Только представь.
В программу курса кинотерапии по теме Инвалидность:
Только представь (Imagine), реж. Анджей Якимовский, 2012.
Возможно ли выйти за рамки привычных стереотипов? Чем мы рискуем и что приобретаем? Возможно ли преодолеть непреодолимое? Имеет ли право тот, кто зовет нас к свободе, звать и учить?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: инвалидность, преодоление, наставник
Мотто: Не смотреть, но видеть!
Круг психологических проблем:
- инвалидность
- слепота
- осознанность
- характер
- преодоление
- наставник
- взаимопомощь
- табу
- стереотипы
- вера в себя
- любовь
- доверие
- вера
- школа
- инаковость
- риск
- воображение
- фантазия
- свобода
- мечта
- выбор
- комплекс жертвы
Системы отношений:
- человек-система
- человек-болезнь
- человек-человек
- учитель-ученик
Черты характера:
- упрямство
- упорство
- самостоятельность
- независимость
- сила воли
- самоотверженность
- внимательность
Эмоциональная парадигма:
- страх
- сомнения
- неуверенность
- сочувствие
- возмущение
- надежда
Нравственные категории:
- уважение
- честность
- ответственность
Символизм, метафоры:
- стены
- окна
- коридор
- белые голуби
- глаза
- океан
- решетки на окнах
- монастырь
- белая трость
- солнце
Выразительные средства:
- размытая резкость
- свет-тень
- музыка
- крупные планы
- саундтрек
- звуки
- метафоричность
Дополнительные вопросы:
- Чем учит своих учеников Йен? Имеет ли он на это право?
Цитаты:
- Излишняя осторожность иногда мешает, лучше делать быстро и решительно.
- — Я вам не верю. – Это твоя проблема.
Отзывы:
- Обучение Яна связано со сложными вопросами. Где эта грань между «ложью во благо» и серьезным предательством доверия? Насколько воображение может заменить то, чего у тебя нет, но к чему ты так стремишься. Герои картины, для которых простой переход дороги может окончиться смертью, будут раз за разом преодолевать свои страхи, исследуя этот огромный и прекрасный мир. «Только представь!» — это, в первую очередь, фильм о жизненной борьбе с обстоятельствами. Только обстоятельства у персонажей очень непростые. …Создатели картины хоть немного, но погрузили зрителей в реальность героев. Оператор выдает обилие крупных планов и «обрезанных» кадров, когда так и хочется взглянуть на то, что вокруг героев, но не выходит. Отсюда акцент ложится на детали и, конечно же, на звуки, наполняющие весь фильм. После просмотра мне захотелось хоть немного по-новому взглянуть на окружающий мир. Послушать перестукивание птичьих шажков по карнизу, ощупать гладкую гальку из-под ног и подумать про то, что реальность вокруг, во многом уже понятная и приевшаяся, еще способна таить в себе простой шарм существования. https://www.kinopoisk.ru/user/1734618/comment/1777244/
- Как мне кажется, очень ценно, что после просмотра в душе не остается горечи. Не хочется упрекать автора сценария в несправедливости к героям, не хочется забыть то, что видел, не хочется отгородиться от темы слепоты и вернуться в спокойный мир зрячих людей. Скорее наоборот, возникает странное желание почувствовать себя на месте персонажей фильма и попробовать с закрытыми глазами налить воду в стакан. А потом удивиться, что это не так просто, как думалось в начале. https://www.kinopoisk.ru/user/3345388/comment/1851772/
- Каждым словом, кадром и полутоном Якимовский рассказывает удивительную историю о том, что для того чтобы быть полноценным человеком нужно что-то большее нежели 100% физическое здоровье. Незрячий Йен не только не является неполноценным. Нет. Йен обладает удивительным даром созидать целые миры, и в том, что он и есть истинный Супермэн нет никаких сомнений. https://www.kinopoisk.ru/user/661623/comment/1830769/
- Наверное, правда то, что мы и на четверть не знаем о собственных возможностях…
Почему мы никогда не задумываемся над тем, как звучит шорох птичьих крыльев, сколько шагов до ближайшего дома… Прислушивались ли мы когда-нибудь к звуку пьющей молоко кошки? Ко всем тем чудесным мелочам, которые мы видим и слышим каждый день, но совершенно не обращаем на это внимания. А ведь то, что мы считаем привычным и будничным, для других есть настоящая радость. Радость познания мира…
Загнанные в определенные рамки, мы подобно цирковым лошадям, постоянно бегаем по кругу, полагая что этот круг и есть наша жизнь… С раннего детства привыкшие, к подобным ограничениям, мы покорно принимаем эти правила, зачастую лишая себя ощущений всей полноты жизни… Но к счастью, всегда находится тот, кто перешагивает через рамки общепринятых условностей и открывает для нас дверь в абсолютно иной мир… Мир, полный солнца, радости и новых возможностей. Мир, в котором существует зеленая трава, запах цветущего луга и морского бриза… Именно таким человеком для группы незрячих детей стал их новый преподаватель по имени Иен. Незрячий сам, он помог поверить в себя, понять то, что даже не видя, как прекрасен окружающий мир, у каждого из них есть возможность чувствовать, слушать, ощущать и наслаждаться им. Для этого надо только представить его в своей голове… https://www.kinopoisk.ru/user/1806573/comment/1898210/ - Йен— совершенно уникальный человек, который отчаянно и со страстью хочет жить и живет, не смотря ни на что. В своем роде он настоящий гений, потому что не каждый зрячий человек сможет так искусно проворачивать дела с девушкой, которая ему интересна, как это делал Йен. Не раскрывая всех карт развязки фильма, хочется назвать Йена скорее фокусником или иллюзионистом — вряд ли он по-настоящему хотел причинить кому-то зло (он этого и не сделал, к счастью), он просто верил в то, что преподавал и, что именно его система сработает так, как мечтал он. Беда лишь в том, что он, сохранив какую-то толику детской веры в чудо, не смог убедить в это слишком прагматичных окружающих его взрослых врачей и медсестер. Но кто знает, кто тут прав — главный врач, который чрезмерно оберегает детей от острого и болезненного взаимодействия с окружающей действительностью или Йен, который кидается на эту действительность сам и пытается «кидать» своих учеников. Для кого-то полезным окажется один подход, для кого-то — другой.
