КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Марта Марси Мэй Марлен

Марта Марси Мэй Марлен (Martha Marcy May Marlene), реж. Шон Даркин, 2011.

Девочка-подросток в поисках самое себя и своего жизненного пути – как далеко могут завести эти поиски? Насколько они опасны? Какую травму могут нанести? Стоит ли в этих поисках бежать так далеко от дома?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: подростковый кризис, сектантство, посттравматическое расстройство

Мотто: Она всего лишь картинка…

Круг психологических проблем:

  • секта
  • поиск и принятие себя
  • психическое насилие
  • подавление
  • манипулирование
  • зомбирование
  • освобождение
  • побег
  • травма
  • принятие себя после травмы
  • насилие, изнасилование
  • чувство вины
  • стыд
  • экзистенциальный кризис
  • смысл жизни
  • посттравматическое расстройство
  • очищение
  • недосказанность
  • непонимание
  • соучастие в убийстве
  • доминирующая сестра
  • выбор
  • подросток
  • эмоциональная лабильность
  • паранойя

Системы отношений:

  • сестры
  • сектанты
  • прошлое-настоящее-будущее
  • подросток – мир взрослых

Черты характера:

  • догматичность

Эмоциональная парадигма:

  • растерянность
  • страх
  • тревожность
  • апатия
  • равнодушие
  • агрессия
  • истерика

Нравственные категории:

  • добро-зло
  • сострадание

Символизм, метафоры:

  • вода, купание
  • секс
  • три имени героини

Выразительные средства:

  • рваный монтаж
  • выключенный звук
  • антагонизм сестер и ситуаций
  • открытый финал

Дополнительные вопросы:

  • Как ты думаешь, каковы причины побега Марты из дома?
  • Каково значение трех имен героини?
  • В чем заключается противоположность двух миров, сестринского дома и сектантской фермы?
  • Что ждет Марту дальше и в чем возможный путь к излечению?
  • Почему, несмотря на усилия, у Люси не получается помочь Марте?

Цитаты:

  • Я знаю, что тебя все бросали… Это ничего, что ты никому не веришь…
  • Сообщать родным, где ты – хорошая привычка. Люди переживают.
  • Нужно время, чтобы найти свое место в новой семье.
  • Иногда мне кажется, я могла бы лучше о тебе заботиться.
  • То, что мы сестры, не значит, что мы должны говорить обо всем, о чем тебе вздумается.
  • — Людям не нужна карьера, а можно просто существовать. – Иногда и мне хочется уехать во Францию и просто существовать. – Ты можешь это сделать.
  • — Ты не веришь мне? – Верю. – Тогда бы ты не просила меня объяснять.

Выдержки из рецензий:

  • Это фильм, целиком предсказанный своим названием. О человеке, который существует под разными именами и в разных ипостасях, которые, впрочем, никак не определяют его и не исчерпывают. Марта по паспорту и для сестры, Марси Мэй для братьев и сестёр по заброшенной ферме, Марлен в телефонной трубке, главная героиня на самом деле сжимается до пробелов между этими именами. Никто и звать никак. Имени собственного нет, есть только чужие, данные кем-то имена. Сбежав как будто бы из плена, Марта оказывается в той ещё западне, ловушке других правил. Где лучше? Кто знает? Двусмысленность и недосказанность повелевают её миром, где каждый следующий поворот может быть не туда. А Марта как-то не решила, чего ей. И страх, не убивающий, но от того, конечно, не делающий никого сильнее, тащится за зрителем и героиней до самого финала. http://seance.ru/blog/girls-three-four/
  • Проблемы героини усложняются и тем, что годы, проведенные ей в секте, были временем овладения новыми для нее практиками и ценностями, в том числе духовными, меж тем как затянувшееся под видом реабилитации безделье в доме Люси подразумевает не столько очередной этап развития (пусть даже диалектически опровергающего предыдущий опыт), сколько безыдейное и бессмысленное прозябание, не слишком конкурирующее с пребыванием в секте по части эксплицитной метафизической осмысленности. Что тоже, в общем-то, закономерно: ведь в приличном обществе не принято без разрешения лезть в душу или заниматься философским толкованием общеупотребительного этикета (в том числе и потому, что он всеобщий), притом что плата за его несоблюдение может быть не ниже, чем в каких-нибудь иных традициях, сколь угодно маргинальных, клерикальных и суровых. Героиня интуитивно чувствует непримиримую враждебность и несовместимость двух культур, а потому не сознается в собственном сектантском прошлом даже под нажимом Люси. http://kinoart.ru/blogs/marthamarcy

Схожая проблематика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *