Дориан Грей.
Дориан Грей (Dorian Gray), реж. Оливер Паркер, 2009.
Не следует путать книгу и кино – это разные жанры. Тем более, не стоит путать «экранизацию книги» и «фильм по книге». И так далее. Но если вы хотите увидеть историю деградации и раскаяния человека, вы ее увидите.
По роману Оскара Уйльда «Портрет Дориана Грея».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наставник, трансформация, выбор, взросление
Мотто: Жизнь – это сейчас. Нет никаких потом. Ничего себе не запрещайте.
Круг психологических проблем:
- нарциссизм
- наставник
- детская травма
- грех
- искушение
- стереотипы
- дружба
- прошлое
- любовь
- трансформация
- деградация
- самопознание
- вера
- манипулирование
- доверие
- эмоции
- характер
- становление личности
- сексуальность
- убийство
- преступление
- фантазии
- счастье
- причина-следствие
- тайна
- выбор
- богатство
- догматизм
- целеполагание
Системы отношений:
- учитель-ученик
- нравственность-безнравственность
- человек-общество
- человек-бог
- ложь-правда
- добро-зло
- мужчина-женщина
- человек-я-сам
Черты характера:
- ироничность
- самовлюбленность
- цинизм
- эгоизм
- безнравственность
- тщеславие
- лицемерие
- подлость
- жестокость
- бессердечие
- уверенность
- высокомерие
- гордыня
Эмоциональная парадигма:
- презрение
- страх
- скука
- страсть
- чувство вины
- равнодушие
- раскаяние
- влюбленность
Нравственные категории:
- грех
- нравственность
- совесть
- ложь
- правда
- предательство
- добродетель
- ответственность
Символизм, метафоры:
- портрет
- пламя свечи
- кровь
- сигареты
- дым
Выразительные средства:
- музыка
- ирония
- замедленная съемка
- спецэффекты
Дополнительные вопросы:
- Жизнь – это сейчас. Нет никаких потом. Так ли это?
- Любой новый опыт полезен?
- Надо ли что-то себе запрещать? Что и почему?
- Кого и что воплощает в фильме лорд Генри?
- Вечная молодость, зачем она?
Цитаты:
- У меня нет желания что-то менять в Англии, кроме погоды.
- Ничего постыдного в удовольствии нет. Любой мужчина хочет быть счастливым. А общество требует добродетели, но добродетель редко счастлива, а счастье не всегда добродетельно. вы же хотите быть добродетельным и счастливым. Но за все придется платить.
- Нет ничего невозможного для того, кто обладает двумя привилегиями: красотой и молодостью.
- Жизнь – это сейчас. Нет никаких потом.
- Только к святыням и следует прикасаться. Люди боятся своих страстей. Мы воспитаны в страхе, в страхе перед богом. А еще хуже – перед мнением света. Самоотречение подменяет нашу сущность. Но чувства, которые мы подавляем, отравляют нас.
- Я люблю театр, он интересней жизни.
- Любой новый опыт полезен.
- Привлекательность брака в том, что он превращает ложь в неизбежную необходимость.
- Единственный способ преодолеть соблазн – отдаться ему. Ничего себе не запрещайте, никто ничего не узнает.
- Благоразумие мешает получать наслаждение.
- Никогда не жениться – это единственный способ сохранить иллюзии.
- Опыт придает нам сил. Так вы должны оценивать все происходящее. Это серьезные опыт.
- – Какое бессердечие! – Не бессердечие, а объективное восприятие. Возвыситься над жизненными испытаниями не всем удается. А чтобы управлять эмоциями, наслаждаться ими, нужно быть сильным человеком.
- Удовольствие и счастье совсем не одно и то же. Особую ценность представляет то, что недолговечно.
- Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. Совесть — официальное название трусости, вот и все.
- Я творил жуткие вещи. Все моя жизнь – это падение в пучину разврата. Мне придется платить.
- — Это не мое лицо. Видели бы вы мою душу. – Только господь может видеть нашу душу. – А я видел ее, гнилую, зловонную, ядовитую… Помогите мне!
Отзывы:
- Состоящую почти из одних рассуждений об искусстве и красоте книгу Уайльда едва ли можно адекватно перенести на экран: в конце концов, ее обаяние заключено в самоотрицании — провозглашении неизбывной порочности собственного изысканного литературного стиля. http://www.afisha.ru/movie/194315/review/311935/
- Во-первых, как вы вообще можете ждать точной экранизации единственного романа Уайльда в наше время? Вы что, не понимаете, что мир изменился до неузнаваемости? Какой «невинный юноша», какое, блин, обличение пороков, вы вообще помните, что послужило первопричиной самоуничтожения Дориана, на чем его метафорический Князь тьмы подловил? На нежелании, простите, стариться, на стремлении сохранить молодость и красоту. Сегодня этим одержимы все без исключения женщины и львиная доля мужчин. У нас реальный культ юности: сегодня демонстрировать седину почти как пукать прилюдно. Давайте, обличайте, объявляйте крестовый поход круговым подтяжкам лица и кремам от морщин! Повторюсь, мир изменился: гедонизм, шокировавший тогда современников Уайльда, давно победил на всем шарике, насмерть сокрушив все остальные этики – что коммунистическую, что конфуцианскую, что кальвинистскую. Чем сегодняшнему режиссеру вас шокировать, чем пронять? Вот и приходится заставлять главного героя расчлененкой заниматься да опарышей на портрет напускать, благо начинал Паркер с ужастиков, а ремесло руки помнят. Но дело, по большому счету, даже не в этом. Адекватной экранизации романа не стоит ждать не только сегодня, но и вообще. https://www.gazeta.ru/culture/2010/02/04/a_3319879.shtml
- Новый «Дориан Грей» — это стопроцентное дитя двадцать первого века, и не только в том, что касается содержания. Форма — каждый кадр, построение сцен, общая цветовая гамма и музыкальное сопровождение — все здесь буквально кричит о том, что перед нами типичный представитель кино развлекательного, упрощенного, но меж тем еще не совсем утратившего классические уайльдовские идеи, просто преподносящее их иначе, по-новому. Для современного зрителя важно, чтобы фильм было интересно смотреть в кинотеатре, потому делать неторопливую созерцательную драму о падении нравов было никак нельзя. Отлично понимая это, Оливер Паркер, человек, хорошо знакомый с творчеством Уайльда, сделал ставку на красивую картинку, качественную, местами весьма необычную съемку и довольно симпатичный, по большому счету классический, актерский состав. https://www.kinopoisk.ru/user/208643/comment/888704/
- Что делать, когда в общем то и нечего делать? Как жить и при этом радоваться, наслаждаться жизнью, когда все вина перепробованы, ровно так же как и женщины. Любовь уже не приносит удовольствия, не приносит никакого наслаждения забавы с молодыми дамочками. Что же остаётся? умереть, уснуть, забыться? — вот главное что следует вынести для себя из этой истории «вечного человека».
В этом мире нет ничего вечного, тленно даже то, что бессмертно.
Человек устал от жизни — звучит глупо, но вы данных обстоятельствах, жизнь — это не дар, а проклятие.
Отлично удалось воплотить главную идею, стремящуюся к воле, врывающуюся как пожар в душу и остающийся там надолго… https://www.kinopoisk.ru/user/865092/comment/730228/
Сходная проблематика:
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Монах и бес, реж. Николай Досталь, 2016.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.