Что касается этической стороны данной истории, то хочется заметить, что как любая история с околосказочными элементами или хоть немного похожими на волшебство, тут говорить об этике сложнее всего. Как можно осудить человека, который свято верит во что-то, даже если в глубине души он знает, что все это обман не только окружающих, но и самого себя. Ведь он все равно идет вперед, даже если это может оказаться плачевно.
С эмоциональной стороны фильм очень сильный, имеющий даже какую-то ураганную силу. Один тот факт, что показана совершенно иная жизнь, с исключённым одним чувством и обостренными другими. Как это может нести ураганную эмоциональное воздействие на зрителя? Очень легко — когда ты представляешь, что кто-то имеет настолько развитый слух, что может сделать его одним из «костылей», которые так необходимы в повседневной жизни, начинаешь переживать весь спектр эмоций, от удивления до ужаса, но в любом случае все в итоге имеет очень глубокую силу. Драматизма, конечно, добавляет и тот факт, что в школе учатся преимущественно дети и подростки. Не смотря на то, что они изначально относятся с опаской и чуть скептически к новым методам, и видно, что не сильно они расстраиваются при разоблачении Йена, такой поворот событий все равно очень сильно влияет на те впечатления, которые оставляет фильм. Ведь, если бы та же история произошла в школе для совсем уже взрослых людей, эмоции бы он вызывал совсем другие. К слову, если вернуться к этической стороне фильма, именно в этом вопросе она проявляется сильнее всего — украсть конфету у младенца может каждый, особенно, если в данном случае младенцем является человек, не столько по возрасту, сколько по определенным навыкам и умениям. Но, не смотря на все это, Йена сложно назвать отрицательным героем — и это очевидный плюс фильма. https://www.kinopoisk.ru/user/122322/comment/1790529/ - Фильм чуткий, тонкий— на одном дыхании. Красиво показано странное чувство — любовь и все что к нему прилагается. Кино заставляет задуматься, что порой мы, имея в арсенале все 5 основных чувств!, меньше замечаем, меньше восхищаемся и радуемся всему прекрасному вокруг нас. Как те мужички, в одной из сцен фильма, играющие в шашки и пьющие вино и даже не подозревающие, что море рядом, а не за 2 квартала, не говоря уже об утраченной способности наслаждаться простым морским бризом… https://www.kinopoisk.ru/user/2384086/comment/2218816/
- Никто не остается равнодушным, наблюдая за тем, как герои фильма преодолевают свои страхи, боль, разочарования, находя силы к радости и вере: в возможность быть такими, как все, в способность любить и видеть, рисуя корабли вместе с героями фильма в нашем воображении, мы проживаем эту историю вместе с ними, только представь… https://www.kinopoisk.ru/user/2921714/comment/1826227/
- Здесь и начинается противостояние, во многом основанное на эгоизме, чувстве зависти начальства и упорстве Яна. Часто случается такое, что новому закрыта дорога только потому, что это новое пришло в голову другому человеку, и начинается произвол со стороны власть имущего, активная пропаганда безопасности, которая не более чем, попытка оправдать и прикрыть свою бездарность, аморфность и даже ограниченность мышления. …Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Все зависит от нас самих, как мы себя воспитываем, какими хотим быть. Можно быть таким как Ян и Генри Торо, страстно любить жизнь, гореть мечтой преодолевать препятствия, смелым, но в то же время аутсайдером, а можно забиться в угол, бояться высунуть нос на улицу, убеждая себя, что безопасность — это и есть жизнь, а не жалкое существование. Выбор за вами.https://www.kinopoisk.ru/user/4512625/comment/2360143/
Сходная проблематика:
- 1+1 (Intouchables), реж. О.Накаш, Э. Толедано, 2011.
- Держи ритм (Take the Lead), реж. Лиз Фридлендер, 2006.
- Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь (Giuseppe Moscati: L’amore che guarisce), реж. Джакомо Кампиотти, 2007.
- Заклинатель лошадей (The Horse Whisperer), реж. Р.Редфорд, 1998.
- Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
- Пробуждение (Awakenings), реж. Пенни Маршалл, 1990.
- Сотворившая чудо (The Miracle Worker), реж. Артур Пенн, 1962.
- С первого взгляда (At First Sight), реж. Ирвин Уинклер, 1999.