Любите ли вы Брамса?
Любите ли вы Брамса? (Goodbye Again), реж. Анатоль Литвак, 1961.
Любите ли вы Брамся? Любите ли вы меня? Любите ли вы его? Любите ли вы себя? Построение отношений требует ответов на многие вопросы и не только об общих пристрастиях в музыке.
По повести Франсуазы Саган.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: мужчина-женщина, выбор
Мотто: Быстрая езда сохраняет молодость.
Круг психологических проблем:
- любовь
- любовный треугольник
- отношения
- одиночество
- женщина
- флирт
- свобода
- ухаживание
- обман
- несчастье
- счастье
- измена
- осуждение
- расставание
- истероидный тип личности
- фрустрация
- выбор
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
- счастье-несчастье
Черты характера:
- безалаберность
- жизнерадостность
- настойчивость
- оптимизм
- инфантильность
- избалованность
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- страсть
- волнение
- разочарование
- отчужденность
- грусть
- сожаление
- ревность
- симпатия
- злость
- радость
- смущение
- влечение
- удивление
- обреченность
- отчаяние
Нравственные категории:
- ответственность
- ложь
Символизм, метафоры:
- автомобили
- дождь
- часы
- маска
Выразительные средства:
- музыка
Дополнительные вопросы:
- «Быстрая езда сохраняет молодость». В чем смысловая метафоричность этой фразы?
- Почему Пола вышла замуж за Роже?
- Можно ли заразить инфантильностью и почему?
- Роже и Перкинс как антиподы.
Цитаты:
- Люди должны быть вместе по взаимному желанию, а не по принуждению.
- Быстрая езда сохраняет молодость.
- Когда думаешь, что поступки определяются звездами, не чувствуешь за них ответственность.
- Самое ужасное – остаться в одиночестве, лишившись любви.
Отзывы:
- Картина Анатоля Литвака пропитана духом произведения Саган, его табачным дымом и чувством неудовлетворенности. Воздух Парижа осел на его кинопленку, а джаз, столь характерный для «новой волны», перемежается с музыкой Брамса, лейтмотивом проходящей через весь фильм, и будто бы сливаясь воедино, вместе они создают невесомую атмосферу фильма…
Героини Саган всегда курят одну за одной, будто надеясь за сигаретную дымку спрятать свои настоящие чувства, терзающие сомнения… Будто заполнив комнату белым дымом, смогут избежать одиночества. Думаю, они бросят курить, когда станут счастливыми… Жаль, что этого никогда не случится…
В этой картине четко и так болезненно ощутимы границы между возвышенным чувством и низменными искушениями… Право выбора за самим человеком. Так почему же он всегда ошибается? Видимо, ничто не мешает нам быть счастливыми, кроме нас самих. Наших ошибочных суждений, амбиций, направленных в неверное русло, ощущения, что всё изменится само собой. https://www.kinopoisk.ru/user/482690/comment/1215887/ - Любите ли вы Брамса? Этот вопрос задает Филипп Поле в начале развития их отношений. Вопрос относится не сколько к выбору музыки, сколько к сложному жизненному выбору. Кого она любит? Что хочет от жизни?
Пола понимает, что Роже ей не нужен, что он её не любит, но в то же время она не выдерживает осуждения со стороны окружающих по поводу её романа с Филиппом и возвращается к Роже.
Филипп как-то сказал Поле, что человек, пропустивший и не оценивший любовь, обречен на одиночество. Так и произошло с Полой.
Фильм очень глубокий, жизненный, грустный. https://www.kinopoisk.ru/user/1597692/comment/1232575/ - Должно быть, по закону мелодраматического жанра, настоящее хорошее кино или книга о любви непременно оставляют после себя щемящее чувство, тревогу и приятную неудовлетворенность, неудовлетворенность поступками и выбором героев, так как нам зрителям/читателям, виднее. https://www.kinopoisk.ru/user/356616/comment/314682/
- Грустный фильм. Фильм о том, как мы сами отказываемся от своего счастья. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1134040/
- Женщина— существо загадочное и непредсказуемое. Внутренний мир её — это целая вселенная со своей неповторимой природой, со своими законами и желаниями. Чего же хочет женщина? Над этим вопросом ни одно столетие ломают голову классики и современники. Мировое кинематографическое и литературное наследие богато прекрасными работами, раскрывающими или приоткрывающими суть данной проблемы. Кто как не Франсуаза Саган может понять женщину?! Писательница, чья судьба по истине трогательна, печальна и… скандальна! Все её произведения — о любви и одиночестве, о неудовлетворенности жизнью и откровенно-обнажённой реальности. Каждая фраза, написанная Саган, словно отражение её собственного «Я», словно чьё-то хрупкое и безудержное сердце в руках читателя… словно жизнь… Это и есть жизнь!
«Любите ли вы Брамса?» — сильная и беспринципная экранизация романа Саган. Анатолю Литваку удалось практически невозможное. Он снял кино, покадрово отражающее все чувства и эмоции героев — живо и наголо. Во главе картины фигурируют три персонажа, чьи судьбы словно заблудшие неприкаянные души. Трагедии личного характера.
Женщину нужно не просто любить, необходимо доказывать ей свою любовь постоянно или время от времени. Когда Пола разочаровывается в практически сломанных отношениях со своим ухажером Роже, невольно и поначалу сама того не замечая, она увлекается Филиппом. Молодой, симпатичный, веселый Филипп практически сразу покоряет сердце несчастной женщины в возрасте. Лёгкость в отношениях, ухаживания со стороны нового кавалера будто возвращают Полу к жизни, окрашивая её серые будни в яркие краски. «Любите ли вы Брамса?» — спросил Филипп Полу. Возможно, если бы этот вопрос задал кто-нибудь другой, она бы и не вспомнила, что когда-то давно была на его выступлении и наслаждалась музыкой. «Любите ли вы Брамса?», — повторился Филипп в вопросе. «Люблю», — ответила Пола…
Говорят, что очень тяжело отказаться от старых привычек, особенно если привычки вредные. Говорят, что ничто не вечно. Говорят… По мере развития событий фильма, зрителю предстоит понаблюдать за душещипательной драмой, моментами светлой и романтичной, моментами тяжелой, обидной и… до боли в сердце грустной…
Чего же хочет женщина? Посмотрите этот фильм. Возможно, завеса тайны приоткроется для вас хотя бы наполовину. Черно-белое кино подобного рода всегда весьма чарующее и сладкое, открытое и… живое. https://www.kinopoisk.ru/user/984583/comment/1279419/ - Но почему люди так далеки друг от друга как звезды? Почему отношения так сложны? И любовь остается безответной, и мы такие несчастные, когда для счастья только стоит протянуть руку. Ошибки и еще раз ошибки и самого себя не обманешь, о чем свидетельствует финал картины. https://www.kinopoisk.ru/user/1678765/comment/1959550/
Сходная проблематика:
- Бруклин (Brooklyn), реж. Джон Краули, 2015.
- Век Адалин (The Age of Adaline), реж. Ли Толанд Кригер, 2015.
- Влюбленные (Falling in Love), реж. Улу Гросбард, 1984.
- Выбор (The Choice), реж. Росс Кац, 2016.
- Когда Гарри встретил Салли (When Harry met Sally), реж. Р.Райнер, 1998.
- Мужчина и женщина (Un homme et une femme), реж. Клод Лелуш, 1966.
- Прошлой ночью в Нью-Йорке (Last Night), реж. Мэсси Таджедин, 2009.