Дорога перемен.
Дорога перемен (Revolutionary Road), реж. Сэм Мендес, 2008.
Если бы каждая сказка о влюбленности и свадьбе продолжалась историей о дальнейшей семейной жизни, она вряд ли оставалась бы сказкой. Мечты и неотвратимо наступающая реальность могут расходиться в совершенно разные стороны. И от кого, чего зависит, чтобы они все-таки стремились друг к другу?
По роману Ричарда Йейтса «Дорога перемен».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: экзистенциальный кризис, семейные проблемы, мужчина-женщина
Мотто:
- Обстоятельства иногда сильнее нас.
- Необходимо мужество, чтобы видеть безнадежность.
Круг психологических проблем:
- семья
- любовь
- взаимонепонимание
- отношения
- взаимоподдержка
- скандал
- провинция
- обвинение
- соблазн
- искушение
- молодая семья
- измена
- мечта
- иллюзия
- обман
- прощение
- кризис
- конфликт
- инаковость
- самопознание
- фрустрация
- надежда
- счастье
- стереотипы
- посредственность
- неудачник
- необходимость перемен
- причина-следствие
- шизофрения
- выбор
- манипулирование
- беременность
- стол переговоров
- свобода
- завышенные ожидания
- дети
- оскорбление
- депрессия
- зона комфорта
- самообман
- бессмысленность
- агрессия
- утрата
- экзистенциальный кризис
- вытеснение
- смысл
- призвание
- субпассионарность
- амбиции
- самоубийство
- суицидальные мысли
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
- дети-родители
- правда-ложь
Черты характера:
- пижонство
- снобизм
- тщеславие
- романтичность
- мечтательность
- самовлюбленность
- эгоизм
- искренность
- самолюбие
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- сочувствие
- переживание
- волнение
- огорчение
- раздражение
- истерика
- ярость
- скука
- смятение
- стыд
- удивление
- раскаяние
- воодушевление
- радость
- зависть
- сомнение
- злоба
- ненависть
- чувство вины
- горе
- беспомощность
- растерянность
- разочарование
- отчаяние
- безысходность
Нравственные категории:
- порядочность
- уважение
- честность
- ложь
- ответственность
- долг
- мужество
Символизм, метафоры:
- театр, сцена
- толпа мужчин
- дом
- Париж
- окно
- кровь на ковре
- слуховой аппарат
- название улицы
Выразительные средства:
- музыка
- флешбэки
- свет
- ракурсы
- крупные планы
- размытый фокус
Дополнительные вопросы:
- Что произошло в машине? Почему разгорелся первый скандал? Что хотел Фрэнк? Чего хотела Эйприл?
- Чем являет мечта о Париже для Фрэнка и Эйприл?
- Чего настоящего ищут Фрэнк и Эйприл?
- Зачем Фрэнк спросил Барта про отца?
- Вы знаете, что у вас есть, что вам нужно, без чего вы можете обойтись?
- Нужно ли вам, чтобы родители гордились вами?
- Что бы ждало Уиллеров в Париже?
- Почему Уиллеры несчастны?
- В чем заключается мужество в семейной жизни?
- Как сомнения превращаются в оскорбления?
- Переезд в Париж – дурацкая детская затея?
- Почему Эйприл так стремится в Париж?
- Чего не хватает Эйприл? Почему она так страдает?
- Какова роль Джона?
- Почему Эйприл так вела себя за последним завтраком?
- Любила ли Эйприл своих детей?
- Как объяснить поступок Эйприл?
Цитаты:
- — Я не заслужил такого отношения! – Ты всегда знаешь, чего ты заслуживаешь?
- Я тебе не дам все опять вывернуть наизнанку!
- Это какой же фантазией нужно обладать, чтобы назвать тебя мужчиной!
- Обстоятельства иногда сильнее нас.
- Я всегда думал «Я никогда не буду таким, как ты». И вот я здесь.
- — Ты была в Париже? – Я нигде не была. – Ну, тогда я возьму тебя с собой при первой возможности. Там ведь люди живые… Я хочу чувствовать. Ну, знаешь, чтобы по-настоящему.
- В первый раз в жизни у тебя будет время понять, чем ты хочешь заниматься. И когда ты это поймешь, у тебя будет время этим заняться.
- Разве может умный и талантливый человек много лет заниматься тем, что он совершенно не переносит?
- Все наше существование здесь основано на том, что мы особенные, что мы выше всего этого, Но мы такие же, как все.
- Когда мы с тобой познакомились, ты был не такой, как все.
- — И кто же я? – А ты не знаешь? – Фрэнк, ты самое удивительное и прекрасное, что есть в мире. Ты – мужчина.
- Весь этот их план – это какое-то ребячество.
- Вы играете в то, что у вас есть дом, и поэтому вам нужна работа.
- Необходимо мужество, чтобы видеть безнадежность.
- Человеку в жизни выпадает несколько шансов, и если не ухватить их за яйца, то потом остается сидеть и жаловаться, что тобой все помыкают.
- Знать, что у вас есть. Знать, что вам нужно. Знать, без чего можно обойтись. Это и есть контроль и учет.
- Отец бы тобой гордился.
- Мы и здесь могли бы быть счастливы. И не только парижанам удается сделать свою жизнь интересной и счастливой.
- Мужество нужно, чтобы жить так, как тебе хочется.
- Все вокруг знают о себе правду, но только им гораздо удобнее лгать.
- Ни одна нормальная мать не станет делать себе аборт ради какой-то призрачной фантазии.
- Я хотела начать жить снова.
- Я видела совсем другое будущее. Не могу забыть его. Не могу уехать. Не могу остаться. И никакой пользы от этого.
- Старая добрая безнадежная пустота.
- Какого черта ты делаешь у меня в доме, если ты меня ненавидишь?!
- Что мне сделать, чтобы заставить тебя замолчать?! Мне нужно подумать!
- Цени то, чем ты занимаешься, Фрэнк. Это определенно твое.
Отзывы:
- Но в том-то и дело, утверждает Мендес в своей картине, что у Фрэнка и призвания-то никакого нет. Он обычный середнячок, которому по отцовской линии написано окончить жизнь на нелюбимой работе. Да просидеть на ней так тихо, что начальники и не заметят присутствия. Однако верить в это не хочется, а потому день, когда босс предложит бедняге чуть более выгодную должность, станет едва ли не самым счастливым в его убогой жизни и навсегда отобьет желание куда-либо ехать. Этот момент еще сильнее подчеркивает обывательскую логику Фрэнка: если денег станет хоть чуть-чуть больше, то и жизнь непременно станет немножечко лучше — вот оно счастье. Он, как и все его друзья, боится признать страшную правду и единственным вменяемым человеком в картине, готовым называть вещи своими именами, становится сын подруги семейства Уиллеров… парень, которого родители упекли в психушку за то, что он готов озвучить правила, по которым живут Уиллеры и их многочисленные подобия: «Хочешь, чтобы у тебя был очень хороший дом, — паши на работе, которую ты ненавидишь». Вкалывай, молчи в тряпочку, корчи из себя счастливого и улыбайся. Правда, широкие белозубые улыбки, которые так щедро раздают Уиллеры и их соседи, вымученны настолько, что, задержи на них взгляд чуть дольше положенного по гостевому этикету, они задрожат, оплывут и окажется, что их обладателям больше хочется рыдать, чем смеяться. http://www.itogi.ru/arts-kino/2009/5/137003.html
- Любитель красивых формальных решений Сэм Мендес историю про то, как жизнь превращается в дурной любительский спектакль, снял в координатах этого самого спектакля: вчерашние влюбленные с«Титаника» рвут друг друга на части в стерильном пространстве между торшером и диваном или посреди похожего на кусок сцены проселка, где фары припаркованной машины работают как театральные прожектора. Она на пике отчаяния начинает жутко фальшивить, он из последних сил старается выглядеть взрослым мужчиной (тут уж без шансов), и дело не в том, что что-то там разбилось о быт и не сбылись важные мечты, а в том, что высокие чувства всегда были лишь удачной комбинацией взаимоисключающих мелких интересов, а всему несбывшемуся цена сильно меньше, чем недвижимости в Коннектикуте. Снимая банальность, трудно в нее не впасть (момент с Ди Каприо, отчаянно бегущим вдоль зеленых насаждений, рождает неуютную мысль, что Мендес, похоже, где-то посмотрел фильм «В движении»), но при всей декоративности и гладкости фактуры «Дорога» с ее бесконечным чередованием однотипных планов и музыкой из трех нот размеренно и несильно бьет пусть в одну, но очень верную точку. Мендес всегда проявлял к своим героям в лучшем случае любопытство, и здесь он — как невропатолог, который, задумавшись про что-то свое, продолжает ударять молоточком по чужому колену, без особого интереса наблюдая, как нога пациента послушно взлетает к потолку. Откуда он знает. Откуда ему знать. Если из всего этого возможен какой-то жизнеутверждающий вывод — отдельно взятым влюбленным на выходе из зала пока еще не поздно броситься бежать в противоположные стороны. http://www.afisha.ru/movie/191978/review/260916/
- Убежать от своей жизни не так легко, ведь цепи серости и безнадёжности могут оказаться гораздо сильнее безумного желания воплотить свои мечты в реальность. Зная, что счастливый случай выпадает лишь однажды, гораздо тяжелее сделать новый старт. В этом лабиринте есть один единственный выход, но чтобы им воспользоваться, нужно заплатить слишком дорого… https://www.kinopoisk.ru/user/459617/comment/371091/
- Каждый из нас считает себя личностью, причем позитивная самооценка отнюдь не главенствующий фактор. Это не важно, ведь признание своей несостоятельности дает нам возможность чувствовать себя выше проблемы. Все эти мифологические «первые шаги» и «главное начать» созданы с единственной целью оправдать себя и помочь в этом другим. Ложь, передающаяся воздушно-капельным путем.
Что если ты, однажды проснувшись, почувствуешь себя толстой молью в старом пыльном шкафу? Все окружающее осточертело. Ты не работаешь, а отбываешь номер, твои друзья не более чем социальная необходимость, семья всего лишь печать прошлого. Будущее теперь видится не как возможность реализовать идеи и приблизиться к мечте, а как маленькая лестница в чистилище, в которые ты, ко всему прочему, начинаешь верить.
Очевидного выхода нет. Есть призрачная надежда. Есть риск. Шанс. А шанс, цитируя одного из персонажей этого фильма, «нужно хватать за яйца», поскольку это дичь крайне своенравная и на данной территории появляется редко. И вам повезло. Вы схватили нечто за хвост и у вас в руках перо синего цвета. Жизнь только начинается. https://www.kinopoisk.ru/user/18227/comment/391115/ - Вторая ценность этого фильма, безусловно, его правдивость. Какая семья обойдет вопрос о том, что их держит вместе? Таких не бывает. Рано или поздно ты начинаешь задумываться о том, почему ты — самодостаточный, наполненный человек — составляешь какое-то мифическое «единое целое» со вторым, не менее самостоятельным человеком. И нужно ли тебе это, если первопричина брака (страсть, любовь, ребенок) уже отпала? До какого момента вы — семья?
Наверное, именно в этот момент нужно вспомнить нетленную фразу о том, что любовь это когда люди смотрят в одном направлении. Действительно, супругов должно что-то объединять, хотя бы мечта. Так и у Эйприл и Фрэнка — мечта уехать туда, где они будут «счастливее» — абсурдная, что очевидно обоим, на время заполняет пустоту в отношениях. И хотя многие зрители пишут о любви между героями, думаю, ее здесь и в помине нет. Они просто встретились когда-то и показались друг другу интереснее, чем окружающие. Любви не было и нет, есть обстоятельства, вынуждающие быть «интересной семейной парой».
Вопрос состоит лишь в том, можем ли мы быть сильнее обстоятельств и взять на себя ответственность за других людей. Ведь на протяжении всего фильма мы практически не видим единственное объединяющее звено в этой семье — детей, то, ради чего существуют миллионы семей. А значит, эти супруги в принципе живут без объединяющего начала, что печальнее вдвойне. Поэтому их измены даже не шокируют, не выглядят предательством, это лишь очередная попытка доказать себе, что ты еще жив — такая же, как ущипнуть себя, чтобы понять, где сон, а где явь. https://www.kinopoisk.ru/user/473497/comment/838008/ - Чему научил меня этот фильм? Многому. В основном тому, что нельзя вечно раздваиваться: стремиться к одному, а делать другое. Нельзя в угоду кому-либо, тем более самой себе, оставлять свои мечты нереализованными, запирая их в долгий ящик. Они ТРЕБУЮТ реализации. Здесь и сейчас! И если этого не происходит, не возможно всю жизнь от них прятаться. Время терпит, выжидает, и однажды твое сознание приходит к очевидному факту: ты есть ничто. И вовсе не потому, что ты ничтожество, не потому что ты никому не нужен. А потому, что ты сам себе «такой» не нужен. Я убеждена, что большинство суицидов совершаются именно из-за этого чувства собственной ненужности.Эйприл, чья жизнь не сложилась так как она хотела, решила подчинить свою жизнь обстоятельствам. Обстоятельствам, в которых винили лишь своего мужа Фрэнка. Даже не осознавая этого, она взвалила всю ответственность за собственное «несчастье» на него. Нельзя сказать, что и Френк был счастлив, но я уверена, что он бы не осознавал большую долю своих «несчастий», если бы его жена все время не напоминала ему об этом, не трясла красной тряпкой их общей «нереализованности» у него перед носом. Не заставляла бы его, в гипертрофированной степени, чувствовать себя «неуспешным», «обыденным». Возможно, не встреться они много лет тому назад, не обретя друг друга… Жизнь сложилась бы иначе. По отдельности, они бы большего добились, и чувствовали себя более уверенно в этом мире.
Это рассказ о том, как над пропастью висят 2 любящих друг друга человека, и не могут помочь друг другу выбраться на поверхность. Оба настолько эгоистичны, что не могут пожертвовать своим собственным «Я» в угоду другому, да и себе самому. Они отчаянно пытаются вскарабкаться вверх по отвесной скале, но действуют не сообща, а наоборот: каждый пытается за счет другого добраться до безопасного пустыря. Так они и ползут друг по другу, каждый раз стягивая друг друга в ужасающую бездну.
Мораль проста: иногда лучше «не быть, чем быть». Иногда лучше не любить, чем любить. Иногда лучше не жить, а СУЩЕСТВОВАТЬ, но лишь в том случае, когда ты сам этого не понимаешь. И не дай Бог однажды проснуться с утра и понять, извиняюсь за тавтологию, всю «несущественность» твоего существования. Иногда лучше оставаться слепым, пусть и по собственной воле. https://www.kinopoisk.ru/user/430772/comment/350597/ - Страх перед открытием своей заурядности— это какой-то древний, первобытный страх, сродни ужасу от мистического и неизвестного, только, может быть, еще сильнее. У одних находится достаточно смирения, чтобы преодолеть этот страх и жить дальше, у других — достаточно силы, чтобы ежедневно доказывать себе и всему миру собственную неординарность, а чьи-то сердца затухают, умирая в ежедневной рутине. В самом деле, ведь героев больше всего испугало что? С чего они так переполошились? Живут-поживают, делают детишек, ходят на танцы, завтракают, обедают и ужинают, а потом в один прекрасный момент оборачиваются, оглядываются, и видят, что ничем не отличаются от многочисленных соседей, к которым наверняка питают тайное презрение, сознаваясь в нем неохотно, а может и вовсе не обращая внимание на подобные проявления несовершенства своей личности. И тогда с подачи жены супружеская пара решает кардинально поменять жизнь и обстановку, видя в побеге единственную возможность не слиться окончательно с окружающей их блеклой и невыразительной действительностью американского пригорода пятидесятых. https://www.kinopoisk.ru/user/189475/comment/340690/
- Всеми силами это кино даёт понять — стремитесь к мечте, иначе конец. И это правда. В то же время, есть там и другой посыл — старайтесь как можно раньше определяться, чего вы хотите от жизни. Добивайтесь успеха и ощущения счастья, поиска приятного хобби до брака, чтобы позже не насиловать второй половине мозги и не скучать у окошка. Потому что если вы попытаетесь заняться поиском себя, будучи женатым-замужем, то может выйти очень-очень плохо. https://www.kinopoisk.ru/user/527506/comment/755889/
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- Весенние надежды (Hope Springs), реж. Дэвид Фрэнкел, 2012.
- Дни вина и роз (Days of Wine and Roses), реж. Блейк Эдвардс, 1962.
- Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
- История о нас (The Story of Us), реж. Р.Райнер, 1999.
- Крамер против Крамера (Kramer vs. Kramer), реж. Роберт Бентон.
- Осенняя соната (Höstsonaten), реж. Ингмар Бергман, 1978.
- Перед полуночью (Before Midnight), реж. Ричард Линклейтер, 2013.
- Прошлой ночью в Нью-Йорке (Last Night), реж. Мэсси Таджедин, 2009.
- Ревность (Heartburn), реж. М.Николс, 2001.
- Семьянин (The Family Man), реж. Б.Ратнер, 2000.
- Сильная женщина (Riding in Cars with Boys), реж. Пенни Маршалл, 2001.
- Ты встретишь таинственного незнакомца (You Will Meet a Tall Dark Stranger), реж. Вуди Аллен,
24.09.2016 19:01 |
Что бывает, когда любовная лодка разбивается о быт? Один из самых лучших последнего времени о семье. Я бы поставила в один ряд с «Осенней сонатой» Бергмана.