КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Дом, который построил Свифт.

Дом, который построил Свифт, реж. Марк Захаров, 1982.

Может ли посредственность понять гения, подняв себя до него? Может ли гений жить среди посредственностей, не унижая себя? Что способно примирить две стороны и возможно ли такое примирение вообще? Что делает человека человеком? Много вопросов…

По пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт».

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: притча, творчество, наставник

Мотто: Подняться к небу – вот работа!

Круг психологических проблем:

  • смерть
  • психическое расстройство
  • творчество
  • галлюцинации
  • инаковость
  • клевета
  • издевательства, травля
  • гонения
  • политика
  • самопознание
  • мудрость
  • психиатрия
  • мутизм
  • гениальность
  • талант
  • просвещение
  • самоубийство
  • необходимость изменений
  • трансформация
  • наставник
  • страх смерти

Системы отношений:

  • человек-смерть
  • личность-система
  • правда-ложь
  • гений-посредственность
  • норма-патология

Черты характера:

  • тщеславие
  • чувство собственного достоинства
  • прагматизм

Эмоциональная парадигма:

  • равнодушие
  • спокойствие

Нравственные категории:

  • ложь
  • честность
  • порядочность
  • подлость

Символизм, метафоры:

  • храм
  • смерть
  • повязка на глазах
  • бумажный голубь
  • похороны
  • черные очки
  • глаза
  • маски
  • сад
  • стакан
  • театр
  • великан
  • лилипуты
  • окна
  • вечность
  • книга
  • деревья
  • парусник

Выразительные средства:

  • музыка
  • сатира
  • ирония, сарказм
  • макропланы
  • театральность
  • декорации

Дополнительные вопросы:

  • Объясни значение метафорических образов фильма.
  • Что произошло с Глумом? Почему он совершил самоубийство?
  • «Все люди жили когда-то в прошлом, надо только научиться это вспоминать». Что имел в виду Ничто?
  • Что осознал охранник Джек Смит?
  • В чем заключалась гармония, которую погубил доктор Симпсон?
  • Как слова искажают смысл?
  • Почему человек боится смерти?
  • Какая трансформация произошла с доктором Симпсоном?
  • Почему и зачем Свифт играет в смерть и похороны?

Цитаты:

  • Декан прекрасно видит, но часто видит все наоборот. Поэтому о надевает маску, чтобы этим никого не беспокоить.
  • Англия – демократическая страна, и если в ней нельзя свободно жить, то уж умирать в ней каждый волен, когда ему заблагорассудится.
  • Не бывает лилипутов, не бывает великанов, бывают только люди среднего размера.
  • Для него сатира не жанр, а единственная возможность поговорить с этим миром всерьез. (Вольтер)
  • Подняться к небу – вот работа! Подняться к небу – вот это труд!
  • В его жизни было две женщины, но его нравственные принципы не позволили нанести раны ни одной из них.
  • В этом доме умирают все и не умирает никто.
  • У великана, к сожалению, все чрезмерно – зрение, слух, совесть…
  • Не валяй дурака! Опустись! Стань таким, как все!
  • Вы видите, как народ ждет подвигов? Люди соскучились по мужественным бойцам. Люди ждут подвигов.
  • В этом доме каждый звук – начало мелодии, каждое зерно должно прорасти.
  • Все люди жили когда-то в прошлом, надо только научиться это вспоминать.
  • Утверждение „Человек— существо разумное“ преждевременно, правильно говорить: «Человек — существо, восприимчивое к разуму».
  • — Что теперь ждёт их? — Тюрьма. Самое подходящее для них место. Такое искусство надо беречь и охранять!
  • Очевидно, ваша последняя проповедь имеет большой успех у недоразвитой части населения.
  • Очень трудно понять человека, который сразу думает обо всем человечестве и о девушке за окном.
  • Убивать можно непониманием. Ежесекундно. Планомерно. Не нарушая закона.
  • Декан перестал использовать слова – они искажают смысл.
  • Почувствовать себя Гулливером может не каждый.
  • Чтобы быть доктором в нашем доме, нужно обладать очень крепким здоровьем.
  • Все расписано на небесах. Что ж остается человеку? Подробности. Это не так мало. Придумай подробности — получишь судьбу.
  • Знаете, почему человек боится смерти? Она знает час своего прихода, человек же остается в неведении.

Отзывы:

  • Фильм предоставляет богатейшее поле для самопознания. Нет особого смысла описывать нюансы сюжета. Ванессу и Стеллу, пытающихся разглядеть себя в возлюбленной Свифта, великана Глюма, поплатившегося за то, что вырос выше Дублинского собора, маленьких людей Рельба и Флима с их маленькими проблемами. «Дом, который построил Свифт» это не обращение режиссера к публике, это диалог. Зритель здесь также важен, как и автор, ибо он видит на экране собственные переживания, принявшие конкретную форму. Как учил К. Кастанеда, недостаточно смотреть, нужно научиться видеть.
    Остаётся лишь небольшой вопрос к Свифту. Если определены важнейшие моменты нашего бытия, каким образом мы можем распоряжаться подробностями? Ведь именно подробности и мелочи в своей сумме сливаются в мощный поток, меняющий русло нашей жизни. Налицо конфликт между всеобщей определённостью и свободной волей человека. Но он отчасти сглаживается образом тюремного охранника Джека Смита, который свободен в своём желании стоять на рыночной площади. Как только Джек пожелал изменить замысел Декана, он мгновенно был убит. Кем убит? — решайте сами… http://www.kinopoisk.ru/user/1319412/comment/1032278/
  • Поэтому, если вы переживаете, что ничего не поймете в заумном кино, то переживания ваши имеют все основания для существования: действительно, можно не угадать ни одного смысла. http://www.kinopoisk.ru/user/1396184/comment/1410873/
  • Можно много говорить о фильме. Об относительности сложной геометрии любовного треугольника чужих для других, и поэтому еще более близких друг другу, людей, которые пытаются решить это уравнение на краю стакана с чаем. О великанах, проклятьем которых является собственный рост, и они вынуждены ходить сгорбленными всю жизнь, постепенно пытаясь забыть все что знают они, но не знают, или не хотят знать, другие, без возможности даже умереть во имя чего-то значимого. О человекоподобных, которых ничего не волнует и ничего не может растормошить, медленно убивающих настоящего художника непониманием, и он вынужден закрывать глаза. О том, что первым желанием после познания истины является желание поскорее ее забыть и не обязательно потому что она довольно неприятная штука, а иногда просто потому что становится очень скучно. В конце концов просто о том, что «везет же людям — умирают»… Но слова действительно искажают смысл, поэтому надо смотреть кино и думать. http://www.kinopoisk.ru/user/260704/comment/1447686/
  • Почему всяким еху, простите— людям, необходимо сначала создавать для себя кумиров, а потом отправлять их в заточение, осознав опасную для общества непохожесть? http://www.kinopoisk.ru/user/1217777/comment/952471/
  • Творения мастера давно уже живут своей жизнью: лилипуты флягами черпают чай из людских стаканов, великаны опускаются и спиваются, в то время как Творец заключен в жесткие рамки предопределенности и даже не может умереть, когда хочет. В этой связи поведение декана, умирающего ежедневно уже кажется проявлением не безумия, а скорее протеста. http://www.kinopoisk.ru/user/628178/comment/1710916/

Сходная проблематика:

  • Амадей (Amadeus), реж. М.Форман, 1984.
  • Бёрдмэн (Birdman), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014.
  • Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Г. Ван Сэнт, 2000.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *