Кровь пеликана.
Кровь пеликана (Pelican Blood), реж. Карл Голден, 2010.
Для современного подростка самоубийство часто становится единственным и естественным способом решения проблем и выхода из кризиса. Почему так?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: самоубийство, подростковые проблемы
Мотто: Не каждый получает второй шанс.
Круг психологических проблем:
- самоубийство
- подросток
- биполярное расстройство
- депрессия
- самоповреждение, порезы
- поиск себя
- дружба
- психическое расстройство
- увлечение, хобби
- коллекционирование
- потерянность
- самопожертвование
- манипулирование
- убийство
- суицидальные мысли
- самопознание
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- брат-сестра
Черты характера:
- истеричность
- вспыльчивость
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- скука
- меланхолия
- ярость
- интерес
Нравственные категории:
- предательство
Символизм, метафоры:
- птицы
Выразительные средства:
- крупные планы
- саундтрек
- голос за кадром
Дополнительные вопросы:
- Почему все люди думают, что жизнь – хорошая штука?
- Что мучает и не дает жить Никко и Стиви?
Цитаты:
- Я однажды встречался с девушкой, и мы оба собирались убить себя. Оказалось, что один из нас не воспринимал это всерьез.
- — Слушай, у меня аммиак на руках. — Держи их при себе.
- Почему все люди думают, что жизнь – хорошая штука?
- Выпутывание из неприятностей – не самая большая трагедия.
- Существует две категории самоубийц: одн говорят об этом – ищущие помощи, другие просто делают – безнадежные.
- Не каждый получает второй шанс, но если получает, то его, наверное, надо использовать.
Отзывы:
- Авторская Британия в лице Карла Голдена принесла кино прямо с лондонских улиц и не забыла, что мир как был болотом, так и остался. Только несет от него теперь, как от тинейджера. «Кровь пеликана» — своеобразный кинодиагноз общества двадцать первого века с его выброшенными на помойку душами и циничным миром потребления. Фильм не столько новаторский, и даже не новый, сколько знаковый и умело характеризующий тенденции и настроения. Сегодняшние Никко и Стиви — симпатичный парень и миловидная приятная девушка — появились на свет не из мира мечтателей, а прямо из интернет-сайта Slashmywrists.com. Ресурса, на котором знакомятся желающие добровольно покончить жизнь самоубийством. Они родились уже уставшими и никому не нужными. В современном мире наконец-то разрешено резать себе вены обычному двадцатидвухлетнему парню, а уйти из жизни можно как вместе с любимой девушкой, так и в полном одиночестве. Нет вопросов: почему этот мир устроен так, а не иначе; кто я и что значу в нем; зачем вообще «все это» нужно. Уже давно есть приговор с печатью, подписанный с момента рождения всем, о ком говорят: «что-то было в нем странное, непонятное никому». Смерть не является для них чем-то страшным, равно как и жизнь. Этим людям все равно, живут они или нет. Они слишком человечны и просты, чтобы на них кому-то обращать внимание. Они не кричат о своей исключительности и не хотят «становиться кем-то в этой жизни». Если этот мир не для них, они просто уходят.
Со смертью можно играть, выбирая что лучше: резать вены, травиться газом, вешаться или прыгать из окна небоскреба. Но в любом случае, фильм не столько о суициде, сколько о шансе, который если и дается, то еще нужно суметь им воспользоваться. «Я однажды встречался с девушкой, и мы оба собирались убить себя. Оказалось, что один из нас не воспринимал это всерьез». … Было бы неверным упрекать режиссера в излишнем «фрейдизме», поскольку фильм — отнюдь не попытка объяснить суицидальные наклонности депрессией, чувством тотального одиночества или только лишь сверхтонкой душевной организацией двух людей, которые родились не в то время. Сегодняшняя эпоха отражена в каждом взгляде, в каждом жесте и особенно — в глазах Никко и Стиви. По сути Никко и Стиви — это и есть эпоха. А загнать в рамки и объяснить мотивы поступков героев вне времени вряд ли удастся. Это не забившиеся в угол интроверты, не выпавшие из гнезда птенцы. Никко в окружении двух приятелей занимается любимым хобби, в его жизни есть место любви. Стиви — обычная девушка, любящая и любимая в убедительной иллюстрации Эммы Бут. Простой фильм о простых людях, но таких сегодняшних, таких настоящих. Таким людям всегда будет хотеться открыть свою Америку, умереть самому, чтобы спасти кого-то. Познать любовь, сбивающую с ног. Заново изобрести велосипед и сказать в сотый раз что-то совершенно не новое, но так, чтобы стало комком в горле. Что-то настолько трогающее душу, чтобы огненный закат со стаей кружащих птиц ослепил уставшие от слез глаза. И чтобы всегда можно было наблюдать за полетом ровно четыреста девяноста девяти птиц. И никогда не увидеть пятисотую. