого), любит познание, тот вечный, но неповторимый, как огонь, процесс, который и есть истина, — живая истина рассуждающего ума и чувствующего сердца, а не мёртвой древней догмы. Той догмы, что готова сокрушить не только камни, но и жизни. И всё это, чтобы искоренить возможность мыслить и говорить свободно, а не в общем хоре стада человекообразных существ.https://www.kinopoisk.ru/user/604545/comment/771681/
  • Тяжело в действительности писать о картине, которая из разряда «обо всем и сразу». Точно также как и все мы любящие порой написать строки в адрес какого-либо фильма не можем написать целиком обо всем том, что в нем есть, особенно когда сталкиваешься со случаем, как этот. Он уникален. Удивителен. Загадочен и сложен. https://www.kinopoisk.ru/user/252038/comment/774058/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.