Малена.
Малена (Malèna), реж. Джузеппе Торнаторе, 2000.
Трагическая судьба женщины в мире, который по-прежнему, несмотря на все слова и стремления к равноправию, во многом остается мужским и преисполненным устаревшими предрассудками и стереотипиями.
Фильм снят по одноимённому рассказу Лучиано Винчензони.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Малена. Смысл фильма.
Основная психологическая тема: подросток, становление личности, сексуальность, выбор, социальная драма
Мотто: Ее преступление – ее красота.
Круг психологических проблем:
- женщина
- подросток
- одиночество
- красота
- инаковость
- идеал
- мечта
- травля
- провинция
- война
- жестокость
- сексуальность
- фантазия
- сплетни
- предрассудки
- традиции
- фашизм
- безысходность
- невинность
- диктатура
- становление личности
- обвинение
- изоляция
- лицемерие
- взросление
- выбор
- голод
- бедность
- унижение
- крушение жизни
- месть
- бегство
- психологическое насилие
- предательство
- насилие
- проституция
- судьба
- депрессия
- апатия
- изоляция
- отвержение
- искушение
- ханжество
- мещанство
- социальная драма
Системы отношений:
- человек-общество
- отец-сын
- мужчина-женщина
Черты характера:
- саркастичность
- чувство собственного достоинства
- гордость
Эмоциональная парадигма:
- влюбленность
- восхищение
- похоть
- стыд
- горе
- презрение
- зависть
- отчаяние
- сострадание
- чувство вины
- печаль
- злость
- ярость
- ненависть
- нежность
- раскаяние
- отчаяние
Нравственные категории:
- подлость
- нравственность
- трусость
Символизм, метафоры:
- выстиранное сохнущее белье
- велосипед
- шорты-брюки
- море
- стрижка/волосы
Выразительные средства:
- юмор
- метафоричность
Дополнительные вопросы:
- Диктатура предрассудков vs диктатура фашизма.
- За что завидуют и мстят Малене жители города?
- Как меняются эмоциональные переживания Малены в течение фильма?
- Почему Малена не уехала из города раньше? Почему они вернулись?
- Аллюзии на какие произведения искусства вы увидели в фильме?
- Почему Ренато так и не решился подойти к Малене, тем более, защитить ее?
Цитаты:
- Мне было 13, когда я увидел ее впервые. Прошло время, я любил многих женщин, и когда мы были близки, они спрашивали: буду ли я помнить их? И я говорил: да, я буду помнить вас. Но единственная, кого я никогда не забуду — та, которая никогда не спрашивала. Малена.
- В тот день, когда кто-то проломит балку нашему великому лидеру, ты получишь свои длинные штаны.
- — Мальчик не есть уже третий день. Он заболеет. – Ничего страшного. В России вообще ничего не едят и живут.
- Ее преступление – ее красота.
Отзывы:
- Я не считаю, что это ‘История женщины, которая была слишком красива для маленького городка’. Это рассказ о человеческой сущности. Когда люди видят что-то красивое, они хотят это иметь или завидуют тому, кто это имеет. Основная масса людей…
Женщины ей завидовали и ненавидели, мужчины хотели ее ‘поиметь’.
и никто не думал о ее человеческой сущности, о том, какая она на самом деле, как ей живется. Все эти люди САМИ сделали из нее проститутку! Они сделали из нее то, что ОНИ о ней думали.
Это фильм о двойной морали, о трусости и низости людей. Фильм очень серьезный и не всем дано его понять… https://www.kinopoisk.ru/user/8658/comment/24089/
- Но «Малена» — картина не только о безответной любви. Конечно, это центровая история, но еще это кино об обществе. О его подлости и безразличии к чужой беде. Ведь никто из представителей так называемого сильного пола даже не заступился за Малену, когда разгневанные жены избивали ее на городской площади. И никто не воспринимал ее как человека. Мужчины видели в ней объект утех своих сексуальных фантазий. А женщины – шлюху и соперницу. Отлично показаны люди, которые улыбаются в лицо, а за спиной говорят гадости. А город, в котором все про всех знают, где новую сплетню обмусоливают несколько дней, где жителям дай повод только посплетничать. Торнаторе просто большой респект за то, что так хорошо показал все эти моменты.
Но есть еще одна вещь, которую показал режиссер. А именно – сила духа. Какое же надо было иметь самообладание, чтобы вернутся в ненавистный город. Какое мужество должно быть в человеке, чтобы улыбаться тем, кто тебя унизил и распускал о тебе сплетни. Малена – не просто красивая женщина. Она еще очень сильный человек. https://www.kinopoisk.ru/user/145131/comment/158484/ - Это драма о зависти, которая превращает жизнь красивой женщины и любящей жены в ад. Это драма о беспричинной жестокости, которую порождает зависть. Это драма о женщине, служащей объектом насмешек из-за зависти, которую вызывает её красота.
Жизнь Малены драматична. Её поливают грязью все, кому не лень, она получает известие, что её мужа убили на войне, её отдают под суд из-за несуществующей связи с замужним мужчиной, её постигает безденежье, которое заставляет её начать продаваться, так как другого способа заработка общество ей не предлагает. Удары жизни сыплются на неё друг за другом и венчаются ударами разъярённых, до безумия жестоких в своей зависти женщин на площади. https://www.kinopoisk.ru/user/283008/comment/408097/ - Честно признаюсь, я едва не кричала ‘Ну что ты стоишь? Ну что ты встал, как истукан? Спаси ее! Спаси же! ‘ в жестокой кульминации фильма. Я впервые за долгое время ощутила такое желание прыгнуть внутрь, оказаться там, в фильме, и собственноручно сделать что-то, защитить ее, принять удар на себя, но парень только следил, не осмеливался подойти ближе. Меня, если честно, это больше всего поразило…. И даже после окончания фильма у меня в голове все равно назойливо вертелся вопрос: ‘Почему??Почему он не решился??Ведь могло бы быть все иначе, по другому!! ‘Никто ее не любил достаточно, что бы защитить! Таков мой вывод. https://www.kinopoisk.ru/user/226414/comment/251955/
- Казалось, ни что, никакие исторические потрясения не могут изменить сложившийся веками уклад этого города. И только одно было способно перевернуть всё — возвращение Малены. Может ли один человек противостоять целому городу? Нет, город сильнее его, он раздавит всё отличающееся, непохожее. Но то чувство достоинства и порядочности, которое пронесла Малена через все унижения, дало ей шанс победить горожан. И то, что они приняли её — это не попытка запоздалого раскаяния, просто теперь она не представляет для них угрозу. Но сколько же силы воли потребовалось Малене, чтобы не отомстить тем, кто унизил её, а быть вежливой с ними. Это был не компромисс, а истинное благородство. И Малена была всё так же красива. Но уже не красотой молодости, а красотой страдания. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/738171/
- Человеческая жестокость не имеет границ, порожденная завистью и обидой, она сокрушительна. Не сломаться очень непросто; хотя трудно сказать, что героиня и впрямь пережила этот ужас — погасший взгляд и скромное молчание говорят лишь о сломленном внутреннем стержне, но никак не о успокоении души и абсолютной гармонии.https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1365393/
Сходная проблематика:
- Гарольд и Мод (Harold and Maude), реж. Хэл Эшби, 1971.
- Двадцатый век (Novecento), реж. Бернардо Бертолуччи, 1976.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Кожа, в которой я живу (La piel que habito), реж. Педро Альмодовар, 2011.
- Любовь (Love), реж. Гаспар Ноэ, 2015.
- Розыгрыш, реж. Владимир Меньшов, 1976.
- Уроки вождения (Driving Lessons), реж. Джереми Брок, 2006.
- Чучело, реж. Ролан Быков, Аркадий Хайт, 1983.
- Я вас любил, реж. Илья Фрэз, 1967.