КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Жанна Моро: Я родилась со смертельной болезнью, которая называется жизнь.

Уже в пять лет я поняла, что окружающий мир мне не подходит. Я уже тогда хотела отличаться от других.

Я унаследовала некую прозорливость в жизни. Я дитя войны. И быстро поняла природу человека и то, как природа сопротивляется насилию. Я открыла вещи неприятные, отвратительные. Всегда вижу то, что некрасиво, и всегда отдаю приоритет тому, что возвышает.

У меня очень долгая жизнь. Она научила, что есть мелкие события, которым следуешь всю жизнь. Я встречала знаменитых и неизвестных людей, которые давали мне глубинные силы жизни. У меня три составляющие моего бытия: сила, доверие и, невзирая на моменты депрессии, желание существовать достойно.

Все встречи в моей жизни были абсолютно неожиданными. Например, я и представить себе не могла, что буду сниматься в кино. Я, можно сказать, родилась в театре, откуда вынесла строгость к себе и жесткую дисциплину. Когда я работала в «Комеди Франсез», на мои спектакли приходили не только американские и французские агенты по кастингу, но и Орсон Уэллс и Микеланджело Антониони. Они меня увидели и позвали сниматься

Еще в молодости, когда я не играла на сцене, бежала на новые фильмы в маленький парижский кинотеатрик. Между прочим, это я открыла Трюффо фильмы Ингмара Бергмана, до меня он о нем и слышать не слыхивал. Еще он не любил шампанское. Я исправила и этот его недостаток.

Мне повезло — я притягивала замечательных людей. Они увлекались мною. Я для них была чем-то вроде благодатной влаги, способствовавшей всходам. Им импонировало то, что я безраздельно отдавалась в их власть и не умела отвлекаться между дублями.

Я никогда не изменяю только свою роль. Видишь ли, я немало прожила и узнала, я работала с лучшими режиссерами, сценаристами и операторами, у меня огромный опыт и в конце концов я люблю кино. Поэтому я не просто играю, я работаю над фильмом вместе с режиссером. Если, конечно, он меня попросит. Моя роль меня не интересует, и я не собираюсь выпрашивать себе лишнюю сцену, меня интересует только фильм в целом. Я на службе у кино. И если я говорю кому-то, что он талантлив, то никогда не ошибаюсь. И, кстати, Франсуа Озон, безусловно, талантлив.

Я бы не стала утверждать, что нынешние режиссеры хуже или лучше прежних. Они — другие, потому что другим стало кино. Раньше кино было фабрикой грез, теперь стало фабрикой кошмаров. В 60-е годы, когда еще работали Уэллс и Кокто, режиссеры ставили вопрос: что такое любовь, что такое женщина? Теперь мужчины любят мужчин, женщины женщин. Мы выпали из традиции, из-за открытого секса нет места фантазии, а ведь это главное, потому что сексуальная увертюра быстро кончается. Не подумайте, что старуха брюзжит: секс умер и так далее, потому что сама лишена этого. Нет, секс жив во мне, в каждой клетке, в моих воспоминаниях, в желании прикоснуться к коже любимого человека. Даже если его давно нет в живых.

Меня окружают только молодые люди, так уж получается. Я как будто притягиваю к себе молодых актеров и режиссеров. Знакомлюсь с ними на различных фестивалях, где заседаю в жюри. Может быть, они слетаются на меня, потому что чувствуют, что я по-прежнему молода сердцем. Между прочим, когда я познакомилась с Трюффо, он был моложе меня. И Луи Маль — на целых семь лет. Странно об этом думать сейчас, когда ни того ни другого давно уже нет в живых. Но много лет назад и эти великие классики были новичками. А меня всегда интересовали энтузиазм и энергия творчества.
.
Театр — это неиссякаемый источник. Он научил меня самому важному — умению
сосредоточиваться и никогда не зазнаваться

Я ничего не делала, чтобы иметь много денег. Я часто снималась в фильмах, за участие в которых мне вообще не платили. Мне было важно, что они отвечают моему настроению.

Я никогда не делала никаких пластических операций. Возраст не защищает вас от любви, но любовь, до некоторой степени, защищает вас от возраста.

Я живу в гармонии с самой собой. Предпочитаю забывать о чем-то неслучившемся или трагичном. Когда это удается, конечно. Но вот недавно вспомнила об одной несостоявшейся роли, о которой почти забыла. Представляете, я отказалась от главной женской роли в «Спартаке» Стэнли Кубрика, которую сыграла потом Джин Симмонс. Отказалась из-за того, что была дико влюблена в одного человека. Я и до сих пор его люблю… Его имя — Луи Маль, он великий французский режиссер. Я снималась во многих его фильмах, но после картины «Любовники» наши отношения подошли к концу. Он влюбился в другую женщину. Я очень страдала… И еще немного жалею о том, что мне так и не удалось поработать с Бергманом. Возможность такая была, но я не говорила тогда по-английски.

С прошлым нужно уметь вступать во взаимоотношения! Многие ведь живут так, как будто у них нет прошлого, нет корней. У нас, французов, есть выражение — когда любовная связь заканчивается и люди расходятся, мы говорим: «Я начинаю жизнь заново!» Но правда состоит в том, что мы никогда не начинаем жизнь заново, вот ведь в чем дело! Мы продолжаем жить, и, если вы не сделаете выводов из ошибок прошлого, вы рискуете наступить на те же самые грабли! Нужно сказать себе: «Да, я ошиблась, но теперь я ученая, твою мать, и больше со мной этого не повторится!»

Мой отец — француз. Сколько народов захватывали Францию и, естественно, оставляли след на ее культуре? Или на культуре Англии, откуда родом моя мама? А что считать национальной культурой Америки? Нужно сохранять не национальную культуру, а собственную индивидуальность. Мы должны помнить, что мы — часть единого мира. И тогда войн будет меньше.

Старые люди как музеи: их посещают не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся внутри.

Бывает в жизни минута, когда вдруг понимаешь, что ты родилась со смертельной болезнью, которая называется жизнью.

Я никогда не играю саму себя, это было бы бесчестно! Художник — это преображение. Выходить на площадку только для того, чтобы показать себя, — это отвратительно, мать твою, и нечестно! Должен иметь место акт творчества. Я не могу сказать, КАК это происходит, но обязательно должно. Ты должна прийти на площадку абсолютно пустой и наполнить себя тем, что хочет от тебя режиссер. Впрочем, это вовсе не значит, что у меня нет общих черт с героинями, которых я играла. Все они — мои дети, мои создания! У меня более 100 детей, я начала сниматься в 1948 году! Любимых фильмов нет, любимый мой фильм — он всегда в будущем!

Однажды я путешествовала с одним американским журналистом, который сказал: «Только подумать, что вы могли бы стать великой звездой, но никогда к этому не стремились». «Я этого никогда не хотела, — ответила я ему». Не думая о карьере, я шла туда, где было больше приключений».

Невзирая на годы, чувствую себя еще школьницей, и до конца жизни буду сдавать экзамены.

Жанна Моро

Метки: , , ,

2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *