Зеленый Сойлент.
Зеленый Сойлент (Soylent Green), реж. Ричард Флейшер, 1973.
Антиутопия снята в 1973 году, и вот будущее, когда миром управляют трансконтинентальные корпарации, условия жизни подавляющего большинства людей превратятся в неприемлемые, природа станет недоступна, а здоровая естественная еда будет заменена таинственным суррогатом, уже не за горами…
По роману Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: социальная драма, управление
Мотто: В чем вас обманывает система?
Круг психологических проблем:
- социальная драма
- диктатура
- антиутопия
- коррупция
- пропаганда
- идеология
- выживание
- рабство
- классовое неравенство
- голод
- порабощение
- бунт
- гуманизм
- экология
- геноцид
- эвтаназия
- сопротивление
- деградация
- тоталитаризм
- каннибализм
Системы отношений:
- правда-ложь
- бедность-богатство
Черты характера:
- покорность
Эмоциональная парадигма:
- возмущение
- наслаждение
- апатия
- равнодушие
Нравственные категории:
- несправедливость
Символизм, метафоры:
- мусор
- мясо
- очереди
- часы
- толпа
- пот
- вода/напитки
- бульдозеры
- книги
- мусоровозы
Выразительные средства:
- фотомонтаж
- метафоричность
- зеленый фильтр
- пейзажи
Дополнительные вопросы:
- Какие элементы будущего из 1973го есть в настоящем 2023м?
Цитаты:
- Безвкусная дрянь, но ты другого не знаешь. Во времена моей молодости еда была едой. Затем наши умники-ученые загрязнили воду, отравили почву, извели животных и растения. В мое время мясо продавалось везде и куриные яйца, сливочной мало! В магазинах был свежий салат. Как вообще можно жить в таком климате! У нас жара круглый год. Парниковый эффект: все выгорает.
- Съешь сойлент-грин и успокойся.
- — Я так не ел много лет. – А я никогда. – Теперь ты знаешь, что мы потеряли.
- Какой Бог? Где нам его искать?
Отзывы:
- Тяжёлое, упадническое настроение книги отлично передано и в фильме. Всюду голод и множество людей, просто физически ощущается, как они заполняют экранное пространство, тяжело дышать и хочется уйти после просмотра куда-нибудь на простор. Единственное спасение для людей — Дом, в котором вы комфортно отправитесь в мир иной.
Женщины приравнены к мебели — живут в фешенебельных квартирах, являясь их придатками и передаются во власть хозяев-жильцов. Полицейский — отличная профессия, выпадает возможность ухватить в виде улик, или же просто умыкнуть из запасников богатых допрашиваемых свежих продуктов, мяса, варенья и даже спиртного! Остальные же довольствуются Сойлентами — красным, синим и новым зелёным — искуственной пищей из пластика. https://www.kinopoisk.ru/user/65951/comment/206282/ - Главный герой, исполненный Чарлтоном Хестоном, является, на мой взгляд, удивительным персонажем. Будучи неприятным и просто нерасполагающим к себе человеком, который упрямо и, как видно в эпизоде в полицейском участке, часто, попросту, назло идёт к своей цели, он вызывает доверие у зрителя. Становится понятно, что у этого человека есть чувство долга и морали, что он добьётся своего, он лидер, за которым не всегда хочется идти, ввиду его характера, но понимаешь, что он знает куда идёт и на что идёт, и невольно следуешь за ним. Им восхищаешься, проклиная сквозь зубы. https://www.kinopoisk.ru/user/2146703/comment/1827005/
- Страх перед неизвестным и неизбежным будущим породил множество фантастических рассказов. Наравне с научной фантастикой, показывающей расцвет человечества, особую популярность обрел жанр антиутопии. Объяснение столь высокой популярности жанра в литературе и кино лежит в глубинах человеческого подсознания. Как известно, человек гораздо лучше запоминает негативные ситуации, а жанр антиутопии основывается как раз на современных отрицательных тенденциях общества, возведенных в абсолют. Осознавая это, читателю кажется, что он получает вполне правдоподобную картину будущего, основанную на знакомых повседневных проблемах.https://www.kinopoisk.ru/user/849188/comment/1540823/
- В этой экранизации Гарри Гаррисона мы видим совершенно беспощадную для духовности, альтернативную реальность. Хотя, по правде говоря, никто еще на моей памяти, так и не рискнул сделать псевдо-разоблачительный фильм ужасов про ‘Кока-Колу’ или ‘МакДональдс’. А если поразмышлять задуматься о качестве еды, производимой корпорациями и ее составляющих, то и ‘Зеленый сойлент’ покажется романтической комедией.
‘Зеленый сойлент’ позволяет поразмышлять на тему современной реальности. Действительно, ведь в наши дни, миллионы людей умирают от предотвратимых болезней, находясь в парадигме, навязываемой фармацевтическими гигантами. Фильм очень четко обрисовывает границы, в которых может быть осуществлено уже самое ближайшее будущее. https://www.kinopoisk.ru/user/2026005/comment/1770107/
Сходная проблематика:
- Большая игра (State of Play), реж. Кевин Макдональд, 2009.
- Звук свободы (Sound of Freedom), реж. Алехандро Гомес Монтеверде, 2022.
- Игра на понижение (The Big Short), реж. Адам МакКей, 2015.
- Колония Дигнидад (Colonia), реж. Флориан Галленбергер, 2015.
- Кокаин (Blow), реж. Тед Демме, 2001.
- Ломка (Dopesick), реж. Майкл Куэста, Барри Левинсон, Патрисия Ригген, …, 2021.
- Не смотри наверх (Don’t Look Up), реж. Адам Маккей, 2021.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.