КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Побег из Шоушенка.

Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.

Что бы вы делали и как изменилась бы ваша личность, будь вы несправедливо приговорены к двум пожизненным заключениям за убийство любимой жены?

Фильм снят по мотивам повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» (Rita Hayworth and Shawshank Redemption)

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: достижение цели, тюрьма, человек-человек, дружба, преодоление, мужество, управление, мудрость, трансформация

Мотто:

  • Надежда – самая лучшая из вещей, она никогда не умирает.
  • Занимайся жизнью или занимайся смертью.

Круг психологических проблем:

  • достижение цели
  • тюрьма
  • любовь
  • насилие
  • издевательства
  • унижение
  • дружба
  • взаимопомощь
  • информированность
  • преодоление
  • выход
  • надежда
  • гуманизм
  • инаковость
  • характер
  • здесь и сейчас
  • быть самим собой
  • забота
  • свобода
  • риск
  • причина-следствие
  • самоубийство
  • освобождение
  • победа
  • самопознание
  • бизнес
  • управление
  • лидер
  • коррупция
  • подлог
  • месть
  • трансформация
  • преступление
  • власть
  • шантаж
  • оптимизм
  • обретение счастья
  • выбор
  • мечта
  • убийство
  • рабство
  • выживание
  • переоценка ценностей
  • мотивация

Системы отношений:

  • человек-человек
  • человек-тюрьма
  • справедливость-несправделивость
  • жизнь-смерть
  • свобода-несвобода
  • свобода-рабство
  • человек-свобода

Черты характера:

  • порядочность
  • интеллигентность
  • доброта
  • честность
  • благородство
  • чувство собственного достоинства
  • принципиальность
  • гордость
  • стойкость
  • настойчивость
  • целеустремленность
  • вера в себя
  • мужество
  • гуманность
  • жестокость
  • аморальность
  • свободолюбие
  • трудолюбие
  • ответственность
  • лицемерие
  • сила духа
  • аккуратность
  • терпение
  • жизнелюбие

Эмоциональная парадигма:

  • ревность
  • безнадежность
  • разочарование
  • смятение
  • растерянность
  • уверенность
  • триумф
  • подавленность
  • чувство вины
  • страх
  • волнение
  • возбуждение
  • радость
  • любопытство
  • возмущение
  • ярость
  • гнев
  • брезгливость

Нравственные категории:

  • право
  • справедливость
  • совесть
  • уважение
  • мораль
  • подлость
  • предательство

Символизм, метафоры:

  • постеры актрис
  • тюрьма
  • лаз
  • геологический молоток
  • тюремный двор
  • библиотека
  • Библия
  • серый камень
  • губная гармошка
  • дуб
  • решетки
  • канализация
  • комиссия по помилованию
  • океан
  • Начальник тюрьмы Нортон насвистывает гимн «Eine feste Burg ist unser Gott», название которого переводится примерно так: «Могучая крепость и есть наш бог».

Выразительные средства:

  • голос за кадром
  • музыка
  • крупные планы
  • метафоры

Дополнительные вопросы:

  • Что за «невидимый плащ» был на Энди Дюффрейне?
  • Что значат слова «время режет тебя, как острая бритва»?
  • Почему Рэд хотел вернуться в тюрьму?
  • Что побуждало Энди к таким поступкам?
  • Что значит заниматься жизнью и что значит заниматься смертью?
  • Во что верил Энди?
  • Как освободиться из собственного Шоушенка?

Цитаты:

  • Я понимаю, почему его некоторые не переносили. Все поведение Энди Дюффрейна считалось ненормальным. Он был весь такой тихий и говорил так, как здесь было не принято. Он прогуливался, как человек в парке без забот и хлопот, как будто на нем был невидимый плащ, который защищал его от неприятностей.
  • Можно подумать, что он специально себя так повел, чтобы выставиться перед охраной или завести друзей среди заключенных, но мне кажется, что он просто хотел почувствовать себя нормальным человеком.
  • Эти стены плохо действуют на людей. Сначала ты их ненавидишь, потом привыкаешь, а потом зависишь. Вот что такое тюремный человек.
  • — Главное, чтобы ты не забыл, что не все на свете сделано из серого камня, и внутри человека есть такое место, до которого никто не может добраться, и оно – твое. – О чем ты говоришь? – О надежде.
  • Человек будет делать в тюрьме что угодно, лишь бы его ум был занят.
  • Энди Дюффрейн, который прополз через реку дерьма, выполз чистым.
  • Надежда – самая лучшая из вещей, она никогда не умирает.
  • Занимайся жизнью или занимайся смертью.
  • Я был так взволнован, что не мог усидеть на месте от мыслей в голове. Такое приятное чувство возбуждения испытывает только свободный человек. Свободный человек в начале долгого пути.

Отзывы:

  • Энди Дюфрейн— молодой человек, работавший вице-президентом крупного банка и несправедливо осужденный на два пожизненных заключения за убийство своей жены и любовника. По сути, он — человек, попавший в чудовищную и ужасную ситуацию. И, пройдя через все круги ада и проверку на гордость, мужество, упорство, честь и человеческое достоинство, он не сломался и не потерял человеческий облик, показав себя цельной и сильной личностью с несгибаемым волевым стержнем внутри, невероятным характером и силой духа. Всегда спокойный, уравновешенный, сдержанный, благородный и очень интеллигентный — всего лишь раз он проявил накопившиеся внутри эмоции, потерял контроль и вышел из себя.
    Энди — это, прежде всего, человек слова и дела. И одно с другим у него не расходится. Прекрасно характеризуют Энди множество отличных эпизодов: его невероятное упорство и настойчивость, с которыми он писал письма в сенат штата с просьбой выделить финансирование для тюремной библиотеки, его желание всегда помочь другому человеку, его диалог с Томми, которому он помог получить образование: «Я не занимаюсь неудачниками». — «Я — не неудачник». — «Хорошо. Потому что, если мы с тобой начнем, то пойдем до конца — на сто процентов». И, конечно, знаменитая сцена на крыше и сцена, где он, запершись в кабинете директора, включил через громкоговоритель старую грампластинку. Этот момент здорово показывает чувства, которые убивает тюрьма и которые Энди вернул многим заключенным, в том числе и своему другу:
    «Я понятия не имею, о чем пели те две итальянки в тот день — по правде, я и не хотел знать. Некоторые вещи лучше не знать. Хотелось думать, что они пели о чем-то настолько прекрасном, что это нельзя выразить словами и что чаще заставляет биться сердце. Эти голоса были чище и светлее тех, о которых мечтали в этом сером, убогом месте. Как будто две птички влетели и своими голосами развеяли стены наших клеток, и на короткий миг каждый человек в Шоушенке почувствовал себя свободным». https://www.kinopoisk.ru/user/21213/comment/86525/
  • Энди, этот высокий сутулый банкир, не мог выжить в тюрьме. Не должен был. Но вопреки всем законам и теориям вероятности, он стал бороться за свою жизнь. В этом нескладном слабом теле оказался заточен сильнейший дух. Такой сильный, что рамки тюрьмы не могли сдерживать его вечно. Думал ли он с самого начала о побеге? Вряд ли. Он просто боролся за свою жизнь, подкидывал мелкий хворост в слабеющий костер надежды.
    Безысходность показана простейшими, но крайне действенными способами. Голос за кадром сообщает, что прошло уже пять лет… десять… пятнадцать… а в жизни заключенных все идет своим чередом, лишь сменяют друг друга красотки на плакатах в камере. Время режет тебя, словно острая бритва. Как можно столько времени сохранять надежду? Возможно ли это вообще? Как — неизвестно, но то, что возможно, Энди доказал. Несмотря на нападки начальника тюрьмы и других заключенных, несмотря на то, что в него никто не верил. https://www.kinopoisk.ru/user/43802/comment/154131/
  • Когда я хочу соприкоснуться с чем-то прекрасным, чистым, светлым и по-настоящему стоящим, когда хочу подумать, я могу почитать хорошую книгу, могу послушать хорошую музыку, а могу поставить хороший фильм — один из своих любимых фильмов — «Побег из Шоушенка». И снова ощущать, что прикасаешься к чему-то истинно великому, забывать обо всем будничном, жить тем, что происходит на экране, мыслить так, как этого хочет режиссер… https://www.kinopoisk.ru/user/1862/comment/159987/
  • Фильм действительно феноменален и гениален, но его феноменальность и гениальность, по-моему, прежде всего состоит в идее, которая проходит через весь фильм. Это идея своего рода — тонкая нить, про которую нельзя никогда забывать. В этой идее отображены, по-моему, одни из самых главных вещей в мире: стремление к свободе (мечте), вера в себя и свои силы. Главный герой показывает, что никогда нельзя отчаиваться, как бы безнадежно не выглядела ситуация, в которую ты попал (в этом, на мой взгляд, состоит бессмертность и современность, как фильма, так и книги Стивена Кинга).https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/56688/
  • Шоушенк— хитрое место. Сначала ты ненавидишь эти стены. Потом они становятся твоим домом, и ты уже не в силах вырваться отсюда. Кем стал Энди здесь? Он опять стал банковским служащим! Он снова начал заниматься тем, чем занимался на свободе. Ему это может и нравилось, не спорю, но рано или поздно всему приходит конец. Так и здесь. Энди понял, что он всю свою жизнь делал только то, что было необходимо для его существования в этом мире.
    В каждом из нас есть что-то из Энди. Каждый из нас сидит в своём Шоушенке. И каждый из нас должен стремится к своей мечте, стремится попасть в свой Зихуатонеху! Не будьте закрытой книгой, мечтайте и осуществляйте, стремитесь к лучшему и не хороните себя пока ещё живы! Начинайте жить или начинайте умирать! Вот таковым является для меня посыл этого фильма, остальное второстепенно. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/827337/
  • Все это становится абсолютно не важно, когда ты начинаешь смотреть фильм душой, пропуская через себя. Все мысли о банальности улетучиваются из головы в одно мгновение! История не оставит никого равнодушным, потому, что в глубине души мы всегда мечтаем о самом главном для человека- Свободе! Бог дал нам свободу выбора и это нашла главная привилегия, наш главный дар, и без него человек просто не может существовать. Именно Свобода и Надежда может стать фундаментом для всех остальных добродетелей: любви, честности, самопожертвовании, дружбы.
    «Побег из Шоушенка» ставит своей главной темой именно Свободу, как основу Счастья Человека. Обретя нравственную свободу, человек может по-настоящему жить. Для более понятной и наглядной демонстрации авторы фильмы решили показать настоящее, физическое заключение- человеку всегда понятно то, что «ближе к телу». Вся история вышла крайне действенной. Фильм можно назвать как притчей, так и легендой, как некое красивое сказание, которое учит, служит примером и вселяет надежду на собственное героическое воплощение. Больше ни в одном фильме, на мой взгляд, не сконцентрировано сразу Столько идей добра, надежды, свободы, дружбы. Даже всеми признанный «Форрест Гамп» и то уступает «Побегу…». https://www.kinopoisk.ru/user/681810/comment/848843/
  • После просмотра у меня на душе осталось светлое чувство, вера в то, что лучшие времена обязательно настанут, но необходимо сделать шаг навстречу им. https://www.kinopoisk.ru/user/1602608/comment/1235370/
  • Свобода тут достается по малым крупицам, будь то бутылочка холодного пива после работы, или внезапно заигравшая по громкой связи музыка. Но если все это явления мимолетные и сентиментальные, то наблюдения Рэда за Дюфрейном, со временем переходящее от недоверия к чистому восхищению, несут в себе долговременное медленное переосмысление жизненных ценностей и идеалов. И «Побег» это лишь в поверхностном плане относится к хитроумному плану Энди, на деле же более глубокое английское «Redemption» относится к освобождению Рэда, не только формальному, но и духовному, вернувшему этой заблудшей душе веру в будущее. Потому что Энди всегда был свободен, все неприятности, выпавшие на его задницу, прошли мимо, и не сломили его внутреннего стержня до философии заключенного. В отличие от него, Рэд с первых сцен представлен «тюремным человеком», и от того именно его «Побег» вызывает у зрителя то едва уловимое торжество лирического восторга, неизменно следующего за зрелищным «Побегом» Дюфрейна. В конце же маленький подвиг Рэда, заключавшийся лишь в том, чтобы сесть в автобус приравнивается ко всем хитроумным задумкам Энди, который в кабриолете направляется к Сиуатанехо. https://www.kinopoisk.ru/user/285103/comment/1025309/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.