Бруклин.
В программу курса «Эмиграция-иммиграция»
Бруклин (Brooklyn), реж. Джон Краули, 2015.
Этот или тот, другой? Ирландия или Америка? Прошлое или будущее? Трудный выбор.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, выбор, взросление
Мотто: Никто не может купить тебе лучшую жизнь.
Круг психологических проблем:
- иммиграция
- мечта
- отношения
- наставник
- стереотипы
- разница культур
- культурные различия
- адаптация
- интеграция
- целеполагание
- взаимопомощь
- одиночество
- семья
- успех
- преодоление
- счастье
- самоубийство
- утешение
- утрата
- выбор
- свобода
- провинция
- характер
- любовный треугольник
- конфликт поколений
- взросление
- становление личности
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- человек-человек
- учитель-ученик
- сестры
- прошлое-будущее
- Ирландия-Америка
- дети-родители
Черты характера:
- скованность
- скромность
- сдержанность
- религиозность
- покладистость
- доброта
- вдумчивость
- аккуратность
- мягкость
- искренность
- жизнелюбие
- оптимизм
Эмоциональная парадигма:
- тоска
- ностальгия
- волнение
- грусть
- влюбленность
- чувство вины
- скорбь
- сожаление
- сомнения
Нравственные категории:
- честность
- уважение
Символизм, метафоры:
- небо и море
- письма
- песня
- купальник
- ступеньки
Выразительные средства:
- свет-тень
Дополнительные вопросы:
- О чем мечтала Эйлиш?
- Почему Эйлиш уехала из Ирландии?
- О чем думает Эйлиш по ночам?
- Кто сыграл роли наставников в судьбе Эйлиш?
- Что лечит ностальгию, кроме времени?
- Что произошло между Эйлиш и Тони? Почему ее отношение так резко изменилось?
- Как можно объяснить отношение и прощание матери?
- Почему Эйлиш все-таки вернулась в Америку?
- Какие чувства и эмоции переживает Эйлиш на протяжении фильма?
Цитаты:
- — Мы можем поговорить? – Нет, если это принесет мне проблемы.
- Я не могу купить тебе будущее и не могу купить тебе лучшую жизнь.
- Иногда лучше общаться с людьми, которых не знает твоя тетушка.
- Думай как американка. Ты должна знать, куда идешь.
- — Меня не покидает чувство, что я хочу быть ирландкой в Ирландии. – Все, что я могу сказать, это пройдет. Тоска по дому – это всего лишь тоска. Поначалу это плохо, но, как говорят, время лечит.
- Я думаю о тебе и маме каждый день, но Тони помог мне почувствовать себя хорошо и здесь.
- Я с тобой, даже если не рядом.
- Почему же все так, а не иначе?
- Ты будешь скучать по дому так, что захочется умереть, и ты ничего не сможешь с этим поделать. Разве что терпеть. Но ты выдержишь. Тебя это не убьет. И однажды солнце взойдет, и может быть, ты этого даже не заметишь, но это будет оно. Затем ты поймаешь себя на мысли о ком-то или о чем-то, кто не связан с твоим прошлым. О ком-то, кто принадлежит только тебе, и ты поймешь, что это и есть твоя жизнь.
Отзывы:
- Мягкий ирландский акцент, делающий любою реплику отрывистой и напористой, порывистость, которую можно было бы принять за резкость, если бы не поразительная откровенность, умение высоко держать голову несмотря ни на что, дарить дружбу беззаветно, не требуя ничего взамен, но призывая соответствовать своему собственному поведению — все это делает главную героиню, которая смело шагнула через океан в свои двадцать лет, загадкой для окружающих, драгоценным камнем, которому, сперва вдоволь позавидовав блеску, все-таки хочется придать надлежащее обрамление. И ирландские безработные, и католический священник с едва уловимой джойсианской усталой насмешливостью в глазах, и пансион во главе с ревностной католичкой — каждое новое окружение по-своему оттеняет многогранность Эйлиш, не подозревающей до поры до времени о силе собственного характера. https://rg.ru/2016/03/31/bruklin-iskrennie-emocii-za-zavesoj-sderzhannosti.html
- Второй жирный плюс: «Бруклин» – это очень теплая, красивая и какая-то олдскульно нежная любовная история. В то время когда от киношных лавстори подспудно ждешь подвохов, лента Краули необычно проста и понятна. Здесь даже любовный треугольник возникает лишь в голове зрителей – героиня-то совсем не глупа и четко понимает, где любовь, а где простое стечение обстоятельств. Такие прямолинейность, искренность и доступность делают героев живыми, ситуации – доходчивыми, а переживания зрителей – настоящими. «Бруклин» – тот редкий случай, когда на протяжении фильма действительно желаешь героине добра. https://www.film.ru/articles/v-gostyah-horosho-a-doma-ploho
- «Бруклин» должен был стать типично женской слезоточивой историей про метания между двумя домами и двумя мужскими сердцами. Но любовные терзания отходят на второй план, уступая место самой главной проблеме, встающей рано или поздно перед каждым человеком – необходимости сделать выбор. Главная героиня Эйлис решает перебраться из родного ирландского городка, в котором для нее нет работы, в Нью-Йорк. Понимание того, что уже ничего не будет, как прежде, настигает Эйлис еще до отъезда. Расстояния велики, из средств связи с семьей только долго идущие письма и дорогая ненадежная трансатлантическая телефонная линия. И если немного подумать, то ужасная правда встает со всей очевидностью: быть в обществе родных в абсолютных временных величинах героине осталось в лучшем случае с год (на самом деле и того меньше). В отпуск особо не наездишься: шутка ли – переплыть океан!
Для многих наших сограждан, сменивших города и страны, это киноретро весьма актуально. Правда, боль от уже свершившегося расставания с близкими отлично купируется с помощью соцсетей и скайпа. Но сути не изменить: дорогие сердцу лица теперь включены в абонентскую плату вашего провайдера. И с этим ничего не поделать – се ля ви. А для того, чтобы не зачахнуть в рыданиях и депрессии, нужно искать новый дом и новых близких людей. http://calendar.fontanka.ru/articles/3341/
- И все же, несмотря на классическую мелодраматическую подоплеку с двумя женихами и львиную долю экранного времени, отданную сердечным терзаниям, Хорнби умудрился не забыть, что на деле «Бруклин» — роман взросления. Мимолетный саспенс фильма развеивается, если понимать, что на деле он не про выбор героини между возлюбленными или континентами, а про волнующую силу самого движения вперед. Район Нью-Йорка из названия — простенькая, но в целом действенная метафора взрослой жизни, и чтобы это понять, даже не нужно смотреть фильм. Но в финале авторы решительно ставят ее над счастливым концом любовной истории, и даже такая маленькая победа, пожалуй, оправдывает то обстоятельство, что для зрителей это путешествие вышло излишне комфортабельным. https://www.kommersant.ru/doc/2897277
- Так что это кино, вопреки многим версиям, не романтическая, а прагматическая и, вместе с тем, жизнеутверждающая история реализации мечты о личном счастье под покровом всем хорошо известной американской мечты, задвинутой здесь подальше, в глухой уголок, уступая место на авансцене внешнему и внутреннему преображению скромной девушки, встретившей, наконец того, кто смог её оценить. https://www.kinopoisk.ru/user/1479/comment/2319829/
- Мигранты врываются в Америку в поисках лучшей новой жизни. Кому-то удаётся, кому-то нет. Как тяжело молодым людям из глубинок покорять большие города, которые готовы их сожрать в любую минуту. А покорять чужие страны ещё страшнее. Но даже в чужом страшном мире попадаются люди, готовые помочь и показать, как выжить. Здесь-то и проявляется наивность фильма. И когда у ГГ всё уже налаживается, и солнце выходит из-за туч — наступает классический и ожидаемый поворот на 180 градусов, из-за которого может всё полететь в тартарары. Но именно в таких фильмах и нужны классические повороты сюжета, благодаря им они становятся ещё теплее. https://www.kinopoisk.ru/user/2595789/comment/2317719/
- Первое, о чем хочет сказать режиссер — Родина — это не то место, где ты родился, а то, где ты счастлив всем сердцем и душой. Джон Краули старается сломать стереотип, что нужно быть привязанным к тому месту, где ты родился. Но на самом деле это не так! Если ты не счастлив там, то не нужно держаться за такие якоря, как люди или с детства знакомые места. Нужно двигаться, жить и быть счастливым, не важно где ты обретешь это счастье — в Ирландии, США, России, Италии или на необитаемых островах. Никто ничему и никому не обязан.
Второе, что я вынесла для себя — не нужно держаться за прошлое. Знаете, вроде во время просмотра отрывков, когда Эйлис вернулась домой, так и хотелось, как тот медведь, вылезающий из кустов, кричать известное всем слово. Но потом вся эта картина оказалась мне до боли знакомой и это даже изменой язык не поворачивается назвать. На самом деле, здесь хорошо прослеживается сильное внутреннее напряжение и борьба героини. Сложно признаться себе и окружающим в том, что ты не тот кем был и у тебя совсем другие жизненные ценности, нежели раньше. Это один из таких опасных моментов, когда ты возвращается в привычную обстановку, особенно после потери близкого человека и твой внутренний голос нашептывает тебе: «Да ну ее, эту Америку (или любое другое место)! Ты ведь помнишь сколько воспоминаний здесь было, да и обстоятельства поменялись. Близкие одни… Они тоже не вечные. Может получится снова влиться в эту обстановку, поладить со всеми… Жить в родном месте, со знакомыми людьми…» и так далее и тому подобное. Но на самом деле ничего не изменится, все будет также как раньше и вновь начнется личностная деградация. Это шаг назад. На самом деле никто не вечный и нужно стараться прожить тот отрывок жизни, который тебе дан так, чтобы не о чем не жалеть. Каждый в первую очередь ответственен за свою жизнь, а не за чужие.
Третье, что я приметила — это то, что настоящие чувства в сто раз лучше материального (мнимого) комфорта. Жить нужно с человеком, с которым хочется находиться рядом каждую минуту; с кем внутренне комфортно, тепло и уютно; при виде которого хочется улыбаться и жить, а не просто существовать; про кого можно сказать: «Да я люблю его и хочу растить с ним детей». https://www.kinopoisk.ru/user/743249/comment/2359862/ - В ней как в зеркале отражается простая жизненная история поколения наших бабушек и мам — женщин, которые совершали ежедневно свой незаметный подвиг — выбирали свою дорогу, вопреки и по воле окружающей реальности, предрассудков, собственного сердца, переживали утраты, боролись за свое место, но это борьба скорее внутренняя, потому что тогда все, а особенно женщины, находились в жестком плену условностей.
Щемяще-трогательна эта тоска по родным, которых ты оставил, как та песня ирландского бродяги на благотворительном рождественском ужине, однако, ощущение свободы, возможностей, которые открывает в себе новое, засасывает и поглощает. Новый ритм жизни немного пугает молоденькую Эйлиш, но она смело и открыто смотрит вперед и улыбается такой тихой, застенчивой полуулыбкой.
Очень грамотно показаны две альтернативы юной героини Сирши Роннан. Зеленая, такая родная Ирландия, где все так спокойно, размеренно, знакомо, где тебе все рады, где мама и могилы твоих близких. И Америка — яркая, буйная, непредсказуемая, форсирующая события. Такие разные страны и такие разные мужчины.
У этого кино хорошее послевкусие. хочется дышать полной грудью и верить в то, что хороших людей в этом мире гораздо больше, что у каждого в небе есть своя маленькая звездочка, которая освещает его скромный жизненный путь. https://www.kinopoisk.ru/user/1658708/comment/2367136/ - В этой филигранной мелодраме рассказывается целомудренная история первой любви. Но лишь на первый взгляд. Главной героине придётся сделать сложный выбор. Тони — это Америка, простая, честная и форсирующая события; Джим — Ирландия, обаятельная, пленительная и понимающая с полуслова. Привычная родина или новый, ещё не построенный дом, ленивое благополучие или упорный труд, родные или совершенно иная культура. https://www.kinopoisk.ru/user/1544337/comment/2357013/
- Первое, что отличает эту мелодраму от прочих с компонентом любовного треугольника — невозможность единственно правильного выбора при необходимости совершения такового. Если Эйлиш выберет Ирландию — пойдет против своего долга, если же Эйлиш выберет Бруклин — потеряет и без того убитую горем мать. Эта самая невозможность выбора и тяготеет над главной героиней, превращаясь в основной конфликт всей истории. Следует отметить, что по сюжетно-содержательным точкам лента соприкасается с малоизвестным в наших краях греческим шедевром «Невесты». Настоятельно рекомендую к просмотру!
Вторая особенность заключается в том, насколько гармонична развязка при всех обстоятельствах, такой воздушной и безболезненной она кажется, что возникает чувство, будто никто из персонажей не пострадал от последствий выбора Эйлиш. https://www.kinopoisk.ru/user/4593936/comment/2366110/
Сходная проблематика:
- В Америке (In America), реж. Джим Шеридан, 2002.
- Далеко-далеко (Far and Away), реж. Рон Ховард, 1992.
- Незнакомка (La sconosciuta), реж. Джузеппе Торнаторе, 2006.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Прах Анджелы (Angela’s Ashes), реж. Алан Паркер, 1999.
- Сильная женщина (Riding in Cars with Boys), реж. Пенни Маршалл, 2001.