Норвежский лес.
Норвежский лес (Noruwei no mori), реж. Чан Ань Хунг, 2010.
Фильм снят по роману Харуки Мураками «Норвежский лес».
Что переживает взрослеющий человек? О чем думает, на что надеется, к чему стремится? Как определяют его судьбу переживаемые им травматические события? Делают ли они его сильнее или вынуждают сдаться? Молодой человек у порога самостоятельной жизни – что помогает ему сделать свой выбор?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: посттравматическое расстройство, становление личности, взросление
Мотто:
- Есть такая вещь, как ответственность за людей, и от нее нельзя так просто отмахиваться.
- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Круг психологических проблем:
- дружба
- потеря друга, близкого человека
- самоубийство
- взросление
- потеря девственности
- детская травма
- посттравматическое расстройство
- депрессия
- становление личности
- сексуальность
- чувство вины
- самопознание
- доверие, близость
- истерика
- галлюцинации, психоз
- развитие шизофрении
- психотерапия
- инфантилизм
- одиночество
- поиск смысла
- нарциссизм
Системы отношений:
- парень – девушка
- подросток – родители
- друзья
Черты характера:
- нерешительность
- эмоциональность
- чувствительность
- истеричность
- сила
Эмоциональная парадигма:
- скорбь
- нежность
- сожаление
- сочувствие
- истерика
- грусть, печаль
Нравственные категории:
- сострадание
- преданность
- ответственность
Символизм, метафоры:
- дождь
- лес
- зеленый цвет
- порез
- вода, море
- буря
- одинокие походы
Выразительные средства:
- крупные и макропланы
- пейзажные съемки
- цветовая гамма
- свет
- расплывчатая резкость
- музыка, саунд-трек
- статические сцены, стоп-кадры
- яркая эмоциональность
- закадровый текст
Дополнительные вопросы:
- Что же такое любовь?
- В чем природа такой преданности Ватанабэ?
- Так кого же любит Ватанабэ?
- Что помогло Ватанабэ?
Цитаты:
- Не думаю, что на свете есть дела серьезнее, чем в греческих трагедиях.
- Жизнь коротка, не стоит тратить ее на книги, в которых отсутствует понятие времени.
- — Это так странно: тебе исполняется двадцать, а ты еще не готов к этому. – Мне вообще кажется, что люди должны застревать между восемнадцатью и девятнадцатью.
- Не волнуйся, ты не сделал мне больно, я сама себе делаю больно.
- Кто же любит одиночество? Я просто стараюсь не заводить друзей через силу, чтобы потом не разочаровываться.
- После смерти мамы он нам сказал: «Мне сейчас слишком тяжело, лучше бы я потерял вас обеих, чем ее одну».
- — Раньше я часто думала, что со мной будет, если я вдруг останусь без родителей. Но теперь, когда это случилось, я не чувствую ничего: ни особой тоски, ни обиды, ни ощущения, что меня бросили. — Ты думаешь, они тебя не очень любили? – Не по-настоящему. А я очень хотела хоть раз испытать настоящую любовь.
- Мертвые все равно не воскреснут, а нам надо жить дальше.
- Почему все это творится со мной?
- После того, как он умер, я перестала понимать, как можно быть вместе и что это такое любовь, что это вообще такое.
- Такие вещи не объяснить. Они просто случаются, и ничего тут не поделаешь.
- Мне больно оттого, что ты есть на свете!
- Никогда не жалей себя, себя жалеют только дегенераты.
- Знаешь, Кидзуки, в отличие от тебя я выбрал жизнь, и постараюсь прожить ее достойно, насколько смогу. Представляю, как тебе было тяжело, но и ты представь, каково было мне, когда ты умер, оставив Наоко буквально у меня на руках. Ты ее бросил, а я решил никогда ее не бросать, потому что люблю ее. Но теперь я буду еще сильнее, ведь мне в отличие от тебя пора становиться взрослым.
- Есть такая вещь, как ответственность за людей, и от нее нельзя так просто отмахиваться.
- Ничто не способно излечить нас от потери любимого человека – ни правда, ни искренность, ни сила, ни доброта. Все, что мы можем, — это выживать в обнимку с этой трагедией и учиться. Учиться тому, что никакая очередная потеря не будет менее горькой.
- С каждым временем года я все дальше от своих мертвецов. Кидзуки – 17, Наоко – 21. И это навечно.
Выдержки из рецензий:
- Кто-то взрослеет, кто-то не умеет взрослеть. Кто-то преодолевает свои комплексы, кто-то умирает. Кто-то любит навсегда, пусть даже подлеца. Возможно, мне повезло, но меня никогда не трогали подобные проблемы. Возможно, они актуальны для 19-летних. Допускаю, что в Японии молодежь страдает. Для чего и для кого снят этот фильм? Для 19-летних? Чтобы они вешались? Или просто захотелось перенести на экран знаменитое литературное произведение? http://www.kinopoisk.ru/user/510879/comment/1149749/
- Мне кажется, что«Норвежский лес» — это фильм о том, как трудно отпустить прошлое ради будущего. А еще это фильм о том, как трудно взрослеть и принимать мир таким, какой он есть. http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1175779/
- Бывает, живой оказывается среди мертвецов,— дышащих, двигающихся, говорящих, но при этом не живущих людей. И ему становится нестерпимо стыдно за то, что он живой, чувствующий, желающий, волевой; он пытается тащить своих любимых мертвецов в жизнь, а в результате только вязко барахтается в мертвечине их неестественного и больного маленького мирка; он пытается стать таким же мертвецом, но таким, как они, видимо, надо родиться. И им становится нестерпимо стыдно за то, что они цепляются, путают и не отпускают живых, мучают их своими галлюцинациями и кошмарами, не умеют быть живыми. Они рано или поздно не выносят этого стыда, уходят в свой мир из жизни навсегда, оставляя язву на памяти живых. И неважно, что они выбирают: выхлопную трубу в кабину машины, или петлю в тёмном страшном лесу, в котором и так вот уже много лет как потерялись безвозвратно.
Так, смерть всегда бродит среди живых, она «не противоположность, а невидимая часть жизни». http://www.kinopoisk.ru/user/2344049/comment/1638638/ - Ватанабэ, настоящий «герой своего времени», с несвойственным для его возраста мужественным спокойствием борется с любыми превратностями судьбы. Его душа и сердце настолько благородны и велики, что с готовностью принимают любого, кто нуждается в теплоте и понимании. Он всегда отодвигает свои личные проблемы на второй план, и вместо того, чтобы бунтовать с другими студентами, занимается излечением страдающих и одиноких душ.
Ватанабэ всегда честен и открыт, он понимает, что хорошо, а что плохо. Он не боится брать на себя ответственность, а если берет, то ни за что с себя её не сбросит. В отличие от Кидзуки и Наоко, он «выбирает жизнь» и успешно пытается прожить её достойно. Надо сказать, что жизнь его за это награждает любящей и всегда готовой его ждать Мидори. http://www.kinopoisk.ru/user/1509733/comment/1161072/ - Страдание от невозможности достичь гармонии и счастья, достичь идеального равновесия. Жестокость реального мира, от которой хочется уйти. Юность, не желающая взрослеть. Неприятие жизненной реальности, приводящее к смерти. Очень нежная и в то же время честная история, где чувства не изолированы от физиологии и не слиты с ней в единое целое, а, как это и бывает в жизни, сплетаются в странный узел. http://www.kinopoisk.ru/user/1329952/comment/1124774/
Схожая проблематика: