КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Девушка с жемчужной сережкой.

Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring), реж. Питер Веббер, 2003.

Что значит жить жизнью, в которой буквально все может стать произведением искусства, вызывающим восхищение наблюдаемым чудом? И что происходит, когда в этой жизни появляется человек, никогда ранее не видевший ни одного чуда, но все время его искавший? Из чего рождаются шедевры?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество

Мотто: Любовь как шедевр.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • бедность
  • финансовые проблемы
  • одиночество
  • взаимопонимание
  • тайна
  • наставник
  • искушение
  • издевательства, унижение
  • менеджмент
  • продажи
  • семья
  • талант
  • случайность
  • судьба
  • осознанность
  • любовь
  • сублимация

Системы отношений:

  • свет-тень
  • художник-обыватель
  • хозяин-слуга
  • учитель-ученик
  • мужчина-женщина
  • семья

Черты характера:

  • застенчивость
  • скромность
  • впечатлительность
  • замкнутость
  • вспыльчивость
  • внимательность
  • искренность
  • деликатность

Эмоциональная парадигма:

  • смущение
  • восхищение
  • презрение
  • гнев
  • раздражение
  • ревность
  • влюбленность
  • вдохновение

Нравственные категории:

  • уважение
  • несправедливость

Символизм, метафоры:

  • серьга-жемчужина
  • прокол уха и кровь
  • краски
  • окна
  • распущенные волосы
  • украшения
  • руки
  • дети
  • картины

Выразительные средства:

  • цвет
  • свет-тень
  • костюмы
  • паузы, тишина
  • мизансцены
  • кадры-картины
  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • Насколько реальна рассказанная история? Что в ней факты, что вымысел?
  • Что находит Вермеер в Гриет? Как можно охарактеризовать их отношения?
  • Из чего рождается вдохновение?
  • Каковы функции матери Катарины, жены Вермеера, в рассказанной истории?
  • Как и в чем проявляется любовь Вермеера и Гриет?
  • Что объясняет отношения Гриет и сына мясника?

Цитаты:

  • Какого цвета облака?
  • Вы смотрите внутрь меня…
  • — Почему ты не нарисовал меня?! – Потому что ты не понимаешь! – А она понимает?!

Выдержки из рецензий:

  • Я помню, как на уроке по истории живописи, педагог неожиданно задал странный вопрос: — что стоит за великими полотнами? Мастерство художника, уникальный или разрекламированный талант, вдохновение, а еще… Так что же еще? Выясняется, что происшествие или случай. От едва заметной радуги, отразившейся в реке, до человеческой трагедии, запечатлевшейся в потайном уголке внутреннего мира. Сильное впечатление, будь то смерть, любовь или просто свежая ромашка на лугу, способно дать толчок рождению очередного, но вместе с тем ни на что не похожего шедевра. Есть только одно «но», за которым следует вполне логичный вопрос: — когда восхищение творца выльется наконец в полотно, что станется с музой, давшей это самое вдохновение? Букет цветов сгниет и будет выброшен в зловонную яму, а человек?..

Йоханссон и Ферт показали нам историю соприкосновения двух совершенно разных атмосфер. Это важно понять и представить. Проникнуть в сознание девочки из народа, которой всю жизнь суждено провести в тяжелой работе, без конца рожая детей. Вникнуть в мысли художника. Художника тех далеких времен, который не является светской фигурой, но ремесленником, вынужденным жить по заказу. Он отрывает ее от скучной и грязной действительности, вознося к световой игре солнца и загадочным оттенкам облаков, а она привносит некое новое сияние в ход его жизни. Вермеер рисует ее портрет, и позируя, Гриет иносказательно становится его любовницей.
Все закончится с последним мазком кисти. Плодом их платонической, но все же бесстыдной любви станет полотно, которое будет висеть в роскошных домах, а затем и в музеях. Им будут восторгаться господа из высшего света, назначая за «Девушку с жемчужной сережкой» безумные суммы. А Гриет соберет свой маленький узелок и, подгоняемая оскорблениями хозяйки, сотрясаемая рыданиями, беззащитная и в полной мере осознавшая, что сказка солнечного света для нее закончилась, выйдет на многолюдную площадь Дельфта и, не оборачиваясь, отправится восвояси. Где-то на мосту прощально мелькнет белый чепчик, и девушка исчезнет в толпе. Будто ее и не было…
Атмосфера спокойствия и обыденности, подобная тонкому кружеву, ставит перед зрителем задачу: открыть сердце и попытаться разглядеть то, что находится меж петелек этого шитья, или, бросив поверхностный взгляд, разочароваться в аморфности всего происходящего. Не просите «хлеба и зрелищ», их здесь нет. Просто смотрите, представляйте, следуйте за мыслями и чувствами героев, станьте на время их тенями. Совершите своеобразное путешествие в Дельфт. «В пути» каждый найдет свой смысл и свой ответ на поистине вечный вопрос: так как же рождаются шедевры? http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/370620/

  • Она смотрит на тебя со старого голландского полотна. Смотрит вот уже несколько веков невероятным удивленно-спокойным взглядом. Бледное, неземное лицо ангела, спустившегося с Небес. Бледное лицо ангела на черном фоне. В красивом ушке трагически-грандиозно поблескивает одинокая жемчужная сережка, как маленький чистый кусочек Рая.
    Вы верите в переселение душ? После знакомства с репродукцией «Девушки» я поверила. Удивительно, невероятно просто, но факт, никому не известная голландская девушка странным образом похожа на мою маму. У них даже взгляд одинаковый. Поэтому и картина, и фильм произведения очень для меня личные, как будто они составляют частичку меня, крошечную физическую часть моей души. http://www.kinopoisk.ru/user/50158/comment/861022/
  • О чем же говорят нам? О жизни, такой далекой. О высоком и низком, которое существует рядом: служанка, которая драит полы и бегает за мясом на рынок, позирует для картины. Кажется, она слишком красива, чтобы быть служанкой, но она — всего лишь служанка. И все же художник видит в ней.. прекрасные образы. http://www.kinopoisk.ru/user/654723/comment/718573/
  • В этом фильме очень мало говорят— он молчалив, почти как живопись. Его особая магия сплетена из взглядов, жестов и все тех же «незначительных» бытовых деталей. Кто бы мог подумать, что можно с таким любовным вниманием следить за простыми хозяйственными заботами, — следить так пристально, что кажется, что через экран до зрителя доносятся тончайшие запахи из того мира: запах мыла, которым Грит трет ступеньку, запах свежевыстиранного белья на веревке (в жизни его можно почувствовать, только если лицом почти уткнешься в простыню, — но в фильме он существует!), сладковатый аромат, с которым это белье кипятилось в ведре, слабые запахи вареных овощей, которые Грит режет в первых кадрах фильма, чудесный аромат льняного масла и красок… Оказывается, можно.

Эта любовь абсолютно целомудренна. В ней нет даже прикосновений — почти. Она возникает из родства душ, едва обозначенного вслух. Она не высказана, оборвана, но из нее рождается одно из лучших полотен мировой живописи: «Девушка с жемчужной сережкой», — и лишь увидев это полотно, мы можем догадаться, ЧТО стояло, волшебное, неосязаемое, между ним и ею.
Два предназначенных друг другу человека случайно встретились и навсегда расстались. Что они делали вместе? Растирали краски… А потом она позировала ему для его лучшей картины. И это было, конечно, лучшим и главным, что случилось в жизни юной Грит, такой скромной, тихой и такой сильной. http://www.kinopoisk.ru/user/196873/comment/283583/

Схожая проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *