КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Уильям Тернер.

Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.

Солнце – это бог. Когда все в вашей жизни подчинено этому богу – солнечному свету, важно ли то, что вы едите, во что одеты, как говорите, кого любите?..

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество

Мотто: Солнце – это бог.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • биография
  • забота
  • семья
  • утрата
  • созерцание
  • травма
  • фрустрация
  • сублимация
  • насмешки
  • издевательство
  • старение
  • старость
  • смерть
  • агония
  • любовь
  • инаковость
  • талант
  • классовое неравенство
  • уродство
  • конфликт
  • самоизоляция
  • характер
  • служение
  • вера
  • пассионарность

Системы отношений:

  • хозяин-слуга
  • отец-сын
  • муж-жена
  • прошлое-будущее
  • талант-посредственность
  • человек-бог
  • консерватизм-либерализм
  • человек-человек

Черты характера:

  • угрюмость
  • мизантропия
  • грубость
  • эгоизм
  • отчужденность
  • самодостаточность
  • вежливость
  • воспитанность
  • замкнутость
  • чуткость
  • любознательность
  • бескорыстие
  • вера в себя
  • уверенность
  • эксцентричность
  • трудолюбие
  • чувство юмора
  • прямолинейность
  • честность

Эмоциональная парадигма:

  • сострадание
  • сочувствие
  • скорбь
  • одержимость
  • страсть
  • боль
  • нежность

Нравственные категории:

  • ложь
  • уважение
  • порядочность

Символизм, метафоры:

  • закат
  • свиное рыло

Выразительные средства:

  • пейзажи
  • цвет
  • свет
  • музыка
  • саунд-трек
  • контрастность

Дополнительные вопросы:

  • Какие конфликты раскрываются в фильме?

Цитаты:

  • На этой земле все взаимосвязано. Ничто не существует само по себе.
  • У него была идеальная картина, а он превратил ее в насмешку.
  • Это ваша боль, не переносите ее на своих любимых.
  • Я хочу видеть все свои картины, выставленные в одном зале и созерцаемые народом бесплатно.
  • Солнце – это бог.

Отзывы:

  • Обрюзгший чудак с вечно недовольным выражением лица, готовый расплакаться от бетховенских или перселловских секвенций. Способный увидеть в лице пожилой дамы профиль Афродиты. Привязать себя в шторм к мачте во время бури — а потом «телесность» снежных хлопьев, перемешанных с соленой водой, воплотить в морском шедевре. Нечленораздельно бурчащий от недовольства и удовлетворенно хрюкающий инфантил. Убедительный и ироничный спорщик. Эти резкие, почти театральные краски густыми мазками накрывают одна другую, разбухая в конфликт внешнего и внутреннего. https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/05/17/59580-blednyy-prizrak-luchshih-let
  • Тернер сохраняет редкое умение всегда оставаться немного ребенком. С его непосредственностью и восторженным взглядом на мир — мир как природу, царство солнца, а не человека. Это же помогает ему встречать удары судьбы. На его глазах умирает отец, единственный родственник, к которому он испытывал теплые чувства. Тернер сидит у его постели, глаза на мокром месте — и вдруг он одним резким движением сам себе утирает и сопли, и слезы. Только спустя время он придет к проститутке, чтобы заполнить блокнот эротических эскизов, и уже расплачется как следует. http://www.mk.ru/culture/2014/05/16/portret-hudozhnika-v-starosti.html
  • Тернер у Майкла Ли редко облекает мысли в слова, зато в каждом его занятии под толстой шкурой похрипывает и посапывает паровой котел, удивительный биодвигатель, заставляющий этого не слишком приятного на вид и в общении человека создавать удивительные, наполненные светом и движением воздуха картины. Впрочем, неприятен в общении Тернер с теми, кто ему не интересен. С другими же он бывает обходителен, остроумен, честен. Физиологичность героя подчеркивается с первых кадров: монтажная склейка рифмует бритье свиной головы на кухне с бритьем самого Тернера. Да, великий человек может быть похож на свинью, ну и что. https://www.gazeta.ru/culture/2014/05/16/a_6036913.shtml
  • «Солнце — это Бог», — скажет Тернер, умирая. Доказательства его веры — многочисленные полотна, тревожно-желтые раньше, чем у Ван Гога, дымчатые прежде, чем у Моне. Опередивший свое время художник был равнодушен к любой другой религии, кроме служения свету и цвету. Не случайно в фильме Ли есть сцена, где Тернер наблюдает за научным экспериментом знакомой дамы. В ходе его накаленная солнечным зайчиком — а точнее, красным цветом пойманной на холсте радуги — иголка начинает раскручиваться. Все вертится благодаря цвету. Но в мире «Мистера Тернера», кроме него, об этом мало кто знает. http://www.gq.ru/blogs/cannes/75241_bog_solntsa.php
  • По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство — явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов. http://www.msk.kp.ru/daily/26231/3114306/
  • «Солнце — это Бог», — говорит на смертном одре Уильям. Эта фраза красной нитью идет через все творчество Тернера и через фильм режиссера Ли: мешковатый маринист считал, что именно борьба между светом и тенью порождает всю окружающую нас красоту. Одержимый этой схваткой солнца и тьмы, Тернер, наплевав на бывшую жену и дочерей, мнение королевы Виктории, рисует свои полотна, на которых главный герой всегда один и тот же — солнце. Солнце, которое каждый день разное, несмотря на то, что ежедневно движется по одной и той же траектории. https://www.kinopoisk.ru/user/268254/comment/2252302/

Сходная проблематика:

  • Амадей (Amadeus), реж. М.Форман, 1984.
  • Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
  • Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring), реж. Питер Веббер, 2003.
  • Переписывая Бетховена (Copying Beethoven), реж. А.Холланд, 2006.
  • Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
  • Полное затмение (Total Eclipse), реж. А.Холланд, 1997.
  • Призраки Гойи (Goya’s Ghosts), реж. Милош Форман, 2006.
  • Фрида (Frida), реж. Д.Теймор, 2002.
  • Чаплин (Chaplin), реж. Ричард Аттенборо, 1992.

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *