Лабиринт фавна.
Лабиринт фавна (El laberinto del fauno), реж. Гильермо дель Торо, 2006.
Когда тебе десять лет, а вокруг тебя не только смерть матери и жестокий отчим, но и война, что тебе остается делать, как не убегать в страну Фантазию?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: война, притча, взросление, дух, мужество
Мотто: Фантазия — все, даже то, что не фантазия.
Круг психологических проблем:
- война
- борьба
- фантазии
- психологические защиты
- замещение
- уход от реальности
- сиротство
- противостояние
- подросток
- притча
- сказка
- беременность
- чудо
- сны
- доверие
- вытеснение
- взросление
- становление личности
- неравенство
- привязанность
- соблазн
- молитва
- взаимопомощь
- святость
- самопожертвование
- искушение
- пытки
- вера
- власть
- унижение
- убийство
- грех
- утрата
- возмездие
- любовь
- жертва
- мужество
- насилие
- героизм
- выбор
- гуманизм
- надежда
- ирреальность
Системы отношений:
- мать-дочь
- человек-смерть
- добро-зло
- реальность-ирреальность
Черты характера:
- суровость
- жестокость
- садизм
- смелость
- высокомерие
- вера в себя
- решительность
- сила духа
- гордыня
Эмоциональная парадигма:
- страх
- брезгливость
- презрение
- ненависть
Нравственные категории:
- милосердие
Символизм, метафоры:
- волун
- солнце
- лес
- лабиринт
- книги
- смоковница
- насекомое
- платье
- ключ
- часы
- кровь
- патефон
- младенец
Выразительные средства:
- свет
- метафоричность
- спецэффекты
- музыка
Дополнительные вопросы:
- Что помогает Офелии?
- Почему сказка?
- Сказочные метафоры в фильме.
- Протогонист vs антагонист.
Цитаты:
- И если надо, мы убьем их всех.
- Вперед! Не бойтесь! Это единственный достойный способ умереть.
- Все не так просто. Когда ты вырастешь, ты поймешь, что жизнь не похожа на твои сказки.
- — Вы могли бы подчиниться мне. – Да, но я не стал.
- Лишь через боль обретаем мы смысл жизни.
Отзывы:
- Для меня это самая жестокая сказка, которую я только видел за все годы моего внимания к кинематографу. Такого я не видел, и предположить не мог. Волшебство, и откровенный фашизм, со всеми жестокими подробностями, кровью, и мясом. Смотрится это очень серьёзно, напряжённо и с глобальным шоком. Кино однозначно не для детей, и я даже скажу — не для всех взрослых.
Очень серьёзный подход Гильермо Дель Торо смешать два гипер разных жанра – детскую фэнтази с эльфами и магией, и кровавую историческую драму о самой кровопролитной войне всех времён и народов. Получилось всё очень правдоподобно и жёстко. Повторюсь, для меня это было неким шоком.
Не смотря на парализованность мыслей после просмотра, я всё-таки попробовал дать оценку: Это очень печальное и трагическое кино. Про него сложно сказать «хорошее!», но недооценить его так же невозможно. Я ставлю ему 10 балов, за то, что он поразил меня, и надеюсь, что данное творение, посмотрит очень маленькое количество детской аудитории. https://www.kinopoisk.ru/user/1585/comment/63665/
- Я редко видела такие фильмы. Такие, которые пробирают до костей. После которых хочется выйти на улицу и закричать — до боли, до хрипоты в горле, до плевка с кровью. И ты будешь кричать, а остальные будут идти мимо и делать вид, что не слышат. Потому что плохое всегда легче увидеть, чем хорошее.
Этот фильм о том, что в любое время можно найти сказку. Можно увидеть её вокруг себя, отыскать в своём сердце и попытаться показать другим, вот только мало кто захочет посмотреть. И поверить.
Каждый сделает свои выводы, каждый поймёт концовку по-своему, каждый возьмёт что-то для себя. Я увидела, что безвольный человек может быть способен на поступок, что маленькая девочка может быть в тысячу раз сильнее, чем рота солдат. Я увидела многое. Увидете и вы.
Я не стану выписывать сюжетные линии и мои домыслы, как делают многие, потому что когда человек, взявший дивиди фавна, придёт домой, ляжет на диван и нажмёт на плей — он забудет о кинопоиске, забудет об отзывах и о том, что творилось вокруг него 2 минуты назад. Этот фильм затянет его целиком, он опустошит его душу полностью, а взамен даст надежду, терпкую, с лёгким привкусом горчинки. Надежду на то, что пока есть такие люди, как Офелия — мы все не безнадёжны, пока есть люди, которые умеют мечтать, которые умеют верить, бескорыстно и честно, просто верить, без каких-либо доказательств и убеждений — пока они есть, у нас всех есть маленький шанс. Совсем небольшой. Шанс — оставаться людьми, что бы не произошло. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/143337/ - В течение нескольких дней после просмотра, глубины моего сознания трансформировались вместе с появлением на свет чего-то нового в моей жизни. Это нельзя назвать радостью. Самое лучшее слово, которое я знаю для описания этого фильма — это Любовь. Это правда. https://www.kinopoisk.ru/user/28877/comment/66774/
- Перед намижестокая и красивая фантазия на тему мира и войны, слишком быстрого взросления, осознания граней бытия и добровольного ухода в сказку.
Где поражает в первую очередь то, что мир сказочный далеко не красочен и совсем не приятен. Он населен существами не менее жестокими, чем франкисты. И, не смотря на это, маленькая Офелия уходит в этот прекрасный в своей уродливости волшебный край. Своего отчима, капитана Видаля, она боится больше, чем кровожадного монстра из подземелья.
Почему же мир, придуманный лишенным детства ребенком, настолько жуток? Рожден ли он израненным войной мозгом? Или волшебная страна, на самом деле — страна теней, откуда не возвращаются? А вход туда не через лабиринт ли?
Что главным образом удивляет в картине, это не столько искусное сочетание реальности и вымысла, сколько реальность вымысла.
Что символизировал лабиринт для язычников? В первую очередь он был тесно связан с культом мертвых и обозначал трудный и извилистый переход от жизни к смерти. Присутствие в лабиринте подразумевало отделение от жизни на земле. В путешествии по извилистым переходам лабиринта заключался обряд инициации — ритуальной смерти и перерождения.
Все эти значения выражены в фильме таинственным языком символов и образов, и в тоже время с режущей до боли четкостью.
Чего жаждет Офелия, войдя в лабиринт? Почему ей не нужно красивое платье, которое с такой любовью сшила ей мама? Почему ее не волную земные заботы и страдания? Шаг за шагом уходит девочка все дальше в подземный мир, туда, где на спиралях лабиринта в лунном свете танцуют феи.
Можно снова и снова задаваться этими вопросами, найти ответы на которые практически невозможно. И каждый зритель выводы должен сделать сам.
А для меня лично данный фильм является протестом. Дерзким и страшным протестом мира против войны, жизни против смерти и всех мечтателей против реальности и одиночества. https://www.kinopoisk.ru/user/50158/comment/312513/ - Может мать Офелии (Кармен) играет не мать, а страну Испанию. Истерзанную и больную, несущую губящий плод нацизма. Тогда Офелия — её народ, не признающий новой власти и «отказывающийся называть его отцом». Не случайны переплетения сюжетов двух линий фильма в действиях Офелии и Мерседес (когда они добывают ключи), Офелии с врачом (доктором Ферейро) когда они оба лечат мать, и Офелии с партизанским отрядом, когда она проникает в комнату яств, а партизаны на склад. Возможно от девочки и требовалась такая игра, которая отображает поведение народа захваченной страны, а не ребенка. Она столкнулась с непонятным, она живет с матерью, но та уже принадлежит другому, она потеряна так, как потерян весь народ Испании. Все действия девочки в фильме символичны. Меньше всего претензий за актерскую игру получил комиссар и это не удивительно, ведь он отображает то, кем отчасти и является – фашизм. Героев мистической линии фильма, в частности фавна, я бы связал с мужеством, духом, мыслями и верой протестующих. Со всем тем, что неосязаемо, что нельзя потрогать, но способное двигать нас в трудное время к достижению цели. Лабиринт – сложный путь который необходимо пройти народу.
К концу фильма мать Испания погибает, как умерла старая страна. В руках народа остаётся лишь её плод, который надо растить (восстанавливать). https://www.kinopoisk.ru/user/41183509/comment/3040351/
Сходная проблематика:
- Апокалипсис Сегодня (Apocalypse Now), реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1979.
- Жанна Д`Арк (Goan of Ark), реж. Люк Бессон, 1999.
- Жизнь прекрасна (La Vita è bella), реж. Роберто Бениньи, Род Дин, 1997.
- Иди и смотри, реж. Элем Климов, 1985.
- Империя Солнца (Empire of The Sun), реж. С.Спилберг, 1987.
- Книга Илая (The Book of Eli), реж. Альберт Хьюз и Аллен Хьюз, 2009.
- Яков-лжец (Jakob the Liar), реж. Петер Кассовиц, 1999.
- Ассоциации к ключевым понятиям фильма
- Иллюстрации к ключевым понятиям фильма
- Ключевые понятия фильма
- Что помогает/мешает герою?