Хороший мальчик.
Хороший мальчик (Beautiful Boy), реж. Шон Ку, 2010.
Он был такой хороший мальчик… Мы его так любили… Наши дети остаются нашими детьми всегда, какими бы они ни были и что бы они ни совершили. И как счастливы те родители, которым суждено радоваться и гордиться, и как безутешны те, кто скорбит и переживает чувства вины и стыда. Есть ли в судьбе наших детей наши заслуги и наша вина? В силах ли мы уберечь их от разочарований, несчастий и непоправимых ошибок? Как нам самим пережить все случающееся с ними?..
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: потеря близкого человека (ребенка), подростковые проблемы
Мотто:
- Как жить дальше?
- Ребенок нуждается в любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Круг психологических проблем:
- подростковая депрессия
- самоубийство
- убийство, школьный терроризм
- посттравматический стресс, возвращение к нормальной жизни
- горе, скорбь, фазы проживания: отрицание, гнев, депрессия, принятие
- сублимация горя
- эмоциональная драма, глубокие переживания
- семья
- семейный конфликт
- стол переговоров
- изоляция, изгнание
- чувство вины, поиск виновного, самообвинение
- отчужденность, отдаление, взаимонепонимание
- взаимопомощь, взаимоподдержка
- необходимость перемен
- воспитание ребенка, запреты, строгость
- тактичность
- скандал, СМИ
- травля
- смирение
Системы отношений:
- муж-жена
- родители-ребенок
- мама-редактор – сын-писатель
- семья
- преступник — общество
Черты характера:
Эмоциональная парадигма:
- скорбь
- отчаяние
- злость
- истерика
- стыд
Нравственные категории:
- тактичность
- уважение
Символизм, метафоры:
- попытка оттереть надпись на могильном камне
- мама-редактор – сын-писатель
- красный корректорский карандаш
Выразительные средства:
- музыка
- недосказанность
- эмоции героев
Дополнительные вопросы:
- Почему родители так и не просмотрели прощальное письмо Сэмми?
- Почему это произошло? Кто виноват? Что родители сделали не так?
- Следовало бы родителям обратиться за профессиональной помощью? Что могло бы им помочь?
Цитаты:
- — Кто это? – Журналисты. Наверное, им сказали имя. – Мы только что потеряли сына. Что им нужно? – Сенсации.
- — Мы не были лучшими родителями на Земле, но не были ведь и худшими. Бывают же и похуже родители… Почему он?.. – Не знаю.
- — Мы надеемся найти объяснения, но это не всегда возможно. – Да.
- — Не знаю, почему я запрещала Сэмми есть фаст-фуд.
- Простите меня. Не надо ненавидеть меня.
- Иногда хорошие люди делают плохие вещи.
- Ребенок нуждается в любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
- Если это сделать, то все изменится. Будет ли хуже, будет ли лучше, но точно по-другому.
- Нам остается задать только один вопрос: есть ли у них еще дети, кого нам стоит бояться?
- — Это наша вина. Мы что-то упустили. Не объяснили, что значит быть счастливым… Он убийца, и мы виноваты.
- — Я тебя не выносил. Хотел уйти. Но я застрял! Застрял! Не смог. Из-за Сэма. А теперь я хочу, чтобы его у нас не было… — Это и есть объяснение.
- — Стоит ли об этом говорить? Стоит ли забыть? Делать ли вид, что ничего не было? – Боюсь, из умалчивания ничего не выйдет.
- Каждый может испытывать злость. Никто не виноват – ни ты, ни твой муж.
- Не так уж много людей могут понять, через что тебе приходится пройти.
- — Боюсь, его гнев передался ему от меня. Он звонил нам накануне, и я вновь и вновь повторяю это в своей голове. Пытаюсь понять, почему он позвонил, что он хотел сказать… Он наверняка просил о помощи, хотел, чтобы мы его остановили… — Но что бы вы могли ему сказать?
- Говорят, господь не дает ношу тяжелее, чем человек может вынести. Думаю, это ложь.
Выдержки из рецензий:
- Однако основная тема— именно потеря и ее преодоление. Когда я смотрела фильм, постоянно восклицала что-то типа: «какой кошмар!». Ужас прямо пронизывает, когда пытаешься встать на место героев: родного сына больше нет, он убил 17 человек. Кто в этом виноват? Можно ли было предотвратить трагедию? Как к нему теперь относиться?
И горе, и непонимание, и чувство вины, и любовь, и ненависть — все единомоментно. Прямо кровь леденела от этих эмоций! Да еще в придачу повышенное внимание, в большинстве случаев — негативное. Думаю, я бы на месте родителей сошла с ума! http://www.kinopoisk.ru/user/972717/comment/1327579/ - Здесь же просто фантастическая драма. Мария Белло и Майкл Шин создали такой сильный, настоящий дуэт, что ты сопереживаешь каждую минуту, веришь им, болеешь за них. И эти волны отношений: потерявшие друг друга, давно чужие люди, стена между ними, которая рушится при, поначалу, слабых и неуверенных попытках как-то помочь друг другу, поддержать, снова отчуждение и затем снова возрождение. И люди вокруг, их порой ужасно жестокая реакция на происходящее. http://www.kinopoisk.ru/user/254171/comment/1323760/
- А начинается всё с того, что зрителя знакомят с типичной семьёй, что вроде бы и несчастливая, но со стороны — благополучная и спокойная, печально стандартная и знакомая многим: муж и жена холодны друг с другом, общаются нечасто и с раздражением, поглощены заботами и лишь поверхностно интересуются жизнью сына. Между супругами встала высокая и глухая стена, единственной дверью в которой является их ребёнок. Режиссёр показывает семью или скорее то, что от неё осталось, перед лицом трагедии, беспощадно вырвавшей из рук родителей то единственное, что по-прежнему связывало их в этом мире. «Хороший мальчик» не «Слон» и не «Класс», не пытается разобраться в детской психологии или препарировать социальные проблемы. Он умело показывает изнанку террористического акта, жизнь не до и не во время, а после него, испепеляющего всё нажитое благополучие до основания. Все кровавые подробности остаются где-то на втором плане: на экранах телевизоров, в досужих людских разговорах. Стрельба в колледже — лишь формальное событие, его последствия гораздо важнее. Что сделано, то сделано: режиссёр не смакует насилие, не акцентируется на резне и личности самого ребёнка, он уверенно и планомерно рисует на экране тяжёлые дни и ночи двоих людей, ужасы которых только начинаются.
«Хороший мальчик» не будет увлекать и развлекать, кинолюбитель, решившийся на просмотр, должен быть готовым к полутора часам депрессивной, посттравматической драмы, в которой два человека будут натуралистично страдать, плакать, злиться на беззастенчивых журналистов и беспощадную судьбу. Только психология родителей имеет здесь ценность и ради неё снималась картина, что состоит из сцен и деталей, созданных с целью сильнее оголить этот нерв и с садистской навязчивостью давить и давить на него. Ибо от этого не убежать: каждый день воспоминания гонятся за персонажами, каждая мысль об одном и том же. Супруги могут сблизиться, как уже давно не были близки, в попытке найти опору в мире, лишившемся опор. Супруги могут отвлекаться: работать, гулять, даже смеяться, но оно всегда будет рядом: безмолвное, невыносимое, немыслимое.
Чувство опустошённости настолько обволакивает картину, что будет лестным для режиссёра отметить: главная героиня здесь — трагедия. Именно она подчиняет себе все действия и помыслы персонажей, выглядывает из-за их спин в каждом кадре, отражается в лицах, ощущается явственно каждый миг, материализуется в окружении, в атмосфере, в деталях. С первых кадров она незримо присутствует, предвосхищая грядущее потрясение. С ней наедине остаются родители, с ней борются, ей уступают. Можно было запросто испортить шаткое равновесие психологической игры, гиперболизировав переживания героев, добавив больше криков, ругательств и стенаний. Но фильм выдержал это искушение, предоставив главенство почти осязаемому чувству свершившейся катастрофы, сделав героев не слишком яркими, но очень живыми и человечными: не актёрами, но людьми. Их поступки естественны, их страдания понятны, они не заслоняют собой тяжёлые обстоятельства, не перетягивают одеяло, предоставляя право диалогам, атмосфере и сюжету вести персонажей за собой. А зрителю помогая без лишних препон ощущать гамму эмоций, бомбардирующих уязвлённые души родителей.
Свинцовая тяжесть, заполняющая душу от осознания, что тот красивый, озорной мальчик с фотографий и старых видеозаписей превратился в бездумного монстра, равнодушно расстрелявшего два десятка человек. Щемящее беспокойство от вопроса, что и когда они упустили, где была та точка невозврата, которую беспечные родители умудрились проглядеть, не заметив роковых изменений в мальчике. Суматошный поиск виновных: плохих друзей, бездушных педагогов. И бездонная пустота в минуту принятия неоспоримого: виноваты двое, виноваты оба. Можно бороться с этой правдой, отвергнуть её, но всегда чувствовать саднящую вину, от которой не скрыться. Где же они потеряли хорошего мальчика? Думается, там же, где потеряли друг друга. http://www.kinopoisk.ru/user/661898/comment/1914820/ - Семья— это люди, которые несут ответственность друг за друга в радости, горе, даже после того как одного из них не станет. Родители — это те, к кому придут за ответами. А ответов нет. http://www.kinopoisk.ru/user/1148797/comment/1411426/
- Я изначально и всегда не приемлю насилия. Никакого, даже словесного. И здесь — ситуация, которая шокировала неизменно сильно — бессмысленное убийство людей. Иногда я пыталась представить себе, как это — идти и стрелять во всех, кто попадётся тебе на пути, пока тебя самого не остановят навсегда. В нескольких фильмах и даже сериалах я встречала подобные ситуации — очень больно. Здесь, в фильме Прекрасный мальчик, мне не менее больно. Благодаря этому фильму я увидела боль сильнее, чем та, что накрыла родителей и родных жертв убийцы. Мне показали агонию двух самых близких людей самого убийцы. И теперь, к несчастью, видя в новостях сюжеты о подобных трагедиях, моя личная боль увеличится в два раза. http://www.kinopoisk.ru/user/1607453/comment/1386062/
- Сюжет хоть и не новый, но взгляд на ситуацию весьма интересный. Каждому родителю очень сложно пережить смерть собственного ребенка. А когда ты знаешь, что он еще лишил жизни других, то гораздо сложнее принять ситуацию и двигаться дальше. Я бы не стал винить родителей за поступок их ребенка. Конечно, они сами чувствуют ответственность и вину за то, что не уследили за ним, не заметили странного поведения, не помогли справиться с депрессией. Но откуда им знать, что у вполне обычного подростка могут возникнуть в голове такие страшные мысли? В мире полно застенчивых детей. Многие впадают в депрессивное настроение. Но это же не значит, что они собираются устроить в школе перестрелку. http://www.kinopoisk.ru/user/1309084/comment/1844035/
Схожая проблематика: