Гравитация.
Гравитация (Gravity), реж. Альфонсо Куарон, 2013.
Иногда после большой утраты кажется, что жизнь остановилась или даже кончилась, но попробуйте посмотреть на это мгновение с высоты космической вечности и как на новое рождение…
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: преодоление, утрата, мужество
Мотто: Отпусти, чтобы спастись.
Круг психологических проблем:
- наука
- призвание
- героизм
- катастрофа
- выживание
- преодоление
- красота
- взаимопомощь
- команда
- согласие
- травма
- утрата
- оптимизм
- самопожертвование
- одиночество
- кризис
- везение
- смерть
- принятие
- депрессия
- молитва
- галлюцинации
- отрицание
- изоляция
- смирение
- риск
- вера в себя
- фобия (клаустрофобия)
Системы отношений:
- коллеги
Черты характера:
- смелость
- мужество
- жизнелюбие
- жизнерадостность
- оптимизм
- чувство юмора
Эмоциональная парадигма:
- восхищение
- паника
- страх
- напряжение
- печаль
- отчаяние
- истерика
- надежда
- благодарность
- радость
- апатия
Нравственные категории:
- благородство
Символизм, метафоры:
- Земля
- скафандр
- фотография
- Солнце
- поза эмбриона
- колыбельная
- лягушка
- первые шаги
- расстыковка
- сердцебиение
- выход из воды
- дыхание
Выразительные средства:
- тишина
- юмор
- спецэффекты
- саундтрек
- сердцебиение
- дыхание
- Имя героини Сандры Буллок— Ryan Stone — звучит как «rhinestone», что переводится как «фальшивый бриллиант».
Дополнительные вопросы:
Цитаты:
- Обычно в лаборатории дальше пола ничего не падает.
- — Что вам здесь нравится больше всего? – Тишина. Я могла бы так жить.
- Восход Солнца – вот, чего мне будет недоставать.
- Тебе надо научиться отпускать. Пообещай, что ты справишься.
- Ненавижу космос!
- А я умру сегодня. Смешно, да, когда знаешь наверняка. А мне очень страшно. Никто не поплачет обо мне, никто не помолится. Меня никто не учил молиться.
- Я понял, тебе здесь нравится. Можно отключиться все системы, выключить свет, закрыть глаза и забыть про всех. И никто тебя не потревожит. Здесь безопасно. Ну, правильно, какой смысл жить дальше? Ребенок умер. Хуже уже быть не может. Райан, тебе нужно решить, что дальше. Если готова продолжать, нужно привыкать жить с этим. Откинься в кресло, насладись поездкой. Потом упрешься ногами в землю и начнешь жить заново.
- Посадка – то же самое, что взлет.
Отзывы:
- Меня эта примитивность сюжета и картонность персонажей раздражали. Причем настолько, что это мешало наслаждаться действительно потрясающей картинкой. https://echo.msk.ru/blog/exler/1241582-echo/
- В «Аполлоне», конечно, были свои сентиментальные моменты, но чтобы, как в «Гравитации», вот так пустить по отсеку блуждающую в невесомости слезу, выкатившуюся из глаза Райан и выплывающую на первый план… до такого не доходило. Впрочем, тут это, может, и допустимо, поскольку в центре истории – женщина, хоть и с мужским именем Райан. Имя («Отец хотел сына» – она, стало быть, не очень желанный ребенок в семье) и судьба, связанная с потерей ребенка (навязчивая куароновская тема), даны для характеристики героини, чтобы мы следили за ее космической одиссеей как дорогой к жизни или же к бессознательно желаемой смерти после утраты смысла существования. Подобно гомеровскому герою, Райан теряет своих спутников, попадает в царство мертвых, ее посещают тени друзей, она проводит свой корабль между Сциллой и Харибдой осколков российского спутника и даже слышит голос сирен по радио из дома какого-то китайца, под который готова тихо уснуть, смирившись с невозможностью возвращения. http://kinoart.ru/blogs/khyuston-u-nas-problemy
- Но простите, на Земле на героев воздействует сила тяжести, а здесь два космонавта в невесомости в статическом положении. С чего командир Ковальски задумал покончить с собой в ситуации, когда спастись могут оба? … Разумеется, авторы фильма имеют право на условности и допущения, но зачем же строить сюжет только на них? Космонавтика интересна сама по себе, и реальных драматических историй в ней более чем достаточно. Но на фоне действительно блистательной картинки идет повествование, которое у зрителя формирует чудовищно извращенное представление о реальной жизни покорителей космоса. http://www.aif.ru/culture/movie/943007
- Скоро женщина-астронавт с мальчишеским именем Райан будет по-собачьи выть в тесной капсуле шаттла и плакать, и ее слезы в невесомости так и останутся парить рядом с ней сверкающими каплями. В прошлом доктора Стоун обнаружится нешуточная травма: ее четырехлетняя дочь погибла в результате несчастного случая, и сама она почти потеряла волю к жизни. Оказавшись на брошенной русским экипажем МКС, она увидит прицепленную над иллюминатором иконку со святым Христофором, несущим на закорках младенца Христа через бурную реку. Когда Христофор почти согнулся под его тяжестью, мальчик поведал ему, что он сын Божий, несущий на себе все тяготы этого мира. В сплошной невесомости, где тяжести совсем не ощущается, героиня Буллок вместе со своим горем тоже носит в душе всю тяжесть мира — это ее собственная персональная гравитация, мешающая бороться за жизнь. А космос оказывается внутри человеческой души. https://www.kommersant.ru/doc/2281111
- перед нами монофильм на тему выживания. В-третьих, если копнуть хоть чуть-чуть глубже, выяснится, что по сути «Гравитация» — экзистенциальная философская картина о месте гомо сапиенс во вселенной, и ее пафос прямо противоположен привычному нам: не осваивать надо космос, а бежать оттуда, не невесомостью наслаждаться, а стремиться встать обеими ногами на Землю, чтобы ощутить наконец-то пресловутую гравитацию, силу тяжести. http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1409715/
- К середине фильма героиня Сандры Буллок оказывается в полном одиночестве в космической пустоте. Это точка драматического равновесия: пустота снаружи равна пустоте внутри. К этому моменту мы уже знаем, что на Земле доктор Райан Стоун потеряла четырехлетнюю дочь. А ключевая фраза фильма уже была сказана героем Джорджа Клуни, астронавтом Мэттом Ковальски: «Научись отпускать». … Это даже не сюжет, а одна большая метафора — одиночества, преодоления, поиска смысла; в открытом космосе такие понятия можно показать наглядно, буквально, объемно. Они висят перед нами как небесные тела. Интересный способ применения 3D — поместить зрителя внутрь метафоры, как в центрифугу, и, как следует раскрутив, заставить удивленно оглядываться вокруг. … Мэтт Ковальски — ее ангел-хранитель. Балабол, любитель легкой музыки, он не только обеспечивает страховку, но и делает все, чтобы путешествие в пустоте хоть на пару секунд показалось доктору Стоун прогулкой. Ей надо успокоиться, не так часто дышать, иначе не хватит кислорода. Ангел должен научить ее сбросить, как балласт, прошлое, иначе у нее не получится выжить, точнее, родиться заново. Это еще одна прозрачная, уже финальная метафора, рифмующая дух и природу, появление Афродиты из пены морской и выход на сушу какой-нибудь кистеперой рыбы. Под прицелом волшебной камеры Эммануэля Любецки Сандре Буллок удается схватить этот двоящийся образ — богини и земноводной твари. https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/10/04/daleko-ne-uletish
- Мы так никогда и не узнаем, ради чего героиня Сандры Буллок столько времени судорожно барахталась в космосе — возможно, для того, чтобы побыстрее встретиться на том свете с покойной дочкой (в критический момент, когда она совсем уже решает прекратить борьбу и отправиться к дочке, эффектное появление погибшего вроде бы персонажа становится одним из лучших моментов «Гравитации»). Однако первым живым существом, встречающим ее на земле, становится лягушка — почти как из той басни, в которой надо было очень быстро сучить лапками, чтобы превратить молоко в масло и не погибнуть. Примерно этим же самым занимается весь фильм лягушка-путешественница, которую играет Сандра Буллок, и ее инстинктивная двигательная активность вызывает даже больше уважения, поскольку взбивать безвоздушное пространство в отсутствие гравитации значительно тяжелее. https://www.kommersant.ru/doc/2311050
- Героиня Буллок проходит процесс перерождения: за тошнотой следует паника, затем она сворачивается младенцем среди проводов в утробе спасительной сферы шлюзового отсека. Когда же капсула «Союза» силится покинуть МКС, она путается в пуповине парашютных тросов. https://www.gazeta.ru/culture/2013/10/04/a_5682277.shtml#
- Например, неплохая порция клаустрофобического ужаса: да, мы понимаем, что в скафандре — заслуженная артистка Сандра Баллок, но все равно что-то внутри сжимается, когда ее героиню щепкой выкидывает в бескрайнюю темь, когда у нее заканчивается кислород, когда обрывается связь. Еще там есть занимательные игры разума: а вас куда заведет сознание в ожидании смерти в открытом космосе? Есть место для эмоционального выхода, со слезами, бусинами уплывающими в невесомость. http://www.the-village.ru/village/weekend/films/132639-filmy-nedeli-gravitatsiya-vechnoe-vozvraschenie-astral-2?utm_source=feedly
- История о выживании и связанном с ним перерождении могла произойти — и многократно в кино происходила — где угодно, хоть в пустыне, хоть в горах, хоть в море, но Куарон выбрал самые эффектные декорации на свете: за его пределами. Космос не только располагает сногсшибательными картинками и занимательной физикой, но щедро передает собственную бесконечную глубину самым прозаичным словам и поступкам. Он сам в некотором смысле — предельная, окончательная, божественная метафора. https://www.afisha.ru/movie/207419/review/506003/
- Куарон настраивает зрителя на то, что пустота его космоса не только реальная, но и метафорическая. Стоун и Ковальски — антиподы. Она разбита и закрыта после личной трагедии — смерти ребенка — и паникует, он весел даже в самые критические моменты. Главная задача героев на протяжении фильма — схватиться за что-то, удержать, не отпустить, чтобы выжить. Все лишнее отметается. В какой-то момент героиня, жизнь которой бессмысленна, но которая все равно за нее цепляется, понимает, что нуждается в людях, хотя бы в их речи. Она не должна отпускать от себя людей, так же как не должна отпускать трос. В этом стремлении к неодиночеству и заключается настоящий стимул к спасению. В «Гравитации» и человек, и машины бессильны в страшном и пустынном космосе, но стоит родиться истинной жажде жизни, как человек становится равновелик небесам. http://www.mn.ru/culture/film/88235
- Но для меня фильм оказался более значимым. Он о том, как огромен космос, как прекрасна наша маленькая планета, как мал человек в этом пространстве. Съемки настолько реалистичные, что не покидало ощущение, будто я сама нахожусь в космосе и смотрю из скафандра в звездную бездну. У меня даже закружилась голова от состояния невесомости и бесконечности космоса. И я ясно ощутила, что мало того, что человек испоганил всю планету отходами своей жизнедеятельности, он добрался и до космоса! Американские, китайские и русские спутники, которые на моих глазах разлетелись тысячами обломков от столкновения с другими космическими объектами, превращались в могучий грязевой поток мусора над нашей планетой. Мне стало страшно за нас, маленьких людишек с большими амбициями и непомерной жадностью. В фильме Мэт спрашивает доктора Райан, что она делает на орбите? Занимается проблемами космоса? Земли? О нет, все намного банальнее: оказывается, она устанавливает еще более мощное средство для слежки на Земле. Давно я не испытывала такого сильного впечатления от просмотра фильма. Создатели его изобрели сложнейшие конструкции для передачи всего происходящего в космосе. Я буквально ощутила и бесконечность, и невесомость, и звенящую тишину, и красоту Земли, и мерзкий мусор, без которого Царь природы не может существовать. Но самое главное – я ощутила себя молекулой, летящей в скафандре в неизведанные дали… http://www.newlookmedia.ru/?p=31991
- Это кино об отсутствии веских причин цепляться за что-либо, будь то железяка на шлюзе «Союза» или сама жизнь, и, вместе с этим, неспособности, неумении отпустить. Жизнь для главного героя «Калейдоскопа» Холлиса и героини «Гравитации» Райан Стоун становится хоть сколько-нибудь важной именно в ту секунду, когда нужно выбрать: держаться или отпустить. Потому что, наверное, есть на свете прекрасные розовощекие люди, которым легко ответить на вопрос о том, зачем бороться за жизнь, другим же кажется логичнее просто прикрутить кислород. … Гравитация — это сила, которая тянет героев на Землю, и в то же время сцепление с собственной жизнью, воля к ней. Героиня Сандры Буллок, опустошенная случившимся с ней в прошлом несчастьем, обретает эту волю не сразу. Для героя Клуни воля к жизни в том, чтобы от нее отказаться. У русских космонавтов, которые не появляются в кадре, за эту волю в ответе помогающий путешественникам святой Христофор — его изображение находит доктор Стоун на станции. Оказавшись в невесомости, человек вдруг осознает необходимость в ком-то еще. Это может быть Бог, призрак или другой человек — главное, чтобы был кто-то, кому можно до одури повторять в микрофон: «Эксплорер, прием? Хьюстон, прием? Хьюстон, это специалист Райан Стоун, я отцепилась и дрейфую. Прием? Кто-нибудь? Кто-нибудь? Прием? Пожалуйста, прием. Пожалуйста». http://www.gq.ru/lifestyle/ty-kosmos
- В «Гравитации» найдутся моменты, чтобы испугаться, посмеяться, просветлиться, всплакнуть, поразиться масштабу происходящего, погрустить об идеологической прямолинейности сюжетов времен холодной войны. http://www.sobaka.ru/city/cinema/18523
- Кстати, на Венецианском кинофестивале, где «Гравитацию» показали на открытии, режиссер Альфонсо Куарон отверг какие бы то ни было сравнения фильма с театром: «Многие говорят, что кино берет начало от театра или книг, но это плохое кино. Для меня кино рождается из музыки. Это абстрактный язык, который всецело зависит от времени, в котором мы живем». https://iz.ru/news/557977
- «Гравитация» Альфонсо Куарона — физически невыносимый фильм о человеческой природе. Космическая романтика, космические оперы — забудьте. Человек — это беспомощная жажда жизни, космический мусор, привязанный гравитацией к Земле. https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/08/30/i-tvoyu-zemlyu-tozhe
- «Гравитация» Альфонсо Куарона вполне очевидная метафора. Это совсем не космический триллер и не фантастика, как можно было понять из анонсов, это притча. О женском, как вечно возрождающемся начале, о страданиях и одиночестве, о хрупкости и жажде жизни… Сам Куарон сравнивает сцену выхода своей героини из моря с процессом эволюции, когда от пресмыкающегося земноводного существо переходит к прямохождению. Обломки корабля летят к Земле как сперматозоиды, наперегонки, Буллок принимает позу зародыша, капсула космического корабля — символ яйца, матки. В этой картине, очень красивой и технически великолепно снятой, все просто и даже очень просто. Женская выносливость и живучесть побеждают самые нечеловеческие обстоятельства еще и потому, что женщина в своей эмоциональности способна возвратится к истокам, к природному естеству, к инстинкту. http://www.mn.ru/culture/film/87914
- Что мы видим в фильме? Героиня Баллок — случайный персонаж, турист, потенциальный клиент психиатра как минимум, двоечница спецподготовки. Как она оказалась на орбите вообще? Такими слабыми звеньями как она не имеют право укомплектовывать научные экспедиции. Хаббл многие годы обслуживала специальная команда людей (советую посмотреть фильм Телескоп Хаббл 3D IMAX), профессионалов техников, зачем им такие неоднозначные личности как персонаж Баллок? Вообще не понятно, что с ней происходит такого, после чего она хочет выживать, бороться и побеждать. Эволюция, перелом ее психологии не очевидна и надумана. Тема не раскрыта. https://www.kinopoisk.ru/user/3625230/comment/1886661/
Сходная проблематика:
- Высокая цена жизни (The High Cost of Living), реж. Дебора Чоу, 2010.
- Дитя Человеческое (Children Of Men), реж. Альфонсо Куарон, 2006.
- Дверь (Die Tür), реж. Анно Зауль, 2009.
- Дрейф (Open Water 2: Adrift), реж. Ганс Хорн, 2006.
- Первопроходец (Pionér), реж. Эрик Шёлдбьерг, 2013.
- Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon), реж. Джулиан Шнабель, 2007.