КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Класс.

Класс (Entre les murs), реж. Лоран Канте, 2008.

Ты, учитель в одной культуре, волею судьбы вынужден учить этой культуре детей, воспитанных и воспитываемых в совершенно других разных культурах. Возможно ли чему-то научить, не влияя на заданные параметры и не изменяя мировоззрение? Возможно ли избежать конфликтов? Возможно ли найти равновесие и как?

По роману Франсуа Бигадо «Между дверей».

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: школа, иммиграция

Мотто: Лучше понимать друг друга.

Круг психологических проблем:

  • школа
  • учитель
  • авторитет
  • иммиграция
  • подросток
  • интеграция
  • конфликт поколений
  • дисциплина
  • свобода
  • мультикультурность
  • коллеги
  • расизм
  • самопознание
  • наказание
  • стол переговоров
  • этнический конфликт
  • взаимопонимание
  • передергивание
  • манипулирование
  • скандал
  • конфликт
  • безнаказанность

Системы отношений:

  • учитель-ученик
  • подросток-взрослый
  • правда-ложь
  • уважение-неуважение

Черты характера:

  • невоспитанность
  • грубость
  • честность
  • наглость
  • хамство
  • вежливость
  • вульгарность
  • жестокость

Эмоциональная парадигма:

  • возмущение
  • стыд
  • раздражение
  • гнев

Нравственные категории:

  • свобода
  • правда
  • ложь
  • уважение
  • право

Символизм, метафоры:

  • Дневник Анны Франк
  • автопортреты
  • закрытое помещение
  • брошенный класс
  • оригинальное название «Между стенами»
  • решетки на окнах
  • школьный двор

Выразительные средства:

  • документальный стиль
  • реализм

Дополнительные вопросы:

  • «Молодые в наше время не имеют стыда». Ты согласен?
  • Зачем нужен стыд?
  • Какова роль учителя в этой истории? Учитель как часть процесса самопознания.
  • В чем заключается уважение учителя к ученику и ученика к учителю?
  • Что ты бы хотел защитить? Напиши свою защитную речь.
  • Почему Сулейман не понимает учителя?
  • В чем заключается роль директора? Каковы его задачи?
  • Как бы ты поступил на месте Франсуа?
  • К чему может привести исключение Сулеймана?
  • Чем учителя отличаются от своих учеников и отличаются ли?

Цитаты:

  • Желаю всем новичкам мужества!
  • Я готов поспорить, но в тишине.
  • Почему для вас такая проблема – рассказать о своей жизни?
  • Молодые в наше время не имеют стыда.
  • Теперь я лучше тебя понимаю, прослушав твой автопортрет. В этом и цель – лучше понимать друг друга.
  • «Если твои слова не лучше тишины, лучше молчи».
  • Потому, что я не могу говорить вам то, что вы постоянно говорите мне?
  • Что, нормально говорить невозможно?
  • В чем ваша задача как представителей от класса? В том, чтобы представлять учеников или чтобы испортить наши отношения?
  • Вот так и не решаешься наказать ребенка, потому что дома, при закрытых дверях, он может быть избит родителями.

Отзывы:

