Интерстеллар.
Интерстеллар (Interstellar), реж. Кристофер Нолан, 2014.
Вы – любящий отец, перед которым встает трудный моральный выбор: остаться с детьми или покинуть их навсегда, чтобы исполнить свой долг. Вы – любящая дочь, которая не понимает, не прощает и не принимает поступок отца, возможно ли обрести смирение?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: детская травма, преодоление, выбор, семья
Мотто:
- Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями своих детей.
- Любовь— единственное, что способно противостоять пространству и времени.
Круг психологических проблем:
- семья
- катастрофа
- преодоление
- неизвестность
- смирение
- прощение
- любовь
- горизонт событий
- выбор
- инстинкт самосохранения
- сочувствие
- самопожертвование
- страх смерти
- необратимость
- вера
- надежда
- травма
- миссия
- достижение цели
- экология
- взаимопонимание
Системы отношений:
- дочь-отец
- человек-человек
Черты характера:
- мужество
- трусость
- смелость
Эмоциональная парадигма:
- страх
- обида
- возмущение
Нравственные категории:
- ответственность
- гуманизм
- предательство
- необходимость
- эгоизм
- долг
Символизм, метафоры:
- дом
- часы
- книги
- кукуруза
Выразительные средства:
- спецэффекты
- музыка
- дидактичность
- пафосность
Дополнительные вопросы:
- Есть ли у героев выбор?
- При каких условиях возможно достижение взаимопонимания и принятия?
Цитаты:
- Раньше мы смотрели в небо и искали свое место среди звезд, а теперь ковыряемся в грязи.
- Я всегда хотел летать. Я чувствую, что рожден для этого. Меня тянет в космос.
- Не давай обещаний, которых не сможешь сдержать.
- Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями своих детей.
- — Ты мог ей сказать, что спасаешь мир. – Нет, когда родились мои дети, я понял, что хочу, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Я не мог им сказать, что скоро конец света.
- — Я не боюсь смерти, я ведь старый физик. Я боюсь времени.
- Шагнув во Вселенную, мы должны понять, что межзвездные путешествия требуют от нас смотреть дальше отведенной нам жизни. Мы должны мыслить не как индивидуумы, но как биологический вид.
- — Раз я говорю, что любовь – это не выдумка человечества, это осязаемая величина, это сила, это должно что-то значить. – Любовь имеет значение, да. Общественная польза, социальные связи, воспитание детей… — Мы любим людей, которые умерли, — какая в этом общественная польза? -–Никакой. – Может быть, любовь – это нечто большее, что мы не в силах пока осознать? Может быть, это свидетельство чего-то… артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии постичь, и меня тянет через всю Вселенную к человеку, которого я не видела десять лет и который, возможно, уже мертв. Любовь – это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства. Может быть, нам следует довериться ей, даже если мы не понимаем ее сути?
- — Почему он не сказал всем? – Потому что он знал, как тяжело будет заставить людей работать вместе, чтобы спасти весь вид, а не их самих и не их детей. – Это бред. – Вы бы не полетели сюда, если бы знали, что их не спасти. Эволюция пока не в силах преодолеть этот простой барьер. Мы готовы жертвовать собой искренне, беззаветно ради тех, кого мы знаем. Но наше сочувствие не распространяется на чужих людей.
- — Это ложь, чудовищная ложь! – Да, и это непростительно. И он знал это. Он истребил в себе человечность, чтобы спасти все человечество. Он совершил невероятную жертву.
- Потребность в человеческом обществе очень сильна. Это чувство делает нас людьми, и его нельзя недооценивать.
- Наш инстинкт самосохранения – величайший источник вдохновения.
- — Это невозможно! – Это необходимо.
