Убить дракона.
Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.
Победить Дракона можно, только убив его в себе. Но чтобы победить, его нужно верно определить. Возможно ли это? Притча о самопознании, свободе и мужестве.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: притча, выбор, власть, самопознание, бизнес
Мотто: Лучший способ избавиться от дракона — это иметь своего собственного.
Круг психологических проблем:
- притча
- власть
- управление
- диктатура
- свобода
- рабство
- привычка
- пропаганда
- выбор
- самопознание
- политика
- самообман
- национализм
- угнетение
- унижение
- невежество
- демагогия
- поиск себя
- призвание
- самопожертвование
- мудрость
Системы отношений:
- человек-власть
- свобода-рабство
- личность-общество
- человек-закон
- правда-ложь
Черты характера:
- лицемерие
- трусость
- покорность
- мужество
- благородство
- подлость
- чувство собственного достоинства
- честность
Эмоциональная парадигма:
- уныние
- воодушевление
- отчаяние
Нравственные категории:
- ложь
- правда
- уважение
Символизм, метафоры:
- рыбацкая сеть
- река
- подъемный крюк
- конвейер подвешенных
- униформа, каски
- театр
- шрам
- зеркало
- бритва
- триединая сущность
- френч
- колокольный звон
- триптих
- иконостас
- воздушный шар
- темные повязки
- обливание водой
- воздушный змей
Выразительные средства:
- театральность
- декорации
- метафоричность
- сатира
Дополнительные вопросы:
- Почему так трудно убить Дракона?
- Как можно убить Дракона в себе?
Цитаты:
- — Ну и шутки! – А мы привыкли и нам нравится.
- Он навел порядок.
- Это не любовь, это наша традиция.
- — К дракону можно привыкнуть? – Можно.
- Пока они здесь ни один другой дракон нас не тронет. Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного.
- Я начал завидовать рабам. Они все знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора. А рыцарь, он всегда на распутье дорог.
- Наш господин Дракон так долго живет среди людей, что сам иногда становится человеком.
- — У него три головы, и он меняет их, когда захочет. – Почему? – Потому что не человек.
- Мы давно уже убиваем без всяких условий.
- Папа всегда говорил: уничтожай архивы.
- У меня нервы в ужасном состоянии, поэтому вам лучше уехать сразу.
- Люди постоянно играют в смерть. Даже дети. Мы учим их убивать с детства.
- Вашего дракона может победить только он сам.
- Рыцари ничего не могут потихонечку. Они все делают открыто и честно. И это никому не нравится.
- Открытые люди – хорошая мишень.
- Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? На что она им? Откуда им знать, что такое свобода? Они никогда не умели ей пользоваться.
- Смелые люди, но всего боятся.
- — Вы не скажете, что сейчас наверху? Я в последнее время стал плохо видеть. – Сейчас сам за себя решает, что он видит.
- Думать трудно, непривычно, но можно. Надо только начать.
- Ведь Дракон навел порядок в городе и избавил его от цыган. А цыгане — страшные люди… Бродяжничество у них в крови, и они не признают никакой власти! К тому же их песни лишены мужественности, а музыка раздражает всех. Не важно, что никто цыган давно в глаза не видел — так говорит Дракон. Этому учат в школе. Значит, так оно и есть! И в этом лучше не сомневаться. Ведь везде шныряют шпионы, они везде и всюду, любое неосторожное слово может стоить очень дорого…
- По молодости шалил, думал… Потом поумнел— соображать начал. Умнее всех, конечно, бургомистр. Он попросту сошёл с ума. Так удобнее.Болен всеми нервными и психическими болезнями, и ещё тремя, неизвестными науке.
Отзывы:
- И уходя из города Ланселот вдруг видит Дракона, запускающего с детьми бумажного змея — маленького трёхглавого дракончика. Совсем не страшного. Пока… Теперь у Дракона новый облик — он добрый(с виду), такой заботливый… Он воспитатель. Он воспитывает из этих детей новых рабов для себя. А значит, всё надо начинать снова, и убивать Дракона в душах детей, где он не успел ещё угнездиться основательно. И тогда, может быть, они, или уже их дети, научатся убивать Дракона, ведь Ланселот учил их этому с детства. И они с детства учились жить свободными, думать свободно… Да, свободе надо учиться, её каждый должен завоевать и отстоять для себя сам. Её никто тебе не подарит. Никто не убьёт за тебя Дракона. Теперь Ланселот это знает. И будет учить этому детей… А значит есть надежда, что когда нибудь мир научится жить без Дракона.https://www.kinopoisk.ru/user/178434/comment/490618/
- С течением времени это давнее ощущение подтвердилось, теперь при просмотре на первый план выходит совсем другое: проблема Дракона как таковая. Проблема маленького человека, готового стать рабом, едва только покажется кто-то, похожий на господина. И что удивительно — даже этот маленький человек, даже раб — носят Дракона в себе и тоже хотят для кого-то быть если не Драконами, то хотя бы дракончиками. https://www.kinopoisk.ru/user/68394/comment/103647/
- Рыцарь вновь погнался за истиной, забыв о её недостижимости и о том, что правда у каждого своя. Каждый раб достоин своего господина и свобода для многих заключается лишь в праве выбора наиболее удобного хозяина. Единственный способ избавиться от дракона — иметь своего собственного, замечает однажды старик Архивариус, и он безусловно прав. Напрасно Ланцелот, вернувшийся через год в этот город, ставший вольным, будет подбегать к каждому с увещеваниями о необходимости избавиться от внутреннего звероящера — люди лишь падут на колени перед новым правителем, а Бургомистр, превратившийся в шута, единственный скажет горькую правду — в этом мире стало слишком холодно. Хозяин даёт кров и пищу, он может пнуть сапогом и приласкать. Но мало кто способен отказаться от места у тёплого очага и уйти в неизвестность. Да здравствует наш рай — край клеток и решёток! Свобода — слишком прихотливое растение, чтобы выращивать его внутри себя: оно требует ежедневного ухода от навязываемого и обильных удобрений знаниями, оно растет лишь на почве собственных мыслей, а думать порой крайне трудно и отчаянно неприятно.
Марк Захаров показал нам наше отражение, и его зеркало оказалось слишком чистым и прозрачным, чтобы можно было пенять на качество покрытия и гладкость стекла. Вот она, наша история — дракон фашизма с немецкой, итальянской и японской головами, бургомистр с такими узнаваемыми повадками — символ застоя, рыцарь в своей отчаянной попытке превратить мир в царство равенства и братства… И вот оно, будущее — неотвратимое и страшное, ведь внутренний дракон проник и в сознание детей и уже не будет того мальчика, который крикнет, что король голый. Надо бороться, надо сражаться, надо вырывать сорняки рабства с корнем и убивать питающегося ими звероящера! Рыцари, к оружию! В атаку! Начнём!.. С понедельника. https://www.kinopoisk.ru/user/1668877/comment/1793104/ - Очень легко жить, когда за тебя думают и решают. Легко по вечерам, дома на кухне критиковать руководство и ругать бардак. Типа дома мы не верим, а вот со всеми верим.
Психология раба это когда десять солдат ведут сотню пленных и каждый из пленных боится. Сто человек безоружных бросаются на десяток вооруженных, те успеют убить десяток, но девяносто спасется. Только каждый боится получить пулю для себя. Пускай броситься другой, пускай не я. Затем пленных приводят в карьер и расстреливают.
Это фильм о психологии раба. Что бы не случилось у нас всегда праздники, праздники. С цветами, восхвалениями. Рабам не бывает стыдно. Рабы у власти скажут просто — мы ошибались, но ответственности с себя не снимаем. И остальных рабов это устроит, больше того, когда раб у власти занимает пост президента вольного города, все еще будут счастливы. Никто даже не будет возмущаться — за что же мы кровь проливали. Им повесят железку на грудь, и они счастливы. Ведь рабы всегда найдут еще больших рабов над кем можно поиздеваться. И этим будут счастливы.
Что бы ни приказало правительство: счастливы все очень, все говорят — так держать.
Дракон — это система и не важно кто у власти. Пока люди сами о себе думают как о народе, их будут давить по одному человеку ради развлечения и все будут благодарны, что это не его вилкой закололи, а если еще и медаль дадут — та вообще счастливы. Фильм — просто чудо. Прекрасная игра актеров, совершенный сценарий, идея, диалоги. Можно только цитировать. Удивительно как можно было втиснуть столько гениальных идей в одной фразе. https://www.kinopoisk.ru/user/472663/comment/500172/ - Ланцелот осознает, что истинное зло прячется в самих людях, не способных владеть своей судьбой. Люди сами ищут Диктатора, который будет приказывать им, организовывать их жизнь и… заботиться о них. https://www.kinopoisk.ru/user/1086570/comment/1544264/
Сходная проблематика:
- Андрей Рублев, реж. Андрей Тарковский, 1966.
- Бекет (Becket), реж. Питер Гленвилл, 1964.
- Ганди (Gandhi), реж. Р.Аттенборо, 1982.
- Гладиатор (Gladiator), реж. Ридли Скотт, 2000.
- Догвилль (Dogville), реж. Ларс фон Триер, 2003.
- Дом, который построил Свифт, реж. Марк Захаров, 1982.
- Лев зимой (The Lion in Winter), реж. Энтони Харви, 1968.
- Плутовство (Wag the Dog), реж. Барри Левинсон, 1997.
- Удивительная легкость (Amazing Grace), реж. М.Эптед, 2006.
- Уолл-стрит (Wall Street), реж. Оливер Стоун, 1987.
- Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеманн, 1966.