Когда деревья были большими.
Когда деревья были большими, реж. Лев Кулиджанов, 1961.
А что бы сделали вы, оставшись в полном одиночестве и погибая от тоски? Как бы вы смогли вернуть себе счастье? И почему усыновлять можно только маленьких детей, а как быть с большими или вообще с родителями?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: субпассионарность, алкоголизм, бездетность, человек-человек
Мотто: Счастье приходит постепенно.
Круг психологических проблем:
- маленький человек
- субпассионарность
- неудачник
- алкоголизм
- одиночество
- усыновление
- сиротство
- выбор
- семья
- афера
- обман
- мечта
- подлог
- счастье
- трансформация
- война
Системы отношений:
- отец-дочь
- человек-война
- человек-человек
- правда-ложь
Черты характера:
- доброта
- добродушие
- жизнелюбие
- лень
- трудолюбие
- искренность
- наивность
Эмоциональная парадигма:
- печаль
- влюбленность
- ревность
- смущение
- угрызения совести
- неловкость
Нравственные категории:
- честность
- совесть
Символизм, метафоры:
- отражение
- гроза
- поезд
- паром
Выразительные средства:
- пейзажи
Дополнительные вопросы:
- В чем могут заключаться причины алкоголизма Иорданова?
- Сходства в характерах Иорданова и Наташи.
- Почему Наташа поверила Иорданову?
Цитаты:
- Вот не везет и все. Полоса такая. Как во сне живешь, ей-богу.
- — Одинокий небось? – Как сторож на посту.
- На аферу надо идти с выгодой.
- — Что, с сердцем плохо? — Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а щас жмет как-то.
- — Плохо, когда человеку все сразу приходит. – Что? – Счастье. – А как оно должно приходить? – Постепенно.
Отзывы:
- Фильм добрый и легкий о вечном, такой фильм можно пересматривать бесконечно и не переставать удивляться завораживающей актерской игре, злободневности проблемы, поднятой в фильме и просто для души. https://www.kinopoisk.ru/user/359652/comment/421290/
- Конечно, колхоз как социум показан немного бедно, но, тем не менее, всё-таки фильм — это личная драма. Личная драма о муках, об постоянном угрызении совести, и как результат о прощении. Шедеврально сделанная последняя сцена это гимн тому, что за все грехи, какими бы они не были бы, если человек раскаялся, следует прощение.
А что же значит название «Когда деревья были большими»? Главная героиня вспоминая своё детство, говорила, что помнит, что деревья были большими. Если фильм о прощении, об искуплении грехов, то тогда, возможно, время, когда деревья были большими, и есть тот алтарь чистоты и святости, ведь малые дети чисты и невинны…
В итоге и Кузьма Кузьмич остался в выигрыше, так как перевоспитался, стал другим человеком, и Наташа оказалась в выигрыше, так как наконец-то нашла близкого себе человека. Все счастливы, так может это и правильно стояло бы пойти на обман, ради такого, искреннего счастья? https://www.kinopoisk.ru/user/363522/comment/859231/ - Идея сама по себе довольно банальна, но снята столь красиво, живо и динамично! Кулиджанов создал шедевр на стыке сентиментальности и реализма, он то топит зрителя в волне чувств, то разбивает о суровую реальность, то просто отпускает в свободное падение… https://www.kinopoisk.ru/user/1277819/comment/1469481/
- Он прошел войну, прошел не без славы, имел профессию, потом потерял жену… потом расхотел жить. Что-то от него еще хотело государство, общественность, говорили ему — работай давай, рано тебе в гроб, а он уже не мог, что-то сломалось. Случайные подработки, немного денег, выпить вина — на другое не сил, не желания. Ну, понятно. Разочарование в жизни, неимение сил начинать заново… ну не все же герои, не каждый стиснет зубы и заново пойдет строить жизнь, которой осталось-то уже не так много, да и было бы ради чего стараться. https://www.kinopoisk.ru/user/458111/comment/535173/
- О любви, снова о любви говорит нам Кулиджанов, но говорит не жеманясь, открывая глаза на правду мира — лишь на частицу, которой, однако ж, достаточно, чтобы вызвать бурю не на экране, а в душе, а ведь это — самое важное. Фильм заставляет верить не в искусно выдуманный миф, а лишь в реальную жизнь со всеми ее перипетиями, ведущими не только к счастью, хотя и к нему — непременно. https://www.kinopoisk.ru/user/6568996/comment/2480747/
- Замечательное кино о том, как вера в человека, чистота и искренность могут вылечить больную душу и вернуть утраченное достоинство. Немного смешно, драматично, романтично, человечно. https://www.kinopoisk.ru/user/14186951/comment/2604918/
Сходная проблематика:
- Вдаль уплывают облака (Kauas pilvet karkaavat), реж. Аки Каурисмяки, 1996.
- Друг, реж. Леонид Квинихидзе, 1987.
- Прах Анджелы (Angela’s Ashes), реж. Алан Паркер, 1999.
- Пути и путы (Rails & Ties), реж. Элисон Иствуд, 2007.
- Чертополох (Ironweed), реж. Гектор Бабенко, 1987.