Ирина Гросс. Кинотерапия: фильмы как лекарство для души.
История способна творить чудеса. И психотерапевты, и режиссеры часто пользуются этим в работе с метафорами, притчами, образами, сказками, мифами, стихами, личными откровениями. Обратная связь с психотерапевтом по запросу клиента также выдается в виде истории. Да и жизни мы учимся через истории… Ну и еще, конечно, на собственном опыте, который, как известно, «сын ошибок трудных».
Однажды во время сеанса, психотерапевт спела мне песню, отражающую суть моего характера. Это точное попадание и помогло мне осознать собственную ситуацию.
Психотерапевт и режиссер, по сути, занимаются одним и тем же — исследуют внутренний мир человека и внешние проявления его переживаний, узнают и раскрывают основные жизненные сюжеты и темы, волнующие человечество. Пытаются постичь жизнь и рассказать о своих открытиях другим.
Но у режиссера, в отличие от психотерапевта, язык богаче, потому что в его арсенале больше возможностей и инструментов.
Режиссер не просто устно передает историю: он создает кинематографическую действительность, используя свет, звук, пространство, движение камеры, объективы, цвет, мизансцены, работу с актерами. Он обеспечивает атмосферу, в которой история работает, воздействует на сознание и подсознание зрителя. Режиссер просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством.
На втором курсе обучения на клинического психолога вместо пары по высшей математике я как-то решила сходить в кинотеатр, и вышла из зала совершенно другим человеком. Это было какое-то оглушительное чувство, как будто меня ударили по голове. Как будто я прозрела, постигнув какую-то правду.
Схожее чувство посетило меня позже, когда я впервые заглянула в глаза своей новорожденной дочери и увидела там нечто невыразимое, о чем принято молчать, а не говорить.
Оглушенность фильмом не проходила еще долго, несколько дней подряд перед глазами всплывали кадры, диалоги, звуки. Это была картина Никиты Михалкова «12», которая открыла мне простую истину: нет ничего страшнее равнодушия. Трудно выделить какой-то отдельный, максимально насыщенный момент. Но, вспоминая монолог Сергея Маковецкого, я до сих пор покрываюсь мурашками.
Может ли фильм стать «личным психотерапевтом?» Ответ очевиден: может. Режиссер умело манипулирует нашим сознанием, заставляя переживать различные состояния в том порядке, которого требует замысел. Захотел — задал зрителю вопрос. Захотел — заставил переживать ужас. Захотел — поставил в неловкую ситуацию. Захотел — рассмешил и внушил жизнелюбие. На то он и творец!
Режиссер транслирует идею через эмоции. Так он помогает зрителю избежать рационализации, отрицания, типичных защит, с которыми сталкивается психотерапевт. Ведь мы просто следим за историей, увлекаясь настолько, что уже трудно переключиться на что-либо другое.
Разве во время просмотра мы думаем о создателе фильма, разве спрашиваем себя: «А можно ли ему доверять»? Нет, режиссер не оставляет нам такой возможности: он просто предлагает нам кусочек жизни в виде фильма. И это становится для нас лекарством.
Вспомним киноленту «Любовь» Михаэля Ханеке. Кроме того, что картина в целом производит сильное впечатление, демонстрируя совершенно непознанную грань любви, в ней есть эпизод, который передает зрителю эмоциональный опыт. Это сцена, где Жан-Луи Трентиньян в роли Жоржа пытается напоить свою больную и умирающую жену Анну (Эммануэль Рива).
Она страдает, а он рядом с ней. У нее нет сил больше жить, она не хочет больше пить, набирает в рот воды и выплевывает. Вдруг он дает ей пощечину, и после она проглатывает оставшуюся во рту воду…
Этот эпизод стоит тысячи слов. Герои любят друг друга и оба пытаются сохранить достоинство в страдании, а пощечина становится актом любви. Эта сцена научила меня принимать «пощечины» с благодарностью и давать их в ответ, потому что иногда человеку необходима именно она. Не та, что унижает или оскорбляет, а та, которая ставит на место и отрезвляет. Она призвана не ранить, а пробудить ото сна.
Погружая зрителя в сюжет, режиссер заставляет сопереживать, смеяться и плакать, ждать благоприятного исхода. Дает возможность вместе с героем испытать разнообразную гамму чувств. И после просмотра действительно хорошего фильма мы еще долго ощущаем его воздействие: думаем над сюжетом, анализируем, ищем ответы… Именно такие фильмы меняют наше сознание.
Воспользуется ли зритель этой возможностью? Это зависит только от него.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Психотерапевтический диалог с фильмом происходит благодаря двум механизмам:
- Проекция: психический механизм, при котором зритель приписывает киноистории актуальное для него значение, придает ей свои собственные смыслы.
- Идентификация: зритель ставит себя на место героя, вместе с ним проживая историю или, наоборот, противопоставляя себя ему.
Обычно в кино нам нравятся те герои, что соответствуют нашим идеалам и ценностям, воплощают наши собственные мечты. А противопоставляем мы себя тем героям, которые воплощают нашу непризнанную темную часть (то, что Юнг называл Тенью).
Более семи лет я вела кинотерапию: мы собирались группой, чтобы посмотреть фильм, а после отвечали на один простой вопрос: «О чем этот фильм — для вас?» Ответы всегда меня поражали. Фильм мы смотрели один, но каждый видел свое кино. Поэтому, когда мы делимся впечатлениями, на самом деле мы неосознанно говорим о себе и своих проблемах.
Фильм «Паразиты» Пона Джун Хо рассказал мне о том, что у людей есть две основные проблемы. Денег либо слишком много, либо слишком мало. Такова несправедливость бытия, выходом из которой может быть умеренность. После просмотра этого фильма я стала учиться скромности в желаниях и чувствах. Это трудно, особенно когда ты жадная и тщеславная, но такие истории вдохновляют.
Чтобы фильм работал как терапия, перед просмотром спросите себя:
- О чем я сейчас переживаю?
- Какая тема меня волнует?
- Какой опыт мне сейчас важно прожить?
- Какой опыт помог бы мне решить мой вопрос?
Ответив на эти вопросы, смело отправляйтесь на поиски фильма, который освещает вашу тему. Среди кинематографического разнообразия вы найдете то, что нужно именно вам.
После просмотра задайте себе следующие вопросы:
- Какие моменты из фильма затронули меня эмоционально сильнее остальных?
- Кому из героев я сочувствовал?
- Какое решение я бы предложил на месте режиссера?
- Ответы вас удивят.