КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

«Джокер»: человек, который смеется.

Что бы там ни говорили маститые кинорежиссеры, фильмы по комиксам сегодня перестали считаться «низким искусством» — по крайней мере, картины уровня «Джокера» Тодда Филлипса («Золотой лев» Венецианского фестиваля уж что-нибудь, да значит). Поместив в центр повествования заклятого врага Бэтмена, режиссер рассказывает историю одного безумия, заставляя зрителя сочувствовать (анти)герою. Или, во всяком случае, лучше его понимать.

Нужно быть смешным для всех

Америка, Готэм-Сити, начало 1980-х. Грязь на улицах, безработица, отсутствие перспектив. Вокруг — все те же лица, изнуренные, уставшие, как пел Гэри Джулс в песне «Mad world». «Дело во мне — или весь мир сходит с ума?» — спрашивает Артур Флек своего психотерапевта. Он еще не знает, что программу его лечения скоро свернут и он останется один на один со своим все нарастающим безумием.

Артур — паяц на полставки. Работает клоуном, мечтает о карьере стендап-комика. Коротает вечера за просмотром комедийного шоу своего кумира — Мюррея Франклина, пишет отчаянно несмешные шутки. В него не верит никто — даже мать, к которой Флек болезненно привязан («Разве для того, чтобы быть комиком, не нужно быть смешным?»).

Но она, мама, всегда твердила, что предназначение Артура — приносить радость и счастье в этот мир, и он упорно следует ее завету, оскальзываясь, падая и поднимаясь снова. А город, безжалостный Готэм, каждый раз бьет его наотмашь, под дых, и, наклонившись над распростертым на холодной земле телом, безжалостно хохочет.

Большую часть времени Артур борется с мрачными мыслями или предается фантазиям, плавно перетекающим в бредовые идеи

Артур раз за разом поднимается, оправляется, наносит грим, растягивает лицо в широченной улыбке. В его арсенале — клоунский нос, зеленый парик и целый букет психоневрологических заболеваний. Когда Флеку страшно, неуютно, когда он зол или смущен — разражается неуместным неконтролируемым смехом (смех этот — не только отражение внутренней боли, но и, похоже, один из симптомов аффективной лабильности).

Большую часть времени Артур если не борется с мрачными мыслями («Как дела на работе? У вас были негативные мысли? Да все мои мысли — негативные!»), то предается фантазиям, плавно перетекающим в галлюцинации и бредовые идеи, и балансирует на тонкой грани, отделяющей его жалкое существование в рамках условной нормы от настоящего безумия.

Но мир дожимает его — и однажды дожмет. Скрученная пружина выпрямится, и глубоко несчастный, уязвленный, неуверенный в себе Артур Флек превратится в главного антигероя вселенной Бэтмена — Джокера.

«Джокер»: человек, который смеется

При чем тут Бэтмен?

Справедливости ради, конкретно в этом фильме человек-летучая-мышь появляется всего дважды. В середине картины Артур Флек знакомится с маленьким Брюсом Уэйном — будущим Бэтменом? считая его сводным братом, а в финале мальчик лишается родителей. Куда важнее отношения Артура с миллиардером и кандидатом в мэры Готэма Томасом Уэйном: окрыленный надеждой обрести отца, будущий Джокер символически теряет его вновь.

Всегда быть в маске

Врожденная уязвимость психики, серьезная детская травма, невыносимая жестокость окружающего мира и многочисленные тычки судьбы (жестоко избили на улице, несправедливо уволили с работы, высмеял кумир), предательство самого близкого человека — мог ли Артур при всех этих вводных данных не стать Джокером? Мог. Но он им стал.

Впервые в жизни постояв за себя и расправившись не без удовольствия с обидчиками, Флек случайно запустил волну протеста и стал героем сопротивления. Всю жизнь терзавшийся вопросом, действительно ли он существует, Артур наконец получил на него утвердительный ответ. И совершил крутой разворот на символической лестнице: всю первую половину фильма герой раз за разом поднимался по ней, надеясь выкарабкаться из поглощающей его бездны, а в конце — триумфально спускается. Туда, откуда уже не вернуться.

Блиц для тех, кто не знаком с персонажем

  • Джокер впервые появился на страницах комикса о Бэтмене в мае 1940 года. Придумали его Джерри Робинсон, Боб Кейн и Билл Фингер. До этого противниками супергероя были обычные «рядовые» гангстеры.
  • Знаменитую улыбку Джокера изначально позаимствовали у Гуинплена, героя романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (точнее — его ранней экранизации). В 1975 году вышел первый номер отдельного комикса про Джокера.
  • «Фирменное оружие» Джокера — веселящее химическое вещество.
  • История Джокера, придуманная авторами сценария нового фильма, идет вразрез с канонической. В классической версии Джокер изначально называл себя Красным колпаком, а свой знаменитый внешний вид приобрел, когда Бэтмен столкнул его в чан с кислотой. Все дело в том, что «Джокер» Тодда Филлипса не связан напрямую с комиксами DC? как и с предыдущими фильмами о Бэтмене.
  • В разные годы в разных фильмах о Бэтмене Джокера играли Сесар Ромео (1966), Джек Николсон (1989), Хит Леджер (2008).

www.psychologies.ru

 

Метки: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *