Ирина Соловьева. Культ героя.
На экраны выходит новая, шестая часть эпопеи об отряде «Миссия невыполнима» с Томом Крузом в главной роли. Эпопеи, которая продолжается уже 22 года и имеет огромный успех у зрителей.
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ, В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ
Киноискусство – отображение времени. На экране сменились роковые красавицы, одинокие ковбои, советские ударники труда… И в современном кинематографе прочно воцарился культ героя, причем даже не просто «героя», а «мегагероя» – сверхчеловека, обладающего необычными способностями.
Мегагерой в огне не горит, в воде не тонет, в одиночку побеждает полчища негодяев, с ним не может произойти ничего плохого, и в конце фильма зрителей неминуемо ждет хеппи-энд. А значит, такой запрос у нашего времени, зрителям нужен сверхчеловек и герой – такой, как, к примеру, Итон Хант, персонаж Тома Круза. Почему?
ГЕРОИ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА
Если все хорошо, светит солнышко, можно безмятежно качаться в гамаке на берегу моря, герой без надобности. Он нужен тогда, когда появляется опасность: надвигается цунами, пираты высаживаются на берег, крокодил-мутант охотится на мирных пляжников.
Герой выполняет защитную функцию, и потребность в герое говорит о высоком уровне тревожности, небезопасности.
Герой соотносится с архетипом Воина – это воин-защитник, всегда готовый прийти на помощь. Он дает большее чувство защищенности, чем воин: воин может оказаться неудачником, трусом, проиграть сражение. Воин не дает никаких гарантий, с ним не так безопасно. А вот «герой» обязан совершить подвиг и оказаться победителем, с ним спокойнее и надежнее.
Если зрителю нужен не Воин, а Герой, значит его бессознательный уровень базовой безопасности в мире низок, а вот уровень тревоги – высок.
Современная жизнь содержит парадокс. С одной стороны, человек защищен гораздо лучше, чем раньше: юридическими законами, развитием медицины, комфортом цивилизации. Наши предки и мечтать не могли о временах, когда за углом тебя не поджидает саблезубый тигр, инквизиция упразднена, врач лечит лекарствами, а не плясками с бубном и в городе не свирепствует бубонная чума.
С другой стороны, субъективный уровень ощущения небезопасности крайне высок. Это связано с рядом причин.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ?
1. Древний человек считал себя и свое племя центром мира. Это инфантильный эгоцентризм: мир вращается вокруг меня и обеспечивает мои потребности. А современный цивилизованный человек осознает всю свою ничтожность и уязвимость в масштабах Вселенной.
2. В традиционном обществе сильны не просто семейные, а родовые связи. Каждый член семьи является важной частью целой системы, и он ею защищен. У всех примитивных народов есть культ предков в той или иной форме. Это ощущение принадлежности и защиты дает безопасность, даже если по факту она довольно иллюзорна.
3. А в современном мире происходит распад родовых и семейных систем. Связь с предками и их значение теряются, даже институт брака переживает кризис: все больше разводов и одиночек. И тогда человек оказывается один на один с этим большим и страшным миром. Он уже сам за себя, род и семья за него не вступятся.
4. Конфликты и войны были всегда, вот только масштаб меняется. Нельзя сравнить войну, ведущуюся каменными топорами и ядерным оружием. Современный человек понимает всю опасность и фатальность конфликта между ядерными державами. Страх атомной войны – один из страхов нашего времени. И он глобален. Мелкомасштабные войны оставляют шанс для побега в зону безопасности. В случае ядерной войны на всей планете такого места уже не будет.
5. Раньше войны оставляли надежду на выживание потомства. Солдат, идущий на войну, понимал, что защищает детей, неважно, своих или чужих, – он сохраняет следующее поколение. В случае крупномасштабного военного конфликта нашего времени под угрозой окажется все человечество. Можно об этом не думать, но знание об этом есть, и оно на нас влияет.
6. Раньше новости узнавали на рынке или от соседей, и это были более разнообразные новости: и позитив, и негатив. Кто-то родился, кто-то умер. Современный источник новостей – СМИ, они заинтересованы в привлечении и удержании аудитории, для этого нужны сильные эмоциональные впечатления, и легче всего их добиваться через негатив. Поэтому в СМИ преобладают новости негативные. Что только усугубляет тревожность и небезопасность.
7. У традиционного человека преобладало пралогическое мышление, иначе – магическое. Следование суевериям и ритуалам давало незыблемую веру в предсказуемость завтрашнего дня: кроличья лапка спасет от любых бед! Современник понимает, что абсолютной защищенности и предсказуемости нет и быть не может. На реальность воздействует великое множество факторов, причем одновременно. Реалистичное оценивание реальности избавляет от ряда иллюзий. И это отнюдь не всегда приятно.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Путь первый – искать помощь извне, рассчитывать на некоего героя. Но это механизм детский, связанный с идеализацией и бессознательной потребностью в защищающей родительской фигуре. Должен прийти некий идеальный защитник и спасти от всех бед.
Это детские ожидания. И именно они проявляются в современном кинематографическом культе мегагероя.
Взрослый человек понимает, что идеального защитника нет и вообще – никто не обязан тебя спасать. В первую очередь ты должен сам заботиться о себе. Путь зрелой личности – развитие саморегуляции, навыков заботы о себе и самозащиты. Да, жизнь непредсказуема, это порождает тревогу.
Мы не всегда можем влиять на внешние обстоятельства, но можем влиять на свое состояние, свою тревожность. И разумеется, брать на себя ответственность за свое состояние.
Источник: https://www.psyh.ru/missiya-nevypolnima-posledstviya/
© Наша Психология