Отзывы:
- В «Интерстелларе» показываются и обыкновенные людские страсти, то, как перед лицом исчезновения всего рода человеческого люди всё ещё сохраняют свой эгоизм и всё ещё не готовы сплотиться со своими напарниками по несчастью. Они всё так же, как и раньше, идут на обман и легко жертвуют чужими жизнями ради собственного благополучия. Фильм рассказывает зрителям о том, что любовь – это великая сила, столь же значимая, сколь гравитация. Порой действительно стоит послушать зов своего сердца вместо того, чтобы пытаться найти логическое объяснение и решение всего на свете. Эта сила является ключом к спасению человечества, но люди не могут принять этого даже тогда, когда им это скажет. «Интерстеллар» повествует о том, что человек сам творит своё будущее, и всё, что случается с ним, происходит только из-за него самого. Не нужно списывать различные события на других людей, на природные явления или на неведомых существ с других планет. Люди забывают о том, что их реальность – это отражение их внутреннего мира и их решений и поступков. Фильм также ставит вопрос о том, что именно человек должен выбрать судьбу всего человечества или отдельных людей. http://www.newlookmedia.ru/?p=39777 ·
- Отъезд отца становится серьёзной травмой для дочери, для которой впоследствии эти переживания становятся фактически определяющими в её деятельности. Вообще, если весь фильм интерпретировать с перспективы Мёрф, то получается занятная картина. Обидевшись на бросившего её отца, подсознательно она хочет его оправдать, убеждая себя в его незримой помощи её трудам и ища ответы на свои вопросы из раза в раз в детской комнате и воспоминаниях. Если же считать главным протагонистом Купера (что, вроде как, подразумевается), то возникает немало вопросов о каузальности событий картины, да и финальное разрешение вопроса о том, кто же помогал (и помогал ли?) человечеству, не всем придется по душе. http://www.newlookmedia.ru/?p=39319
- Космическая опера оборачивается историей об отце и дочери, неспособных пережить расставание. Это, несомненно, трогательно, и многие согласятся с тем, что ради великого чувства стоило громоздить грандиозную эпопею, сияющую раздражающим совершенством формы и содержания. Но этот резкий рывок с небес на землю разом убивает всю красоту — и, что самое важное, делает зловещую вселенную «Интерстеллара» безопасной. Холодная бесконечность космоса может быть какой угодно, но только не уютной, любовь спасет мир, но космос — это страшно: ощущение защищенности, неизбежности счастливого финала чревато разрушением иллюзии пугающей бесконечности. Герои «Интерстеллара» статичны — их не меняют ни годы, ни расстояния, ни испытания — почти за три часа экранного времени и сто с лишним лет внутри фильма они остались в той же точке, откуда начинали, потому что Нолан доходчиво наделил их одним-единственным качеством: способностью пронести свою любовь через все на свете. Отправляя зрителя в межгалактический вояж, можно ожидать его где угодно и каким угодно — измененным, убитым, превращенным в компьютер, расщепленным на атомы, — но трудно не испытывать обиду после того как тебя протащили через вселенную ради того, чтобы засунуть за шкаф. http://www.kommersant.ru/doc/2601596
- Ведь в конечном счете «Интерстеллар» — не только научная фантастика, но и поколенческая семейная драма. Пока отцы бороздят космос, из-за парадоксов времени оставаясь вечно молодыми, дети проживают на умирающей Земле бессмысленные в своей банальности жизни, самой яркой и больной точкой которых было расставание. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/interstellar-kristofer-nolan-vyhodit-v-astral/
- Заслонившись и от слепящего своей запредельностью пятого измерения остатками здравого смысла, можно разглядеть несложный месседж «Интерстеллара»: если кто-то не знал или забыл, что делает нас людьми, то вот, пожалуйста, Кристофер Нолан популярно объясняет — надо любить своих близких, тогда и дальний космос ответит тебе взаимностью, позволит взбороздить его и засеять кукурузой. http://kommersant.ru/doc/2603302
- Но при всей чрезмерной загруженности фильма философскими рассуждениями и физической терминологией режиссер ни на минуту не забывает о двух важных вещах. Первое: желании быть понятым. Поэтому фильм— головокружительный аттракцион, в котором популяризаторская философия и квантовая физика переведены на язык комикса. Второе, не менее существенное желание — быть любимым. Визионерское межгалактическое кинопутешествие «Интерстеллар» — самое романтическое и поэтическое кино Нолана, повествующее о тонкой и столь же бесконечной, как космос, материи — отношениях близких. О взаимодействии полярных субстанций Инь и Янь в противоречивом внутреннем «я» героев. О недостижимой гармонии противоположностей: разум и чувство. http://www.novayagazeta.ru/arts/65968.html
- А, самое главное, это то, что всем показывается, как светилы науки и астронавты ведут себя как персонажи из дешевой мелодрамы или точно так же, как вела бы себя целевая аудитория фильма — как эмоциональные и недалекие люди. К сожалению, нельзя описать это без спойлеров, поэтому просто ограничусь следующим вопросом/тестом:
Вы — видный ученый, астрофизик, человек математического склада ума который понимает как важно людям найти себе второй дом в самом ближайшем будущем. В вашем детстве, ваш очень близкий человек, решил, что будущее планеты и вас в том же числе важнее чем прожить рядом с вами и смотреть как задыхаются ваши дети (его внуки), спустя много лет вы вышли с ним на связь, что вы ему скажете:
Я горд что ты пожертвовал собой ради будущего,
2. Ты сукин сын, я тебя ненавижу, ты меня бросил,
3. Я теперь понимаю глубину проблемы, и хоть, мне и больно, я понимаю почему ты так поступил.
