Гавр.
В программу кинотерапии по теме Эмиграция-иммиграция
Гавр (Le Havre), реж. Аки Каурисмяки, 2011.
Чудеса случаются, но не в вашем квартале? Но что нужно для того, чтобы чудо произошло именно с вами и в вашем квартале? Сказка о нашем времени, добрых людях и нелегальных иммигрантах.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, взаимопомощь, социальная драма, притча
Мотто: Тому, кто не существует, тому трудно говорить.
Круг психологических проблем:
- иммиграция
- нелегальная иммиграция
- беженство
- стереотипы
- предрассудки
- взаимопомощь
- дружба
- доверие
- одиночество
- бедность
- маленький человек
- субпассионарий
- неудачник
- унижение
- надежда
- забота
- тяжелое заболевание
- рак
- смирение
- социальная драма
- правонарушение
- выбор
- гуманизм
- притча
- счастье
- чудо
- выход
- ксенофобия
- любовь
Системы отношений:
- муж-жена
- отец-сын
- личность-система
Черты характера:
- порядочность
- интеллигентность
- скромность
- оптимизм
- доброта
- простодушие
- доброжелательность
- дружелюбность
Эмоциональная парадигма:
- сострадание
- безнадежность
- спокойствие
- скупость эмоций
- удовлетворенность
- радость
- равнодушие
Нравственные категории:
- милосердие
- добро
Символизм, метафоры:
- платье
- трюм
- ботинки
- Гавр по-французски означает «тихая гавань, убежище».
- вишня
- профессия героя
Выразительные средства:
- цвет
- юмор
- статичные кадры
- минимализм
- музыка
- несоответствие времени и интерьеров
Дополнительные вопросы:
Цитаты:
- — Твой счет длиннее, чем река Конго. – Это потому что я твой лучший клиент.
- Иностранцам клошары кажутся гораздо более романтичными, чем нам, французам.
- Тому, кто не существует, тому трудно говорить.
- — Так, значит, нет никакой надежды? – Чудеса случаются. – Только не в моем квартале.
- Есть и лучшие профессии, но это самая близкая к людям, не считая священника, и последняя, которая хранит уважение к Нагорной проповеди.
Отзывы:
- После просмотра, фильм оставляет очень позитивный настрой и заставляет зрителя хотя бы на некоторое время поверить, что может произойти чудо, и даже не одно. Так что пусть это оптимистическая сказка с тонким юмором, но хочется верить, что где-то действительно существует город без плохих людей, где человечность может победить бюрократическую систему. https://www.kinopoisk.ru/user/90794/comment/1382138/
- Предложив такой гипер добрый финал Каурисмяки как раз и подчеркнул то насколько реальность далека от сказки. На это внимание он обращает в каждой детали фильма. И даже беженцы в только что открытом контейнере не выглядят грязными и забитыми как мы привыкли видеть в новостях, а вполне опрятными, образованными, знающими что им нужно, не униженными. Безусловно, это снова социально-политический фильм, просто снятый в непривычной для режиссера форме сказки-притчи, но с привычной тонкой иронией, предлагающий людям одуматься. https://www.kinopoisk.ru/user/1628913/comment/1462883/
- Благодарность за фильм, который предостерегает от заглатывания суррогата. Напоминающий, что Быть — Человеком, Стать — Настоящей Личностью, это серьёзная работа над собой. Работа, именно труд… А не кайф всепоглощающей лени, которая приводит к деградации ума, совести, потери достоинства, к движению назад, к регрессу. К желанию только потреблять…
Фильм показывает, у каждого в жизни свой путь, и этот Свой путь необходимо найти, необходимо искать.
Фильм — притча. Найдя СВОЮ Дорогу, Счастлив Человек. Чудо случается. И Благо, Благость Обязательно приходит к Человеку… https://www.kinopoisk.ru/user/2422208/comment/1654236/ - В фильме происходит множество разных чудес, но главное чудо — сами люди, которые словно задались целью опровергнуть ваше (наверняка сформировавшееся) плохое мнение о человечестве. Все они соседи: покупают в одних и тех же лавках овощи, мясо и фрукты (иногда столь экзотические, как ананас), посещают один и тот же бар. Они все знают о личных делах друг друга, но вместо зависти и сплетен проявляют самое искреннее сочувствие и самоотверженность. А когда в округе появляется гонимый чернокожий парнишка, начинается просто эпидемия тотальной благотворительности: мальчика укрывают от полиции, собирают для него немалую сумму из последних сбережений. И это во Франции, стране с давней традицией колониальной ксенофобии и триумфальным шествием по политической арене Марин Ле Пен! http://www.kommersant.ru/doc/1968221
- Замечательно, что политика входит в «Гавр» на правах эстетики. Ретроантураж, изысканная стилизация, цитатность, ирония и сказочный сюжет позволяют Аки Каурисмяки выстроить альтернативное, насквозь фантазийное пространство социальной справедливости, возможное только в кино. И в этом смысле «Гавр» совершенно не сентиментален: он не столько о вере в солидарность и доброту простых людей, сколько об утопичности этой веры. Чудеса случаются в бедном квартале, но лишь благодаря волшебной силе киноискусства. Все будет хорошо, потому что в реальности обычно бывает иначе.
Но диалектика «Гавра» в том, что реальность еще не вся правда о мире. В утопии, которую показывает Аки Каурисмяки, правды не меньше, а может, и больше. Потому что это правда не того, что есть, а того, что должно быть. Простая, цельная и настолько художественно убедительная, что не нуждается в дополнительных доказательствах. Это прекрасно знает чистильщик обуви Марсель Маркс, который в другом французском фильме Каурисмяки – «Жизни богемы» (1992) был писателем. На вопрос одного из персонажей «Гавра»: «Почему я должен тебе верить» – он отвечает просто: «Потому что у меня глаза голубые». http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2012/06/21/uyutnaya_gavan_dlya_dobryh_lyudej
- Слово «утопия» означает «нет такого места». Как же нету, вот оно: Гавр Аки Каурисмяки – город постаревшего солнца, новая Атлантида, то самое место, где пролетарии всех стран соединяются и идут вместе выпить. В этой старомодно-добродушной утопии простые рабочие люди уважают друг друга, лавочники милосердны, дети находят родителей, старые рокеры собирают полные залы, смертельно больные выздоравливают, а полицейский ходит с ананасом. Таким видят мир только дети, старики и большие режиссеры: злодеи – условны, вера в чудо – не так уж и наивна, а люди делятся на хороших и плохих, а не на легальных и нелегальных иммигрантов. https://www.film.ru/articles/zhizneutverzhdayushchaya-istoriya-o-tom-chto-chelovek-cheloveku-drug
- Внешне «Гавр» — это сказка. С простодушной моралью: сделай добро ближнему, и оно вернется тебе сторицей. Помоги слабому, и сам станешь сильнее. Возлюби того, кому еще хуже, чем тебе, и получишь любовь в ответ. Простые формулы, которые меланхолик Каурисмяки оживляет с убийственной, пронзительной иронией.
Конечно, только очень ленивый зритель может поверить в хеппи-энд «Гавра», который здесь знак того, что в жизни хеппи-эндов не бывает. Добро не возвращается. Сильным ты не станешь никогда. Любовь тоже не спасешь и вообще не получишь. Но разве это повод не делать добро, не любить, не помогать слабому? Не повод ни разу. http://rusrep.ru/article/2012/06/13/skszka/
- Насыщают прозрачный морской воздух «Гавра» упоительные эпизоды. Например, такие. Мальчишку за руку схватил доносчик в ожидании полиции, но рука (крупным планом) защитника, друга Марселя, скрытого вьетнамца и китайца по ID, внезапно и волшебным образом останавливает единственного в этой среде предателя. Вот Марсель чистит у собора туфли пасторам в сутанах, курящим и болтающим — обсуждающим эпизод из Евангелия, кажется, от Луки, ровно столь же обыденно, весело, увлеченно, как клиентки булочницы какие-то сплетни. Вот, наконец, товарки Арлетти, булочница и барменша, ублажают в больнице слабеющую домохозяйку чтением… Кафки! А вот фрагмент текста, под который Арлетти засыпает: «И люди же там! Представьте, никогда не спят. — А почему не спят? — Они не устают! — А почему не устают? — Потому что дураки. — А разве дураки не устают? — А с чего дуракам уставать?» (Так в русском переводе Р.Гальперина.) В субтитрах же вместо слова «дураки» было написано «безумные», но те и другие вдруг на воздушном каком-то мосту сходятся с персонажами «Гавра», неустанным сообществом «дураков». А рассказ (я полезла в Интернет, чтобы его найти) называется «Дети на дороге» (1913); он о том, как сельские дети воображают себе город, в котором никогда не бывали. Точно также уже нет нигде, кроме как в сюр-сверх-реальном экранном пространстве «Гавра», надежды на гуманизм. Поэтому «фестивальный» сюжет о несчастных африканских беженцах, устремленных в Европу, Каурисмяки выводит из любых — политкорректных или антилиберальных — клише и погружает в якобы клише жанра, который здесь играет подрывную роль. Выдумав нереальный фильм, наградив героев солидарностью и жертвенностью, цветущим вишневым деревом, Каурисмяки сделал свой самый отчаянный фильм об отчаянии. Кажется, что «на костях» банальности. Но ничего, включая артистичное исцеление Арлетти или счастливое спасение африканца, банального в «Гавре» нет. Эти хэппи-энды — сон режиссера, знающего про кошмар реальности не по сводкам с конгрессов здравомыслящих интеллектуалов или участников еврокомиссий по проблемам беженцев. Эти трагические в своей откровенной фикции финалы, хоть и овеянные чаплиновской щемящестью (щенячестью), -— безутешный оммаж Каурисямки только киноиллюзии. Других не осталось. http://kinoart.ru/blogs/havre-review2
Сходная проблематика:
- Адамовы яблоки (Adams æbler), реж. Андерс Томас Йенсен, 2005.
- Без имени (Sin nombre), реж. Кэри Фукунага, 2009.
- Дамы в лиловом (Ladies in Lavender), реж. Чарльз Дэнс, 2004.
- Двое в городе (Deux hommes dans la ville), реж. Жозе Джованни, 1973.
- Девушка на мосту (La fille sur le pont), реж. Патрис Леконт, 1997.
- Диалог с моим садовником (Dialogue avec mon jardinier), реж. Жан Бекер, 2007.
- Его зовут Самба (Samba), реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано, 2014.
- Заплати другому (Pay It Forward), реж. Мими Ледер, 2000.
- Игрушка (Le jouet), реж. Ф.Вебер, 1976.
- Лиля навсегда (Lilja 4-ever), реж. Лукас Мудиссон, 2002.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Невидимые дети (All the Invisible Children), реж. М.Шареф, Э.Кустурица, Спайк Ли и др., 2005.
- Последнее пристанище (Last Resort), реж. Павел Павликовский, 2000.
- Чистый лист (La tête en friche), реж. Жан Бекер, 2010.