Сотворившая чудо.
В программу курса кинотерапии по теме Инвалидность
Сотворившая чудо (The Miracle Worker), реж. Артур Пенн, 1962.
Какими качествами должен обладать учитель, чтобы спасти душу ученика, воспитать сознание? Возможно ли это и при каких условиях?
Фильм основан на автобиографии Хелен Келлер «История моей жизни».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: инвалидность, становление личности, трансформация, учитель
Мотто: Учитель, спасай душу.
Круг психологических проблем:
- биография
- инвалидность
- становление личности
- трансформация
- слепоглухота
- скандал
- семья
- отношения
- самосовершенствование
- фрустрация
- конфликт поколений
- уход за инвалидом
- принятие
- детская травма
- наставник
- преодоление
- воспитание
- борьба
- дисциплина
- победа
- стол переговоров
- мольба
- утрата
- сублимация
- мотивация
- доверие
- любовь
- реабилитация
- социализация
- припадок
- гуманизм
Системы отношений:
- человек-человек
- дети-родители
- учитель-ученик
Черты характера:
- терпение
- вспыльчивость
- уверенность
- требовательность
- выдержка
- вера в себя
- упорство
- самоотверженность
- сила воли
- чувство собственного достоинства
Эмоциональная парадигма:
- ужас
- истерика
- радость
- триумф
- чувство вины
- надежда
- жалость
- сострадание
- эмпатия
- растерянность
Нравственные категории:
- уважение
- принцип необходимости
Символизм, метафоры:
- чистое белье
- елочная игрушка
- кукла
- глаза
- очки
- ключ
Выразительные средства:
Дополнительные вопросы:
- Чего добивается мисс Селливан?
Цитаты:
- Она хочет говорить, разговаривать, как ты и я.
- Капитан говорит, что это все равно что разговаривать со стенкой.
- Знаете, что она требует и чего от меня не дождется? Жалости!
- Как я могу ее чему-то научить, если вы не можете выдержать ни одной истерики?
- Неужели ничего нельзя сделать, чтобы спасти душу этого человека? Если бы нашелся хоть один человек, способный разбудить ее сознание, она была бы спасена.
- Чем меньше шансов, тем отчаяннее надо за них бороться.
- Она отсталая не по причине слепоты и глухоты, а по вашей вине. Даже собаку можно чему-то научить.
- Для меня это невозможно – сдаться!
- Я скорее умру, чем стану ее жалеть.
- Она хочет всему научиться, надо только пробудить в ней интерес.
- — Мисс Селливан, вы любите этого ребенка? – А вы?
- Послушание без понимания – это тоже слепота.
- Тебе не приходила в голову мысль, что ты можешь быть не прав?
Отзывы:
- Фильм тяжелый и грустный, он заставит пролить немало слез, но в итоге окрыляющий и дарящий самые светлые чувства. Знаки, которые Энн старательно писала на руке своей ученицы, превратятся в слова, напоминая нам о надежде, которая никогда не умирает. О дружбе, которая преодолевает ненависть и непонимание. О силе воли, которая способна творить чудеса. https://www.kinopoisk.ru/user/358922/comment/601072/
- Что можно сразу отметить— эмоции бьют ключом, плещутся и разбрызгиваются за пределы экрана. Ни один из персонажей «Сотворившей чуда» не находится в душевном равновесии и спокойствии, это проявляется с первой минуты фильма. Режиссер дает нам прочувствовать все, что происходит в душе воспитательницы, но главным источником «заряда» является, конечно, девочка — не шаблонная, тихая, глухонемая — а ураган, которую нужно не только обучить и приспособить, да и приструнить кое-где, словом, ребенок, он и есть ребенок. https://www.kinopoisk.ru/user/1168687/comment/998802/
- Не всегда жалость— хороший союзник. Сочувствие дает чувство значимости, а в любви и на войне — все средства хороши, если они дают результат. Любого ребенка нужно учить: что правильно, что нет. Дети — те же люди, интуитивно чувствующие вседозволенность и послабление со стороны родителей. Послушание без понимания — тоже слепота. Поэтому не спешите принимать на веру манерность за хорошее воспитание… https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1229714/
- Вне всякого сомнения, «Сотворившая чудо» — один из самых вдохновляющих фильмов в истории кинематографа. Он не заставляет как-то переоценить свою жизнь или приоритеты, а скорее внушает веру в себя, в свои способности. Главная героиня помогла Хелен не только общаться с миром, но также понимать его и, самое главное, быть в нем сильным человеком. Поэтому я всем настоятельно рекомендую картину к просмотру.https://www.kinopoisk.ru/user/426194/comment/2176666/
- Слепота, какая она бывает? Физическая у ребёнка и «внутренняя» (разума или эмоций): страх (как ослепление) сына высказать свою точку зрения отцу-капитану; послушание, которое «без понимания тоже слепота»; привязанность эгоистичная родителей, которая чуть не лишила шанса на «чудо»; чувство вины из прошлого, которое едва не заслонило собой будущее. https://www.kinopoisk.ru/user/13596573/comment/2463665/
- Кино получилось жестоким. Не потому, что затронутая тема слишком болезненна, а, как раз таки, от наплевательства на саму тему. Манипулируя зрительским восприятием, Пенн не проникает в проблему и не вытаскивает человека из клубка обречённой патологии, как это делал то же Бергман. Он бродит по верхам, повышая или понижая тон пафосного показного сопереживания. Цель оправдала средства. «Сотворившая чудо» — профессиональный фильм, достойный имени режиссёра, но для заявленной сюжетной проблемы он пустоват, скучен и перегружен архаичной, даже для своего времени, моралью.https://www.kinopoisk.ru/user/1071917/comment/1132620/
Сходная проблематика:
- Васька, реж. Елена Погребижская, 2015.
- Великан (The Mighty), реж. Питер Челсом, 1998.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Моя прекрасная леди (My Fair Lady), реж. Дж.Кьюкор, 1964.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon), реж. Джулиан Шнабель, 2007.
- Собачье сердце, реж. В.Бортко, 1988.