Газовый свет.
Газовый свет (Gaslight), реж. Джордж Кьюкор, 1944.
Вы встречаете человека, страстно влюбляетесь, думаете, что он единственный и неповторимый, но по прошествии времени и совместной жизни, вы понимаете, что все совсем не так, как вы думали, и единственный шанс сохранить свою жизнь и рассудок – мгновенное расставание, но такое уже вряд ли возможно.
Фильм снят по мотивам одноимённой пьесы Пэтрика Хэмильтона, ставившейся в Америке под названием «Улица ангелов» (1938).
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: мужчина-женщина, семья, психическое расстройство, история психиатрии
Мотто: Может быть, ты сходишь с ума?
Круг психологических проблем:
- газлайтинг
- семья
- обман
- ложь
- психологическое насилие
- абьюз
- виктимблейминг
- манипулирование
- забота
- детская травма
- убийство
- доверие
- предчувствие
- унижение
- обвинение
- скандал
- отрицание
- обесценивание
- лабильность эмоций
- созависимость
- садизм
- заложник
- воспоминания
- истерический тип личности
- психическое заболевание
- изоляция
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
Черты характера:
- лицемерие
- нарциссизм
- холодность
- жестокость
- властность
- коварство
- алчность
- истеричность
Эмоциональная парадигма:
- печаль
- страх
- ужас
- отчаяние
- влюбленность
- волнение
- напряжение
- сомнение
- ярость
- раздражение
- истерика
- тревога
Нравственные категории:
- предательство
Символизм, метафоры:
- газовая лампа
- рассвет
- дом
Выразительные средства:
- музыка
- взгляды
- свет-тень
Дополнительные вопросы:
- Почему именно газовая лампа?
- Какие характерные признаки нарциссизма демонстрирует Грегори?
- Найдите фразы Грегори, содержащие абьюз.
Цитаты:
- Ты должна думать о будущем, а не о прошлом.
- Я ждал тебя всю жизнь.
- Узнав тебя, я перестала бояться. Полюбив тебя, я обрела покой.
- Ты должна запомнить: у вашей хозяйки слабое здоровье.
- Ты ведь умеешь терять вещи.
- — Это была долгая ночь…- Она закончилась. Уже светает.
- — Я этого не делала!- Дорогая, ты просто забыла. С тобой что-то не так. Может быть, ты сходишь с ума?
Отзывы:
- Внутренние перерождения героев на протяжении картины вносят поразительные изменения и в их внешний облик (заметьте, без адской эксплуатации гримеров). Он – пылкий и вроде бы безоглядно влюбленный красавец лицом «стареет» лет на десять, обретая во взгляде холодное покровительственное снисхождение, позже – откровенную суровость. Маски долой. Она – юная и искренняя барышня, — становится податливой, любящей женой, позже растерянной, смущенной, зажатой в тиски недоверия к самой себе, наконец, твердой и безжалостной в развязке. Потрясающие метаморфозы.https://www.kinopoisk.ru/user/26586/comment/159449/
- Наблюдая за развитием их отношений, мы видим, как Грегори постепенно порабощает Полу: парализует её волю, отнимает у неё способность анализировать ситуацию, обдумывать свои поступки. Вначале Пола любит своего мужа до самозабвения, затем начинает его бояться, беспрекословно исполняя его волю. Страх, неуверенность в себе, потеря контроля над своими эмоциями, состояние на грани истерики – всё это мы читаем на лице Полы. Напряжение достигает наивысшего предела, когда наступает неожиданная развязка, проясняющая все тайны, срывающая маски, обнажая ужасную истину. https://www.kinopoisk.ru/user/1597692/comment/1325772/
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- Большие глаза (Big Eyes), реж. Тим Бёртон, 2014.
- Дни вина и роз (Days of Wine and Roses), реж. Блейк Эдвардс, 1962.
- Дорога перемен (Revolutionary Road), реж. Сэм Мендес, 2008.
- Елена, реж. Андрей Звягинцев, 2011.
- Молчание ягнят (The Silence of the Lambs), реж. Джонатан Демме, 1990.
- Острые предметы (Sharp Objects), реж. Жан-Марк Валле, 2018.
- Повелитель приливов (The Prince of Tides), реж. Барбара Стрейзанд, 1991.
- Похороните меня за плинтусом, реж. Сергей Снежкин, 2008.
- Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over The Cockoo`s Nest), реж. М.Форман, 1975.
- Пудра (Powder), реж. Виктор Сальва, 1995.
- Шоковый коридор (Shock Corridor), реж. Сэмюэл Фуллер, 1963.