Если вы выбрали ответ N2 — то идите на фильм прямо сейчас, он вам понравится. https://www.kinopoisk.ru/user/5167889/comment/2142786/
Сходная проблематика:
- Быть Флинном (Being Flynn), реж. Пол Вайц, 2011.
- Джон Кью (John Q), реж. Ник Кассаветис, 2002.
- Дикая природа Джеймса (All the Wilderness), реж. Майкл Джонсон, 2014.
- Дитя Человеческое (Children Of Men), реж. Альфонсо Куарон, 2006.
- Осенняя соната (Höstsonaten), реж. Ингмар Бергман, 1978.
- Судья (The Judge), реж. Дэвид Добкин, 2014.
Dylan Thomas, 1914 — 1953
Do not go gentle into that good night,
Old age should burn and rave at close of day;
Rage, rage against the dying of the light.
Though wise men at their end know dark is right,
Because their words had forked no lightning they
Do not go gentle into that good night.
Good men, the last wave by, crying how bright
Their frail deeds might have danced in a green bay,
Rage, rage against the dying of the light.
Wild men who caught and sang the sun in flight,
And learn, too late, they grieved it on its way,
Do not go gentle into that good night.
Grave men, near death, who see with blinding sight
Blind eyes could blaze like meteors and be gay,
Rage, rage against the dying of the light.
And you, my father, there on the sad height,
Curse, bless, me now with your fierce tears, I pray.
Do not go gentle into that good night.
Rage, rage against the dying of the light.
***
Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету своему!
Хоть мудрый знает – не осилишь тьму
Во мгле словами не зажжёшь лучей –
Не уходи безропотно во тьму,
Хоть добрый видит: не сберечь ему
Живую зелень юности своей,
Не дай погаснуть свету своему.
А ты, хватавший солнце налету,
Воспевший свет, узнай к закату дней,
Что не уйдёшь безропотно во тьму!
Суровый видит: смерть идёт к нему
Метеоритным отсветом огней,
Не дай погаснуть свету своему!
Отец, с высот проклятий и скорбей
Благослови всей яростью твоей –
Не уходи безропотно во тьму!
Не дай погаснуть свету своему!
***
Не следуй мирно в даль, где света нет,
Пусть гневом встретит старость свой конец.
Бунтуй, бунтуй, когда слабеет свет.
Хоть знают мудрецы, что тьма – ответ
На свет всех слов, не следует мудрец
Безропотно туда, где света нет.
И праведник, сдержавший свой обет
Нести добро как солнечный венец,
Рыдает зло, когда слабеет свет.
Дикарь, свободный человек, поэт,
Прекрасного певец, лучей ловец,
Не побредет туда, где света нет.
Увидев перед смертью рой комет
Сквозь слепоту всех лет былых, слепец
Бунтует, если угасает свет.
Ты не на склоне – на вершине лет.
Встреть гневом смерть, прошу тебя, отец.
Не следуй мирно в даль, где света нет.
Бунтуй, бунтуй, когда слабеет свет.
***
Не гасни, уходя во мрак ночной.
Пусть вспыхнет старость заревом заката.
Встань против тьмы, сдавившей свет земной.
Мудрец твердит: ночь — праведный покой,
Не став при жизни молнией крылатой.
Не гасни, уходя во мрак ночной.
Глупец, побитый штормовой волной,
Как в тихой бухте — рад, что в смерть упрятан…
Встань против тьмы, сдавившей свет земной.
Подлец, желавший солнце скрыть стеной,
Скулит, когда приходит ночь расплаты.
Не гасни, уходя во мрак ночной.
Слепец прозреет в миг последний свой:
Ведь были звёзды-радуги когда-то…
Встань против тьмы, сдавившей свет земной.
Отец, ты — перед чёрной крутизной.
От слёз всё в мире солоно и свято.
Не гасни, уходя во мрак ночной.
Встань против тьмы, сдавившей свет земной.