Капоте.
Капоте (Capote), реж. Беннетт Миллер, 2005.
Талант, честность, нарциссизм, одиночество, депрессия. Как это все совмещается в одном человеке?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: самопознание, депрессия и творчество, творчество
Мотто: Можно говорить что-то, а быть совсем другим.
Круг психологических проблем:
- убийство
- биография
- самопознание
- творчество
- талант
- тюрьма
- достижение цели
- исповедь
- детская травма
- обесценивание
- психологическая защита
- профессионализм
- смертная казнь
- популярность
- психопатия
- психическое расстройство
- одиночество
Системы отношений:
- правда-ложь
Черты характера:
- тщеславие
- самолюбование
- нарциссизм
- эгоцентризм
- самовлюбленность
- цинизм
- жестокость
Эмоциональная парадигма:
- сострадание
- сочувствие
- сожаление
- угрызения совести
- переживание
- раскаяние
- любопытство
Нравственные категории:
- честность
- совесть
Символизм, метафоры:
- колосья
- книги
- решетка
- фотографии
- тюремная камера
Выразительные средства:
- пейзажи
- крупные планы
Дополнительные вопросы:
- Почему Капоте и Смит взаимно заинтересованы друг в друге?
Цитаты:
- Можно говорить что-то, а быть совсем другим.
- Самое тяжелое, когда люди что-то подозревают, и невозможно доказать обратное.
- Люди запоминают первое впечатление.
- Трумен влюблен в Трумена.
- Будь осторожен со средствами достижения цели.
- Если я уйду, не поняв тебя, весь мир будет считать тебя чудовищем. Я этого не хочу.
- — Я всегда говорю: главное, — правда.- А ты пишешь правду?- Я пишу правду. В моих книгах только, правда. Вы всегда можете сами убедиться. Я проверяю каждый сюжет, и это делает мою жизнь скучной. Нельзя думать одно, а писать другое. Надо быть честным. Я не говорю, что надо углубляться в аналитику. Но не бойтесь писать правду.
Отзывы:
- Идентифицируя себя с Пери Смитом, Капоте примеряет его судьбу, осознавая непоправимую трагедию приговорённого к смерти заключённого. Расчёт литератора сменяется испугом и бегством от самого себя, себя-Смита. Потому, что в его судьбе он видит отзвук своего прошлого. Капоте не может спасти Перри, но и сам не в силах спастись от всесокрушающей силы накатившей на него депрессии. Он ещё живёт. Но внутренне уже умер. Вместе с Пери.https://www.kinopoisk.ru/user/1479/comment/25213/
- Но главное и для режиссера, и для Капоте, лежит не в области социального, но личного. Трумен тяготеет к Пери Смиту, силится разгадать природу его дичайшей хладнокровной жестокости, и я, следуя за ним, в какой-то момент отшатываюсь от увиденного, но не Капоте. Он смотрит на свое перевернутое отражение в зеркале — одинокая душа, покалеченная и обиженная всем обществом. Тем обществом, в котором сложно найти понимание, в котором тебя не любят, а только притворяются, при этом не важно, где ты находишься — на светских высотах или у самого дна. И вот это единение двух разных и в тоже время схожих людей и стало сердцем картины. Эти отношения привлекают и отталкивают, вызывают жалость и брезгливость — ведь если твой друг хладнокровный убийца, который сам считает, что в нем «хватает человечности только на то, чтобы пожалеть себя», то кто же ты? https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/298562/
- Мы способны понять недовольство инспектора Дэви, который вынужден при восторженной жене за театральными жестами и диалогами Капоте наблюдать. Фразы Капоте насыщены эффектностью, он напропалую лжёт, и только Нелли Харпер Ли понимает его сущность, прогнившую насквозь и славе не могущую противиться, идущую у неё на поводу. Капоте в фильме так представлен, что зрителю в подвал охота спуститься — за дробовиком, и, вернувшись, застрелить чёртового писаку. Тем самым в фильме Беннетт Миллер выводит блистательную по своей едкости формулу: только одно может нас заставить проявить свои чувства — неистовое раздражение, переходящее в злобность. Мы мыслим, что простительно, стереотипами, и на этом режиссёр Миллер непрестанно подлавливает зрителей, вечно погружая с головой то в монологи Капоте, то в созерцание чудесных пейзажей, то в лицезрение чьей-то предсмертной агонии. Весь этот вялотекущий калейдоскоп превращается в незабываемую ухмылку, которая обязательно напомнит о себе в последний момент нашей жизни. Который тихим бархатным голосом напомнит о том, что нам ещё повезёт, если мы умрём своей смертью. Если нет, то, кто знает, в наш гроб полезет на тело таращиться какой-нибудь дотошный тип…
Вот такое оно, общество. Проще забыть. Проще не думать. Проще не жить. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/118288/ - Я долго ломал голову, что сказать в конце, чтобы уговорить вас попробовать Capote. Но решил ничего не говорить. Просто у меня что-то щелкнуло в душе — наверное, замкнуло. И только вам решать, что стоит это чувство? Для меня лед тронулся, господа присяжные заседатели! https://www.kinopoisk.ru/user/4505/comment/25532/
- Шедевры не даются даром, ибо творчество — это всегда самопожертвование, выворачивающее наизнанку душу, чтобы найти в ее глубинах ответы на все более и более терзающие вопросы. Несколько лет труда, уничтожающего личность, так как лишь в отречении от себя можно все понять, но вернуться обратно уже практически невозможно. Капоте это не удалось. Он убил себя, оставив сильнейшую психологическую драму, рассказывающую о насилии. Дно стакана стало его последним прибежищем, ибо алкоголь убирает сомнения и успокаивает растерзанную хладнокровием душу. Но в чем же главная причина этого?
Ложь. Она словно переплетенные в гневе черные неподвижные сучья деревьев, раздирающие светлое небо. Она пропитывает все общество, которое, подобно знаменитому писателю, постоянно меняет маски, говоря неправду всем, в том числе и самому себе. Капоте подкупает проводника, чтобы тот похвалил его.
Где начинается правда, понять уже невозможно, да, впрочем, есть ли она вообще? В паутине непрекращающейся лжи не видно ничего, даже самого себя. Убийство — только материал для написания статьи, а впоследствии и книги, трупы в гробах — источник, как и души заключенных, которые необходимо продержать в этом мире дольше, чтобы больше выведать. Аспирин в кармане — способ завести знакомство. Ложь и хладнокровие неразделимы. Пару минут назад можно рыдать над душераздирающим рассказом, а потом веселить окружающих пошлыми шутками.
Разрушение личности произошло гораздо раньше, роман только довершил неизбежное, ибо собственные чувства непонятны и попытка все объяснить ведет лишь к окончательному осознанию собственного бессилия и гибели.
И мир здесь предстает в неподвижных, словно омертвевших ракурсах, наполненных безжизненными и угрюмыми цветами, в центре которого, обманывающий самого себя, безликий человек в очках, имя которому хладнокровие. Он не способен разобраться в своих чувствах, не понимая есть ли они вообще, ибо безмерная любовь к себе выжгла ему глаза и лицо. Но он только хотел одного: чтобы все любили его. Отсюда и бесконечная ложь, причиной которой есть лишь желание понравится. Даже присутствие на казни — только стремление остаться светлым пятном в сознании уходящего из этого мира человека. Но сам он — отражение всего уже окостеневшего человечества, ждущего своей гибели.
А потому и глаза мертвеца могут взглянуть на вас из-под бровей обычного прохожего… https://www.kinopoisk.ru/user/65711/comment/123724/ - Самый главный вопрос, который задавал Капоте— абсолютно ли зло, достоин ли злодей смертной казни за совершённое им; самый главный вопрос, который задаёт Миллер — можно ли в угоду своим интересам поступиться чужой жизнью? И то зло, что предстаёт на экране, имеет несколько лиц: первый злодей — редкий тип прирожденного убийцы, человек абсолютно нормальный, но лишенный совести и способный, по поводу или без повода, совершенно хладнокровно нанести удар. Второй же — несчастный человек, чья жизнь вовсе не была медом, но — чередой жалких уродливых скитаний от одного миража к другому в поисках то ли счастья, то ли мести, то ли того и другого за раз; жизнь, раздробившая кости и причинявшая ежедневно боль, жизнь, где нет любви и привязанности, а люди — только мишени в тире; когда палишь по ним, видишь лица своих врагов. Да и что есть жизнь? Огонек светлячка в ночи, пар от дыхания бизона зимой, маленькая тень, что бежит по траве и пропадает на закате — так то ли вслед за Капоте, то ли вслед за самим заключенным, меряющим жизнь такими образами, повторяет Миллер холодным серым кадром — пустой и мёртвый дом на фоне пустынных прерий, огни в ночи небольшого городка, встречающего приезжих гостей, лицо с обречённым взглядом. На смену — яркость столичных встреч под шампанское, бесконечное и хаотичное движение черных сюртуков и аляповатых платьев, размеренный голос, невозмутимо читающий свой лучший текст, пока глаза слушателей напряжённо вглядываются в круг света на сцене, как будто там выступает цирковой артист, а не литератор. Есть ещё третье лицо зла, но какое? Безусловно, Миллер любит Капоте ровно так же, как и презирает: в его собственном творчестве тот, о ком мы и не могли бы подумать, вдруг окажется способным на злодейство — почти извечный мотив, подчёркнутый этой историей, будто бы чтя автора, но невзначай расставив иные акценты, создавая напряжение без диалогов — не разрядом тока, но шагом в неизбежное. Слабые отвернутся, задумавшись, наверное, о смысле жизни — правосудие не торжествует, автор повержен, но смерть — только смерть и расставляет настоящие точки. https://www.kinopoisk.ru/user/185628/comment/2294139/
Сходная проблематика:
- Адаптация (Adaptation), реж. Спайк Джонз, 2002.
- Бёрдмэн (Birdman), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014.
- Дом, который построил Свифт, реж. Марк Захаров, 1982.
- Июльский дождь, реж. Марлен Хуциев, 1966.
- Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
- Пять легких пьес (Five Easy Pieces), реж. Боб Рейфелсон, 1970.
- Сильвия (Sylvia), реж. К.Джэффс, 2003.
- Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.