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1232694/ - В качестве причины может и не быть той или иной вещи, не должно что-то произойти, чтобы подвинуть человека к совершению этого деяния, такой сценарий необязателен, хотя зачастую это и является важнейшей деталью. Но некоторые ведь изначально уже рождаются с тщательно спрятанными наклонностями, которые готовы в тот самый момент проявить себя, кардинально подействовав на сознание. И тут уже совершенно безразлично деление на тех, кто говорит открытым образом о своих склонностях или скрывает их, здесь важно то, что в определенное мгновение часовой механизм пробьет свои последние несколько секунд и обратного пути уже не будет. …У судьбы есть особый подход, ключи к потенциальным самоубийцам, которые делают попытку за попыткой, чтобы окончательно свести счеты с жизнью, не все стремления венчаются успехом для суицидников, но при наступлении того самого раза, бывает, что наступает предоставление еще одного шанса одуматься от своих необратимых мыслей. Карл Голден это и демонстрирует, предоставляя возможность взглянуть героям в глаза смерти и на какое-то мгновение отводя их в сторону, и тут же единой чертой проходит всем известная истина о том, что пеликан, это единственная птица, которая может убить себя ради спасения своего родового собрата. Молодым везде у нас дорога, все пути для них открыты, вот только нужно ли нам это, когда со всех сторон давит неподъемный груз, витающий во вдыхаемом воздухе? https://www.kinopoisk.ru/user/704385/comment/1302519/
- Фильмов о самоубийцах немало, но немного таких, которые с особой пронзительностью показывают угасание воли к жизни без ярких картинок сумасшествия. В том и дело, что ни Никко, ни Стиви не сумасшедшие. Их решение о самоубийстве подпитано очень тонким отношением к жизни, медленным выгоранием самого желания жить, затяжным внутренним кризисом. На теле этой болезни распускаются причудливые цветы, в частности, увлечение орнитологией. Есть в этом что-то дзенское. Никко и Стиви, убедив себя в необходимости умереть, превращают свои последние дни в мрачноватый и одновременно веселый игровой аттракцион, позволяющий им вести себя удивительно раскованно. Это странное обретение свободы перед смертью не имеет ничего общего с той, которую обретали примитивные искатели материальных удовольствий в «Пока не сыграл в ящик». Это неумное, рассчитанное на глупого зрителя американское кино говорит, что надо брать от жизни все. «Кровь пеликана» же говорит, что от жизни ничего взять нельзя. Кроме разве что наблюдения за птицами. https://www.kinopoisk.ru/user/585498/comment/2284296/
- В этом фильме есть нечто удивительное. Поначалу он может показаться скучноватым, а после странным… в особенности из-за непростых героев. Так и хочется спросить их: ну почему вам не живётся нормально, ведь молоды и не одиноки, ведь можете быть счастливы! Но когда видишь улыбки на лицах Никко и Стиви то понимаешь, что счастье штука такая мимолётная, но тем не менее прекрасная. Его стоит ждать. И в самом конце, когда видишь вместе с героем целую тучу птиц это кажется удивительным чудом. А потом слышишь «Happy Day Today» Jim Noir и уже знаешь наверняка что только что посмотрел фильм, который уже не забудешь. https://www.kinopoisk.ru/user/755776/comment/1959323/
- «Кровь пеликана» заставляет пересмотреть свою жизнь. Увидеть этот мирс другой стороны. Ведь, что может быть прекраснее, чем полет птиц? Они свободны. А что может быть лучше свободы?.. https://www.kinopoisk.ru/user/1633276/comment/1396463/
Сходная проблематика:
- Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (The Sunset Limited), реж. Томи Ли Джонс, 2010.
- В моей смерти прошу винить Клаву К., реж. Николай Лебедев, Эрнест Ясан, 1979.
- Гарольд и Мод (Harold and Maude), реж. Хэл Эшби, 1971.
- Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides), реж. С.Коппола, 1999.
- Дикая природа Джеймса (All the Wilderness), реж. Майкл Джонсон, 2014.
- Дневник баскетболиста (The Basketball Diaries), реж. С.Кэлверт, 1995.
- Зал самоубийц (Sala samobójców), реж. Ян Комаса, 2011.
- Комната Марвина (Marvin`s Room), реж. Дж.Зэкс, 1996.
- Нация прозака (Prozac Nation), реж. Э.Шёлдбьерг, 2001.
- Пало-Альто (Palo Alto), реж. Джиа Коппола, 2013.
- Прерванная жизнь (Girl, Interrupted), реж. Джеймс Мэнголд, 1999.
- Розыгрыш, реж. Владимир Меньшов, 1976.
- Сокровище (Precious), реж. Ли Дэниелс, 2009.
- Уроки вождения (Driving Lessons), реж. Джереми Брок, 2006.
- Чат (Chatroom), реж. Хидео Наката, 2010.
- Это очень забавная история (It’s Kind of a Funny Story), реж. Анна Боден, Райан Флек, 2010.