Кинотерапия для снятия тревожности.
В рубрику Теория
Кино лечит? Разбираемся, как с помощью фильмов со смыслом можно не только интересно провести время, но и бережно понять себя и свои эмоции.
Кинотерапия — это мягкое и терапевтическое воздействие на наше эмоциональное состояние. Тревога за будущее, проблемы и страхи — все это вечные темы, затронутые великими режиссерами ни один десяток раз. Кинотерапию стали активно развивать во второй половине прошлого века. Один из первопроходцев, психолог Гари Соломон, сравнивал фильмы с «исцеляющими инструментами» и называл весь процесс «исцеляющим путешествием».
Зачастую мы осознанно или бессознательно ассоциируем себя с экранными персонажами. Любой сюжет демонстрирует, как герои попадают в кризисную ситуацию и ищут из нее выход. Наши эмоциональные реакции на это показывают личную дорогу к комплексам и травмам, а анализ и рефлексия увиденного помогают взглянуть со стороны на собственное поведение.
КОМУ ЭТО ПОЛЕЗНО
Кинорефлексия становится мощнейшим инструментом для саморазвития, когда у нас накопились эмоциональные проблемы, но нет готовности к индивидуальной психотерапии и прямой работе с «внутренними демонами». Регулярная и планомерная кинотерапия обеспечивает постепенное эмоциональное взросление и личностный рост благодаря проработке эмоциональных откликов на фильмы.
Ощущение у взрослого человека потерянности в мире — один из индикаторов состояния, с которым важно работать. Такая работа может проходить как в индивидуальном, так и в парном и групповом формате. Совместная практика — тоже прекрасный способ совместной настройки с партнером и укрепления отношений. Мы лучше узнаем внутренний мир близкого человека через его восприятие разных киносюжетов.
КАК ВЫБРАТЬ КИНО
См. Как выбрать фильм для кинотерапии?
В рамках самостоятельной кинотерапии выбор делается просто — по темам, сформированным любым онлайн-кинотеатром или стриминговыми видеосервисами. Несмотря на то что написать в поисковик волнующую тему легко («фильмы об отношениях матери и дочери», «фильмы о кризисе брака» и так далее), выбрать нужное из огромного списка — уже большая задача. Опираться стоит на предпочтительный жанр, актерский состав и автора. Для кого-то важно посмотреть рейтинг фильма, призы и номинации. Терапевтические сюжеты попадаются среди разных жанров, но чаще всего это драмы и мелодрамы.
Внутри кинотерапии есть наиболее распространенные темы. Это проблемы, которые волнуют большинство из нас: детско-родительские отношения (как с родными, так и с приемными детьми, подростками), связь братьев и сестер, любовные союзы (взаимодействие на всех стадиях отношений), личное развитие (коучинг), взросление и ответственность, кризисы смысла, депрессивные состояния…
ПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО
Первое напутствие звучит так: важно ориентироваться на личные проблемы и рассматривать то, что позволит раскрыться, поддержит на пути к счастью. Фильмы создают такие же люди, как и мы, опираясь на багаж своих и чужих знаний и историй. Именно это и помогает нам, глядя на их героев, менять собственную жизнь.
Необходимо четко сформулировать проблему, с которой вы хотите работать парой, семьей или индивидуально. В комфортной обстановке после внимательного просмотра кино важно обсудить (исключительно добровольно) или самостоятельно ответить на вопросы.
См. Психоанализ фильма
- Что запомнилось из фильма?
- Какие эмоции он вызвал?
- Что и почему оказало наибольшее впечатление?
За любыми яркими реакциями могут скрываться наши вытесненные переживания или аспекты личности. Поэтому особое внимание нужно уделить главным героям: анализировать чувства, мысли и реакции, которые вызвали у нас их действия.
Обычно во время просмотра человек сливается с одним из персонажей, если ему близко его настроение или ситуация. Анализ поведения и поступков героя помогает посмотреть с другой стороны на собственную жизнь. Также следует выразить перечень чувств и проблем, которые вскрыл в нашем сознании фильм.
Не бойтесь пробовать кинотерапию без психолога. Можно все обдумать через призму личных взглядов. Но если останутся вопросы и сомнения, правильно ли вы все поняли и сделали выводы относительно своей ситуации, тогда стоит обратиться к помощи профессионала. Он поможет увидеть, какие элементы фильма ваше подсознание намеренно вытеснило из поля восприятия.
ПРИМЕР ОДНОГО ФИЛЬМА
Тревога за свою жизнь и будущее — абсолютно нормальное и знакомое всем явление, которые мы можем проработать. Рассмотрим это на примере фильма «В погоне за счастьем» (режиссер Габриэле Муччино, 2006 год).
- С чего начинается фильм и что нам хочет сказать режиссер этими кадрами? Главный герой Крис Гарднер — взрослый мужчина, который мечется из состояния взрослого в состояние ребенка. Он считает, что посвящение себя одному делу обязательно приведет к успеху.
- Какими характеристиками он обладает и к чему это приводит? Постоянно опаздывает, не оплачивает штрафы, налоги, аренду квартиры. В итоге он оказывается в тюрьме, выселен из квартиры и потом из отеля. И кажется, что хорошему человеку катастрофически не везет. Так ли это?
- Доводит ли он начатое до конца? На что он надеется, когда нарушает закон?
- Почему у героя до начала его брокерской карьеры ничего не получалось? Почему он стал неудачником, влез в долги?
- Он умный мужчина с развитыми коммуникативными навыками. Что дало ему силы не сломаться? Сын и вера в лучшее? Здесь важно отметить, что Крис ни разу не срывается на ребенка, не жалуется и спокойно решает трудности. Отсюда же можно перейти ко взгляду на распространенную проблему: как часто мы видим людей, сдающихся на полпути? Когда все рушится, что нас мотивирует?
- Инфантилизм Гарднера исчезает после того, как он опускается на самое «дно» и живет с сыном в ночлежке. Это критическая точка — он берет ответственность за свою жизнь. Не зря фильм называется «В погоне за счастьем» и показывает вечные темы — семья, родительство, карьера. Счастьем здесь оказывается осознание взрослости и ответственности, готовность принимать вызовы от непредсказуемой жизни. Крис делится с нами бесценным опытом, как без паники и обвинений окружающих в своих проблемах выдерживать все превратности судьбы.
Предлагаю еще три культовых фильма для самостоятельного разбора:
- «Жизнь прекрасна» (режиссер Роберто Бениньи, 1997 год)
- «На грани» (режиссер Ли Тамахори, 1997 год)
- «Король Лев» (режиссер Джон Фавро, 2019 год)