  • Как часто бывает в жизни (и как, по-хорошему, не должно быть в кино), сопереживать всерьез тут некому. Подростки, каким и полагается, невыносимы (см. фильмы Валерии Гай Германики). Но и Франсуа Бегодо далеко не подвижник. У него неприятная физиономия и отталкивающие манеры, он легко срывается в некрасивую истерику. В глубине души он сноб, с тщательно скрываемым чувством превосходства рассуждающий о Сократе перед подростками, равнодушными даже к таблице умножения. Школа, помимо прочего, для него тюрьма (французское название фильма — «Между стен»), и мы почти не знаем, что происходит за ее пределами, — из внешнего мира до нас, как и до Франсуа, доносится только эхо: Сулеймана нель­зя исключать, потому что его могут отправить обратно в Мали, у китайца Вея эмиграционные службы прижали родителей. Но и то, что происходит внутри, слишком дискретно и порой лишено элементарной логики (непонятно, например, как при заявленном уровне бытовой гомофобии в классе выживает арабский паренек с более чем однозначными повадками; забитым он не выглядит). http://www.afisha.ru/movie/191741/review/253921/
  • Арабы, африканцы, китайцы, вьетнамцы — совершенно невообразимый сплав национальностей. И этим ребятам из бедных эмигрантских семей учитель французского языка Франсуа пытается объяснить правила применения условного наклонения. «Да кому они нужны, эти буржуйские наклонения?!» — возмущается толстушка с невозмутимым лицом отпетой хулиганки. И правда, кому? http://os.colta.ru/cinema/events/details/6227/?expand=yes#expand
  • Лично меня удивила реальная демократия взаимоотношений. В частности, реакция учителей на двух делегаток 8-го класса, которые хихикали, шушукались и даже свободно выходили из кабинета по ходу заседания педсовета. Чуть позже, когда учитель в пылу спора в классе уже на другую тему упрекнул их, заметив к слову, что на педсовете они «хохотали как шальные», разгорелся нешуточный скандал по поводу… некорректного поведения этого самого учителя. При этом поведение подростков не то, что не осуждалось, но даже и не обсуждалось!
    В общем, для меня знакомство с моралью и установками французской школы было полнейшим откровением. Думаю, моих соотечественников тоже многое удивит. Да хотя бы футбольный матч учителей в школьном дворе на глазах у ребят.
    Вы такое в ваших школах часто видели? http://www.kinopoisk.ru/user/166255/comment/339588/
  • Это не фильм, это взгляд на школу изнутри. Правда на французскую школу. Очень сложно представить, что подобное поведение учеников и преподавателей было бы возможным на уроках в школе моего времени. Такая вольность и открытость в общении на уроках, с учениками, с преподавателями просто не вписывается в ту технологию обучения, которая используется в российской школе. Разве хоть один преподаватель давал возможность высказать свое мнение всему классу по любому вопросу?
    Весь фильм проводишь в сравнении — как построен процесс обучения у них и нас и вот что самое интересное, вспомнить хоть один урок или одного преподавателя за 11 лет проведенные в школе, который заставлял бы думать, заглядывать во внутрь себя, мне не удалось. Конечно, возможно, что так получилось только со мной.
    Больше что меня поразило так это фраза «я не понимаю, что мы здесь делаем». Вот именно это я и сказал себе спустя несколько лет как окончил школу. Главная задача школы, да и вообще любого образования это научить человека думать. Вбивать в голову ученика знания дисциплиной и повторением можно, но эффект от этого минимален. Именно осознание того для чего это делается приносит колоссальную эффективность любого процесса, в том числе и обучения. http://www.kinopoisk.ru/user/742814/comment/709355/
  • Я бы сравнил «Класс» с замечательным советским фильмом «Доживем до понедельника», где также возникает конфликт между учительницей и учениками и способы его разрешения на основе уважительного отношения друг к другу. В принципе, так же как и в «Классе», когда классный руководитель мудро говорит, что нельзя через наказание найти путь к сердцу ученика. Очень понравилось, что основная часть фильма проходит в учебном классе на уроке французского языка, что дает в полной мере осознать всю тяжесть выпадаемой учителю задачи привить классу как грамотность по обучаемому предмету, так и уважение к себе, как к учителю. То, что в окончании подростки по опросу учителя вроде ничему особенному не обучились, мало о чем говорит. Так как в фильме не затронута тема, кто эти ребята, откуда они пришли в школу и с какого возраста они начали обучаться в данной школе. http://www.kinopoisk.ru/user/181201/comment/666144/
  • У меня был небольшой опыт преподавания. Честно говоря, это не так легко, как кажется. Завладеть вниманием аудитории сложно, а уж заставить их разбираться в том, что им абсолютно неинтересно, вообще проблематично. Хороший педагог должен создать дружелюбно-доверительные отношения с коллективом, но не теряя при этом свой авторитет. Учитель должен быть внимателен и корректен к ученикам, а также быть всесторонне развитой личностью, ведь часто приходится отвечать на вопросы, касающиеся не только преподаваемой дисциплины, что отлично показано в фильме. http://www.kinopoisk.ru/user/1309084/comment/1244965/
  • Демократизация общества привела к тому, что дети чувствуют себя свободнее, чем раньше, но зато ущемлена свобода учителя, который связан «по рукам и ногам». Что бы он ни делал, как бы он ни ответил ученику, он все равно неправ. Плохо успевающий ученик задает учителю наглый вопрос, а не гомосексуалист ли он? И учитель спокойно воспринимает вопрос и так же спокойно отвечает на него перед всем классом? Если он не станет отвечать на вопрос, то это будет расценено, как признание в нетрадиционной ориентации, а, следовательно, возможно потеря авторитета среди учеников. Ответив на этот вопрос, учитель опять становится заложником ситуации: любые наказания в адрес этого ученика, связанные его плохим поведением и прилежанием, расцениваются всеми как месть за откровенный вопрос. http://www.kinopoisk.ru/user/628178/comment/801249/
  • Гуманизм не объединяет людей, он выродился в механизм потакания индивидуализму и эгоизму в каждом отдельном члене общества, и тем самым лишает человека столь необходимой ему возможности отрешиться от себя, чтобы подняться над эго и ощутить более высокое чувство единения. Безуспешными окажутся попытки учителя, объяснить детям, что нужно п о н я т ь другого, чтобы решить конфликт. Ведь, механизм понимания другого подразумевает, что надо отрешиться от своих интересов, отнестись к ним не слишком серьёзно. А этому гуманизм не учит в принципе. http://www.kinopoisk.ru/user/1263435/comment/1109000/
  • 

Больше всего меня поразила фраза: «я не понимаю, что мы здесь делаем», или же, когда учитель в конце учебного года спросил учеников, что им больше запомнилось за учебный год, и одна ученица ответила «ничего». Именно это я выделил, как главную проблему. Главная задача любого образовательного учреждения — это научить человека думать (не только думать, конечно, но и воспитать его). Именно осознание того для чего это делается приносит колоссальную эффективность любого процесса, в том числе и обучения. Но вбивать в голову ученика знания дисциплины довольно неэффективно. http://www.kinopoisk.ru/user/6596785/comment/2327580/
  • Во-вторых, он затронул очень болезненные вопросы в моей душе. Поднял самые острые темы, над которыми я давно уже сломала голову. Кто-то решил за нас всех, что можно и что нельзя нашим детям. Во что постепенно превращается наше общество, и что будет дальше со всеми нами, когда эти юные дикари, которых сегодня нельзя учить по законам любви, сострадания, взаимопомощи, терпения, искренности и уважения к старшим, повзрослеют? Или кто-то намеренно, хитро и постепенно-незаметно, из поколения в поколение превращает наше общество в то, во что оно превращается? И для чего им это нужно?
    Главное то, что эти дети уже так воспитаны, с рождения. Они уже не видели, как относились к людям, к учителю, их бабушки и дедушки. Они уже не знают, что к человеку можно (и нужно) относиться по-другому. И никто им об этом скорей всего и не скажет. Учителю запрещено, а родителей самих уже воспитали так, что им всё равно. Да и есть ли смысл в разговорах, не подкреплённых жизненными примерами? Они вступают в жизнь с привитыми им звериными понятиями. Это страшно. Это нам видно, что что-то не так, но для них это уже нормально.
    Это страшно.
    Мне пришлось поработать учителем в школе. И этот фильм оставляет за собой то же неприятное, скребущее по сердцу ощущение, какое было и после моих уроков. Здесь показано то, что происходило именно со мной каждый день. http://www.kinopoisk.ru/user/2747967/comment/1745255/
  • Фильм не показывает решение проблем, он показывает то, как они создаются. И в этом случае, конечно, источником проблем является ученик, но виновником распространения проблем является учитель, и главная его вина это нежелание изменить взгляды на жизнь его подопечных. Таким образом, нежелание искать пути решения проблем приводит к уничтожению единиц или целых масс. На мой взгляд, на примере одного класса в этом фильме показана вся сущность человеческого бытия. Ведь нам порой важней выпить чашечку кофе, чем изменить взгляды на жизнь целого поколения. http://www.kinopoisk.ru/user/1478521/comment/1137268/

Сходная проблематика:

  • Господин Лазар (Monsieur Lazhar), реж. Филипп Фалардо, 2011.
  • Держи ритм (Take the Lead), реж. Лиз Фридлендер, 2006.
  • Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), реж. Питер Уир, 1989.
  • Писатели свободы (Freedom Writers), реж. Р. ЛаГравенес, 2007.
  • Последний урок (La journée de la jupe), реж. Жан-Поль Лильенфельд, 2008.
  • Тренер (McFarland, USA), реж. Ники Каро, 2014.
  • Триумф: история Рона Кларка (The Ron Clark Story), реж. Рэнда Хейнс, 2006.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *